The Banner Saga
Какое-то время назад чуть ли не все вокруг в голос твердили, что Kickstarter — это круто, а у разработчиков наконец-то появилась возможность творить, не оглядываясь на желания издателей. Но прошло почти два года, а крупные проекты, профинансированные игроками, все не спешили появляться на свет (с натяжкой за исключение можно принять разве что Shadowrun Returns). Люди пошумели-пошумели, да и забыли. И зря! С небольшим перерывом вышли сразу две отличные Kickstarter-игры — замечательная Broken Age от Тима Шейфера (ищите рецензию на соседних страницах) и The Banner Saga. И знаете, только они вдвоем уже оправдывают существование всей этой затеи с краудфандингом.
[[BULLET]] Пропитание для людей необходимо приобретать за ту же валюту, что требуется для прокачки воинов отряда. Что, разумеется, зачастую ставит вас в не самое удобное положение.
Звездное наследие
Впрочем, есть у Kickstarter и один серьезный недостаток (хотя, конечно, это с какой стороны подойти): успеха там, как правило, добиваются не столько сами идеи, сколько имена людей, которые за ними стоят. И если тому же Тиму Шейферу сыграл на руку тот факт, что он… Тим Шейфер, то никому не известные основатели Stoic Games привлекли к себе внимание тем, что в какой-то момент покинули стены BioWare.
[[BULLET]] Персонажи то и дело погибают, словно герои какой-нибудь «Игры престолов». Предугадать и предотвратить их смерти, к сожалению, выходит далеко не всегда.
Почерк бывших «биовэровцев» виден сразу: The Banner Saga действительно очень напоминает проекты канадской студии. Главная ставка здесь тоже делается на интересную историю, с персонажами можно вести задушевные беседы, вымышленная вселенная продумана до мелочей, а течение сюжета во многом зависит от принимаемых вами решений. Только акценты здесь другие. Если в Mass Effect или Knights of the Old Republic нам приходилось брать на себя роль избранного, кому по силам побороть зло, то в The Banner Saga все куда печальнее: мир загибается и даже целому легиону Шепардов не под силу спасти его. Единственное, что в такой ситуации остается, — бежать.
В недобрый путь
Боги мертвы, солнце остановилось, а люди, делящие мир с великанами-варлами, все чаще становятся жертвами дреджей — расы каменных воинов, истребляющих все живое на своем пути. В такой обстановке и начинается наша история. История не о великих подвигах, а о долгом пути двух караванов, цель которых — добраться до более-менее безопасного места.
[[BULLET]] Несмотря на малое количество анимации, игра очень красива. Словно старый рисованный мультфильм, пришедший прямиком из прошлого века.
Игроку в этом мероприятии выпадает самая тяжелая роль — стать лидером для сотен людей и варлов. Караван медленно движется вперед, натыкаясь на врагов, какие-то случайные события или останавливаясь отдохнуть, а от нас требуется время от времени воевать, следить за количеством провианта и принимать решения.
[[BULLET]] Случаются во время путешествия и приятные сюрпризы, способные поднять всем настроение и заставить улыбнуться. Жаль, что редко.
Но если толкать пафосные речи и сражаться в The Banner Saga достаточно приятно, то вот внезапных встреч и каких-то неудобных вопросов с каждым разом хочется все меньше и меньше. Практически в любой ситуации нас заставляют делать выбор, и он здесь порой дается тяжелее, чем в каком-нибудь The Walking Dead.
[[BULLET]] Сценаристы не особенно стараются разжевывать подробности о мире игры, однако при желании практически все можно узнать из сводок на карте.
Бед на вашу голову свалится неимоверное количество — масштабные бои, стычки с бандитами, предательства, пьяные драки между людьми, кража продовольственных запасов, — все они кажутся тривиальными только до тех пор, пока перед вами не появится окошко с вариантами ответа. Скажем, вы встретили группу помятых людей, которые, по их словам, тоже бегут из своих деревень от надвигающейся беды. Встает дилемма: позволить им влиться в караван или нет? Не предадут ли новобранцы на следующий день, стащив всю еду? Хватит ли на всех припасов? Принять верное решение зачастую невероятно трудно, как и предугадать его последствия. В одной ситуации очевидный, казалось бы, ход может привести к трагедии. В другой же, напротив, какая-нибудь глупость внезапно исправит ситуацию.
[[BULLET]] Своих бойцов можно прокачивать, а также экипировать различными предметами, повышающими навыки.
