Lightning Returns — Final Fantasy XIII
Близкие по духу
Давид Рюэль, «Случайность и хаос»
В финале Final Fantasy XIII-2 мир наконец-то был почти полностью уничтожен и поглощен хаосом. И стоило бы на этом закончить. Тринадцатая часть в народе особой любви не снискала, и желание поскорее от нее избавиться, сосредоточив внимание на Final Fantasy XV, было бы вполне понятно. Но разработчики все же посчитали точку в конце недостаточно жирной и грандиозный финал решили разыграть как раз на гибнущем в пучине хаоса клочке земли, позвав всех мало-мальски важных персонажей из предыдущих частей трилогии. Ну а на главную роль пригласили Лайтнинг, горячо любимую всеми тремя с половиной верными поклонниками.
Не последняя фантазия
Провалявшись в кристаллическом стазисе полтысячелетия, героиня просыпается по воле не абы кого, а самого Творца. Мир пропал окончательно, хаос надвигается на последние бастионы человечества, и не остается ничего, кроме как лепить новый лучший мир. Но кому он нужен, если все люди сгинут? Для земли обетованной нужны людские души — должен же кто-то ее населять!
Вот за этим Лайтнинг Творцу и потребовалась. Ее задача — собрать как можно больше душ за тринадцать оставшихся до конца света дней. Героиня, к слову, просыпаться совсем не желала и готова была отказать даже богу, но тот оказался хитрей самого Люцифера и предложил взамен вернуть к жизни ее сестру. От такого предложения Лайтнинг отказаться не смогла.
► В пережившем катастрофу мире осталось всего два города, между которыми можно свободно перемещаться на поездах.
Больше всего здесь озадачивает то, что после красивого вступления о сюжете лучше забыть. Все, что будет дальше, — густая масса из знакомых персонажей и невообразимо пафосных диалогов. Разговоры героев слушать тяжело и утомительно, к тому же их отчего-то стало больше — при скатившейся в никуда смысловой нагрузке. А традиционных для серии красивых роликов, наоборот, на порядок меньше. И отвлечься-то не на что.
Персонажи словно взбесились. Логическому осмыслению их поведение поддается с трудом — герои постоянно теряются в собственных эмоциях, то изображая страдальцев, то принципиальных фанатиков, то включая неуместный позитив. Сама Лайтнинг демонстративно холодна и всеми средствами дает понять, что проблемы людей и бывших друзей ее не интересуют, но уже через минуту может чуть не расплакаться, встретив старого знакомого.
► Возможно, странное поведение героев — это попытка сценаристов их очеловечить. Но как бы то ни было, результат получился не самым выдающимся.
Биполярное расстройство
Забыть о сюжете несложно, потому что его в игре, по сути, почти нет, он виден разве что в самом начале и ближе к финалу. Большую часть времени нам предлагают исследовать мир и помогать его обитателям. Жители же за выполнение их пожеланий не только наградят Лайтнинг материальными благами, но и в прямом смысле отдадут душу, которая впоследствии и будет жить в новом мире. Продать душу за место в раю — какая ирония!
Как ни печально, с дополнительными заданиями дела обстоят еще хуже, чем с основным сюжетом. Все квесты — это давно надоевшие «найди-убей-принеси». И уж больно странное впечатление производят жители, за считанные дни до конца света просящие найти какие-то побрякушки и помочь с урожаем. Даже перед лицом неминуемой смерти местные истуканы думают исключительно о бытовых вещах.
► Игра почти не дает подсказок, где искать необходимый очередному зеваке предмет. И находятся они обычно просто случайно.
Теоретически заниматься этой рутиной не обязательно. Нужно лишь выполнить несколько сюжетных заданий, а остаток времени хоть проспать. Но на практике такой сценарий срабатывает только на легкой сложности.
Отныне монстры не приносят Лайтнинг очков опыта. Единственный способ поднять характеристики героини — выполнить те самые рутинные внесюжетные задания. Более того, над душой, в лучших (или худших) традициях первого Dead Rising , неумолимо тикает таймер, в реальном времени отсчитывающий минуты до конца света, а выполнение заданий может выиграть вам пару лишних часов. Но тут можно особо не дергаться: даже если поставить перед собой задачу освоить все побочные квесты, останется еще куча свободного времени.
