South Park: The Stick of Truth
Близкие по духу
South Park — культовый провокационный мультфильм для взрослых, который всегда охотно и задорно говорил про игры, игроков и все с этим связанное, — просто не мог довольствоваться мелкотравчатыми поделками, гоночными аркадами и пинболами по мотивам. Многомиллионный бюджет, легендарные Obsidian Entertainment в роли разработчиков и активное участие отцов франшизы Трея Паркера и Мэтта Стоуна — вот это, черт возьми, по-нашему! За три с лишним года на таком фундаменте выросла ролевая игра, о тематике которой можно было догадаться заранее: естественно, она пародирует и высмеивает ролевые игры!
Южный Скайрим
Вся The Stick of Truth — это одна большая пародия на ролевое фэнтези. Сюжет закручен вокруг того, что детки Южного парка, включая старых знакомых Баттерса, Кенни, Стэна и Картмана, играют в полевую ролевку. Они разделились на два лагеря — эльфов и людей, — назвались великими магами и бардами десятого уровня (естественно, бардом стал заика Джимми), нарядили Кенни принцессой и устроили войну за легендарный артефакт, дарующий власть над миром, — Палку Истины. Надо ли пояснять, что последняя — это действительно обычная деревянная палка?
► Пожалуй, мы еще никогда так не сочувствовали Рэнди Маршу. ► Боссы по традиции презентуются в отдельных роликах.
В это время в город приезжает новенький — наш герой. Очень вовремя: на людей, возглавляемых королем-чародеем Картманом, как раз нападают эльфы, мечтающие захватить Палку. Картман, почувствовав в новичке избранного из пророчеств, обучает его азам сражений и бросает в бой.
Ну а дальше нас ждет типичный геройский труд: выполнять поручения короля, вербовать или спасать из заточения союзников, сражаться с боссами и, конечно же, убивать крыс в подвале. Модных нынче моральных дилемм, правда, почти нет, но в итоге у нас будет возможность переметнуться на сторону врагов — ролевка тут или не ролевка? И все это завернуто в фирменное мракобесие «Южного парка»: в процессе борьбы за Палку нам предстоит подраться с местными наркоманами, превратиться в гота-неформала, перебить школьных дежурных (рыжие всех до единого!) и даже пережить очень болезненное знакомство с инопланетянами-проктологами.
Песнь зада и пламени
► В бою вы легко можете обойтись без этой страшной магии, но если вы ею не владеете, какой же из вас Довакин? ► Картман даже в облике великого мага остается Картманом. Мудрейшим и справедливейшим!
Сюжетом южнопарковский угар, конечно, не ограничивается. После выбора имени героя, что бы вы ни предложили, засранец Картман все равно будет величать вас Чмо (это как Шепард, только Douchebag), а за заслуги перед отечеством к обращению добавят почтительное «сэр». Среди классов помимо вора, воина и мага есть еще еврей, и тот впоследствии овладеет секретным еврейским единоборством жидо-джитсу и уникальной атакой «Праща Давида».
Другим классам грех жаловаться: например, вор («Впервые вижу белого вора», — замечает Картман) может забрасывать врагов тухлыми яйцами, грабить их прямо во время атаки и призывать на помощь сразу всю воровскую гильдию. Кроме того, каждый класс может пользоваться «магией», в которой заключена вся соль и душа «Южного Парка»: каждое из четырех убойных заклинаний — это могущественная и доступная только истинным Драконорожденным техника газопускания. Фус!
Сражения тут напоминают пошаговые схватки из JRPG. Герой с напарниками стоит слева, враги — справа. Каждый в свой ход может атаковать, применить особое умение (или «заклятие») или выпить зелье. При этом во время атаки и защиты включаются QTE-мини-игры: чтобы ваша атака «прошла», а вражеская нанесла минимум урона, нужно вовремя щелкать мышью, а также быстро и в правильном порядке зажимать указанные клавиши. И это, как ни странно, к месту — добавляет неторопливой и вдумчивой боевке динамичности.
Вместе с нами в сражениях участвует один из напарников на выбор. Их умения едва ли не колоритнее наших собственных: так, паладин Баттерс может превращаться в своего любимого Профессора Хаоса, а принцесса Кенни страстно целует врагов и показывает им свои прелестные прелести, вызывая у тех приступы тошноты и отравления. Еще можно, как в классических JRPG, призвать на поле боя какого-нибудь духа (демона, персону…): например, владельца местного суши-бара, освобожденного из-под монгольского ига.
► Кенни тут все-таки убивают — это побочный эффект одного из его устрашающих умений. Но потом он по традиции быстро возрождается. ► Один из самых ярких моментов — сражение с целой монгольской ордой.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: после боя помимо нормальной экипировки остаются просто горы ненужного хлама. Мы забираем с врагов какие-то компакт-диски с порнофильмами, игрушки, «наборы выживания Бреда Питта», куски стекла и прочий мусор. Из ящика комода в спальне первого попавшегося дома можно вытащить использованный презерватив или фиолетовое дилдо «Молот» и потом все это богатство продать местным торговцам. Таким образом авторы докопались до еще одного клише: маниакального собирательства всего и вся, поощряемого в ролевых играх.
К слову, о «нормальной» экипировке — понятие «нормальная» в The Stick of Truth, сами понимаете, весьма относительное. Герой, начавший путь в типичных ролевых одеяниях, спустя некоторое время может бегать в еврейской кипе и избивать врагов инопланетным фаллосом. Помимо привычного оружия и брони на «куклу» можно нацепить разные виды очков, можно делать прически и изменять макияж — это не дает никаких бонусов, но это просто забавно.