The Banner Saga учит быть по-настоящему расчетливым и жестким — благородство тут не в чести и, как правило, наказуемо. Если в других играх всегда стремишься прийти кому-то на помощь, то здесь лучше несколько раз подумать, а нужно ли рисковать своими бойцами ради спасения горящей деревеньки или лучше пройти мимо, пока враги заняты? Забудьте про «хорошо» и «плохо» — каждый ход по-своему правильный и нет. Пожертвовали человеком ради припасов? Что ж, значит, вы только что спасли от голодной смерти кого-то другого.
[[BULLET]] При необходимости показатели воли можно восстановить, убив кого-нибудь из врагов или активировав нужную способность.
Но если за тем, как уменьшается число людей в караване, еще можно более-менее спокойно наблюдать (представлены потери в виде цифр), то перенести утрату полюбившегося персонажа, прошедшего с вами пол-игры, куда тяжелее. У каждого бойца есть свой характер, свои секреты и свои особенности. Верный великан Айвер с целой кучей скелетов в шкафу, милая и еще совсем наивная дочь одного из героев Алетта или своенравный принц Людин — все они по-своему интересны, и именно благодаря им историей так сильно проникаешься.
Боевые шахматы
В таком контексте сами сражения кажутся далеко не самым нервным занятием. Со времен условно-бесплатной The Banner Saga: Factions механика никак не поменялась. У каждого бойца есть три основных показателя: защита, сила и воля. И если с защитой все относительно понятно (аналог брони), то с двумя другими дело обстоит несколько любопытнее. Особенность в том, что сила отвечает и за наносимый бойцом урон, и за его здоровье: чем ближе герой к смерти, тем слабее удар. И наоборот. Ну а воля помогает пройти за один ход немного дальше, атаковать сильнее или выполнить какой-нибудь особенный удар. В связке все эти нюансы кардинально меняют впечатления от обычных, казалось бы, пошаговых боев. Интерес не пропадает до самого конца, а вызов, простор для экспериментов и, что самое главное, необходимость выбирать встречаются постоянно. Что снимать первым делом — защиту или силу? Использовать волю, чтобы быстрее добежать до цели, или лучше придержать очки и потом нанести врагу больший урон?
[[BULLET]] Некоторые персонажи не устают напоминать о том, что в этой игре мы вовсе не спасители мира.
Многое зависит и от выбранных перед сражением бойцов и их расположения на поле боя. Персонажи отличаются друг от друга не только особыми умениями, силой и числом занимаемых клеток (людям достаточно всего одной, великаны же подминают под себя аж четыре квадратика), но и специализацией. Лучники могут уничтожать противников с относительно безопасного расстояния, копейщики — атаковать по диагонали, а тяжелые бойцы, например, бить сразу по нескольким врагам. Участников отряда желательно использовать в связке друг с другом и вовремя применять определенные спецумения — искусственный интеллект здесь отнюдь не глуп и свой шанс упускает редко.
К сожалению, есть во всем этом великолепии и один недостаток — бюджетность. Собранная Stoic сумма (723 тысячи долларов) превысила изначально запрашиваемую более чем в семь раз, но The Banner Saga все равно не может похвастаться ни озвученными диалогами, ни обилием анимации. Впечатление из-за этого несколько портится: только что ты смотрел поразительно красивый ролик и наслаждался музыкой от композитора Journey Остина Уинтори, а уже в следующий момент тебе предлагают в гробовой тишине читать бесконечные описания и диалоги. Такое чувство, что перед тобой не современная ролевая игра, а старый текстовый квест. Все это, конечно, по-своему атмосферно и порой вызывает ностальгию по былым временам, однако слишком уж многие события приходится достраивать при помощи воображения.
Впрочем, это скорее придирки, тем более что The Banner Saga лишь начало действительно большой истории. Несмотря на достаточно солидные по нынешним меркам 10-12 часов прохождения, потенциал вселенной остался нераскрытым: в мире The Banner Saga, уверены, можно рассказать еще множество историй. Важно только, чтобы игроки это осознали и купили игру. Не нам, конечно, читать мораль, но именно от вас зависит, насколько скоро мы увидим продолжение. И увидим ли его вообще.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
9
Графика:
8
Звук и музыка:
8
Интерфейс и управление:
7
Дождались?
Потрясающее приключение, которому помешал раскрыться на полную катушку лишь скромный бюджет. Будем надеяться, что продаж первой части окажется достаточно, чтобы к сиквелу разработчики смогли поднять планку качества.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»