Туда — не знаю куда
И коль скоро времени у нас навалом, можно посвятить себя исследованию мира — не зря же разработчики так активно рекламировали его открытость. Действительно, уже после обучения вам разрешат отправляться на все четыре стороны — почти все локации сразу же доступны для посещения.
► Вот в таких живописных местах нам предстоит провести большую часть игры.
Но вот что именно должно побудить игрока их посетить — тайна, покрытая мраком. Самое интересное, что можно найти на просторах вселенной, — зелье здоровья в каком-нибудь ящике. Эстетическое наслаждение тоже под вопросом. Странно говорить это о Final Fantasy, но выглядит игра неряшливо… мягко говоря. Если ключевые персонажи и монстры по-прежнему недурны, то серые невзрачные города и полупустые поля-луга, с редкими качающимися на ветру травинками, вызывают недоумение. Первая Final Fantasy XIII, вышедшая пять лет назад, на порядок симпатичнее — и дело тут, разумеется, совсем не в технологиях.
► Разработчики, видимо, берут пример с Piranha Bytes и одинаковые лица жителей прячут за пышными усами, бородами и за экстравагантными прическами.
Dressing Room Rider
Впрочем, луч света воссиял и в этом царстве мрака. Боевая система по-прежнему способна отвлечь внимание на себя, сгладить впечатления от остальных элементов и хоть как-то оправдать выход игры. На сей раз Лайтнинг лишили напарников, но схема боя почти не поменялась. Те же пошаговые битвы в духе Final Fantasy XIII, правда, Лайтнинг теперь может свободно перемещаться по полю боя (хотя на ход сражения это, как ни странно, влияет слабо) и разом играет сразу несколько ролей. Вместо того чтобы переключаться между героями разных классов, мы на лету меняем костюмы героини. Эффектно и необычно.
► Нарядов в игре и так просто прорва, ну а потратившись на DLC, Лайтнинг и вовсе можно нарядить хоть в Клауда, хоть в Лару Крофт!
Каждый костюм фактически привязывает героиню к определенному классу: одна «шкурка», к примеру, увеличивает магическую атаку и позволяет использовать стихийные заклинания, а другая делает из героини настоящего «танка», увеличивая защиту и награждая набором соответствующих умений. С помощью оружия и аксессуаров можно тоньше доработать каждый «класс» под себя, усовершенствовав его сильные стороны или добавив новые возможности. Так можно создавать любопытные гибриды и пробовать неординарные тактики.
► У каждого костюма свой запас очков действия, благодаря чему битвы стали еще динамичнее.
В полной мере наслаждаться боями мешает разве что подводящее разработчиков чувство меры — спецэффектов на экране столько, что порой трудно разглядеть, где там противник. Это критично, потому что теперь огромное значение имеет своевременное блокирование. Все как в слэшерах: поставили блок синхронно с атакой противника — урон списывается почти полностью. В битвах с некоторыми противниками каждая пропущенная атака может стать фатальной, и потому это важно.
Впрочем, подобные неудобства сильно впечатления от сражений не испортят. Как ни крути, боевую систему, придуманную еще в первой части трилогии, разработчики все-таки довели почти до эталонного состояния, сделав увлекательным даже процесс подбора экипировки. И очень жаль, что пока это единственное, в чем заметна положительная динамика.
► При желании стычек можно избегать. С новой системой развития это особенно актуально, к тому же за поражение у нас отнимают драгоценные минуты.
Особые рейтинги
5/10
Фансервис
Разработчики постарались угодить поклонникам, добавив в игру костюмы героев предыдущих частей. Это, конечно, приятно, но игроки ценят прежде всего знакомые ощущения, а вовсе не только подобные мелочи.
10/10
Chocobo!
А вот чокобо никуда не делись, по-прежнему милы, и на них даже можно кататься. Ну, хоть что-то!
- боевая система становится все лучше
- возможность нарядить куклу Лайтнинг по вкусу
- мир стал открытым.
- нет нормальной истории
- скучные задания
- удручающе дешевые локации
- неряшливость во всем.
6/10
Геймплей
6/10
Визуальный ряд
7/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
Ма, мне ко второму!
Проспать конец света.