Большой и длинный потенциал
За всем этим сумасбродством скрывается вполне работоспособная и разнообразная игра. У этих деток все по-взрослому: мы исследуем город, общаемся, сражаемся, выполняем квесты и развиваем героя. Умения каждого класса можно улучшать с получением нового уровня, а экипировку — с помощью разных нашивок. В боях поначалу приходится учитывать положительные и отрицательные эффекты, наложенные на вас или противника (например, кровотечение или горение), уровень защиты оппонента, его готовность провести контратаку, чередовать в разных ситуациях простые и мощные удары.
Иногда врагов можно устранять даже без драки: выборочная интерактивность окружения позволяет в некоторых случаях точным выстрелом опрокинуть на них какую-нибудь полку или взорвать газовый баллон направленным пусканием ветров. Где-то The Stick of Truth вообще проявляет себя как квест, где-то приходится использовать умения напарников — чтобы, например, Кенни приманил своей неземной красотой носителя важного ключика.
► Ну что тут скажешь… Клянемся!
Заданий много — не только сюжетных, но и побочных. При этом игра делает особую ставку на коллекционирование: всю дорогу мы собираем фигурки чинпокомонов, охотимся на причудливых животных, срываем какие-то плакаты, расставляем в нужных местах датчики по приказу Эла Гора. И постоянно облизываемся на сундуки с запретными сокровищами, которые зачастую очень хитро запрятаны. Тут снова всплывает квест.
Наконец, The Stick of Truth — пожалуй, первая игра, где в механику органично вплетена типичная современная социальная сеть. Тутошний аналог «фейсбука» — это внутриигровое меню, в котором помимо характеристик, инвентаря и карты отображаются сообщения друзей, зачастую подсказывающие, что делать дальше. И, кстати, искать и заводить новых друзей по всему городу — это один из главных квестов. Чем больше у вас френдов, тем больше доступно перков, увеличивающих уровень здоровья, повышающих урон от дальнобойного оружия и так далее.
Там перелет, тут недолет
► С помощью подавленного волей избранного анального зонда мы сможем перемещаться между особыми порталами и попадать в ранее недоступные места.
Все это веселит и увлекает, тем более что The Stick of Truth выглядит и звучит точь-в-точь как исходный сериал и время от времени бомбардирует вас фирменной социальной сатирой и издевками в адрес конкретных социальных групп. В конце концов, в какой еще игре вам позволят найти Иисуса между скамейками в церкви?
Сценарий писали сами Трей Паркер и Мэтт Стоун — трудно представить, чтобы подобное могло выйти из-под пера сотрудников Obsidian Entertainment, писавших когда-то тексты для Planescape: Torment. Наверное, Паркер и Стоун хотели поставить новый рекорд в пошлости и задрать собственную антиханжескую планку еще выше, потому что местами The Stick of Truth позволяет себе даже больше, чем сериал. Хотелось бы к такому еще и более изощренной сатиры, но весь сатирически-пародийный потенциал сценария, по большому счету, не выходит за рамки насмешек над ролевиками и вышеупомянутых шуток про Иисуса и монгольскую орду. Потому иссякает этот потенциал чуть быстрее, чем хотелось бы.
► Как только получите хорошее оружие, про уловки врагов можно будет забыть до конца игры.
К тому же игровая механика порой болезненно сбоит. Если поначалу выживать тут действительно непросто, то где-то часа через два-три деньги становится просто некуда девать, инвентарь ломится от ненужной экипировки, а использование магии и спецумений отходит на второй план: куда проще всех быстро перестрелять из лука! Добавьте сюда не самое удобное управление (герой постоянно застревает в окружающих предметах), кривую навигацию по карте (зачастую ваше положение на ней отображается неверно)… в общем, Южный Парк — место далеко не райское.
* * *
На самом деле нечто подобное The Stick of Truth мы уже видели. Речь о Penny Arcade Adventures — еще одной пародийной ролевке по мотивам известного юмористического медиа. Но та игра была разбита на эпизоды, и, вероятно, Obsidian стоило последовать ее примеру — потому что одно дело смотреть двадцатиминутную серию, полную туалетного юмора и провокационной сатиры, и совсем другое, если на одну историю в том же духе уходит порядка пятнадцати часов.
Впрочем, это уже ворчание. Придумать лучшую игру по «Южному Парку» в самом деле сложно, и с возложенной на нее задачей The Stick of Truth справляется отлично.
Особые рейтинги
10/10
Пародируй это
The Stick of Truth — безусловно, одна из самых ярких, последовательных и всеобъемлющих пародий на типичные ролевые игры. Шутки, отсылки и подколки в адрес известных серий встречаются буквально на каждом шагу, и поначалу это сбивает с ног. Потом привыкаешь.
10/10
Живущие в сети
До выхода Watch_Dogs это едва ли не первая большая игра, где социальная сеть органично вписана в геймплей, а игроки вынуждены натурально охотиться за новыми друзьями.
- выглядит, звучит и ощущается один в один как исходный сериал
- фирменная социальная сатира
- неожиданно разнообразная и богатая механика
- местами кажется, что сериал все-таки смешнее
- во второй половине игра становится слишком легкой в двумерных декорациях бывает трудно понять, где можно пройти, а где — нет.
7/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
6/10
Интерфейс и управление
8/10
Звук и музыка
Туалетный утенок
Не выдержать потока сортирного юмора и с позором ретироваться в душ.