Wolfenstein: The New Order
Близкие по духу
Михаил Тараткевич, «Такой и должна быть легенда»
История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Однако фантазии на тему « а что было бы, если бы… » пользуются стабильной популярностью как в кино и литературе, так и в играх. Альтернативная история — тема очень выгодная, но тонкая. Любые исторические личности и события в ней могут сочетаться самым удивительным образом. А в результате может выйти как что-нибудь действительно интересное и уникальное, так и откровенный трэш в духе «Президента Линкольна — охотника на вампиров».
Вот и создатели Wolfenstein: The New Order решили попытать свои силы на этой ниве и отправили Би-Джея Блажковича в такой мир, какой раньше ему мог только в кошмаре привидеться. Получилось, кстати, хорошо.
[[VIDEOID_12839]]NO_DESC[[/VIDEOID_12839]]
Шоковая терапия
Капитан Би-Джей Блажкович, неизменный герой и символ Wolfenstein, на протяжении всей тридцатилетней истории серии, не зная сна и отдыха, продолжает душить фашистскую гидру почти в одиночку. И именно за этим занятием мы в очередной раз и застаем его в самом начале The New Order — в составе небольшого отряда Би-Джей храбро и самоотверженно штурмует неприступную крепость кровожадного нацистского генерала Черепа.
Кругом тем временем творится почти высадка на Омаха-Бич из «Спасти рядового Райана» в миниатюре (ну или из ранних частей Medal of Honor). Однако кровь, боль и душераздирающие предсмертные вопли здесь соседствуют с прыжками между самолетами на полном ходу и металлическим лязгом челюстей гигантских роботизированных собак.
Хотя учитывая, что в предыдущей инкарнации серии капитан боролся с настоящими боевыми магами и привидениями, градус бредовости на сей раз находится на приемлемом уровне.
► Вступительный уровень — глубокий реверанс в сторону бывалых поклонников. Снова вторая мировая (даром что на дворе 1946 год), снова нацисты и снова штурм замка.
Но дальше краски сгущаются все сильнее. Блажкович, впервые, кажется, в своей жизни, задание с треском проваливает. Да еще и теряет друга, которого генерал Череп с предельным цинизмом и жестокостью разделывает прямо на глазах у капитана.
Самому же Блажковичу удается ускользнуть, но лишь ценой жуткой травмы головы, из-за которой герой попадает прямиком в клинику для душевнобольных. Там Блажкович день ото дня пустым взглядом таращится в окно долгих четырнадцать лет. Отвлекают и хоть немного приводят его в себя лишь регулярно заглядывающие отряды СС, забирающие больных для экспериментов, — ненависть к нацистам все сильнее закипает в груди капитана.
► Уже в самом начале игра предоставляет непростой выбор — кого из двух друзей отправить под нож Черепу? Решение самым непосредственным образом повлияет на сюжет. Так что, по задумке создателей, пройти The New Order стоит как минимум два раза.
Привнести такую серьезную нотку в серию, в которой одним из боссов когда-то был Гитлер с двумя пулеметами, — решение смелое и непростое. И тем приятнее, что разработчики с задачей весьма успешно справляются.
Преподносится все это дело на удивление сильно срежиссированными роликами с мастерским монтажом и метко подобранной музыкой. Порой складывается ощущение, что смотришь хороший сериал. Умение показать мирные сцены так же захватывающе, как падения небоскребов (а подобных зрелищ в духе Call of Duty здесь тоже хватает с лихвой) дорогого стоит.
► И сидел бы Блажкович до конца дней своих, буравя пустым взглядом окно во двор, но заявившийся однажды карательный отряд учинил в клинике такую резню, что капитан мигом исцелился и наконец вонзил нож в горло первому за долгие годы нацисту.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: видимо, чтобы подчеркнуть серьезность своих намерений, разработчики вплели в сюжет полноценную любовную линию и даже пару постельных сцен добавили. Ход верный — Би-Джей все меньше напоминает бесчувственную машину смерти и все больше походит на человека.
Мировое господство
На дворе 1960 год, и фашизм победил окончательно и бесповоротно. Под железной пятой Третьего рейха оказался весь мир — от холодных просторов Сибири до жарких пустынь Африки. Генеральный план Ост во всей красе — избранная арийская раса доминирует, знамя со свастикой гордо реет по всей Земле (и даже на Луне).
Выглядит мир нового порядка необычно, удивительно и чертовски стильно. Здесь воедино слились и знакомые черты «наших» шестидесятых, и ретро-футуризм, и собственно Германия времен правления Адольфа Гитлера. Широкие улицы, мощенные темным камнем, патрулируют солдаты в экзоскелетах, в компании роботизированных собак, кругом высятся гигантские помпезные здания и черные небоскребы, затянутые полотнами со свастикой, а по радио The Beatles исполняют патриотические песни на немецком.
► Берлин времен нового порядка действительно поражает помпезностью. Даже Блажкович на мгновенье теряет дар речи.
Но в то время как истинные арийцы пользуются всеми благами новой цивилизации и ездят отдыхать в Загреб, прочие народы влачат весьма жалкое существование. Недовольные отправляются в концлагеря, где фактически встают перед непростым выбором — идти на убой сразу или, словно в «Списке Шиндлера» записаться чернорабочим на изготовление бетона. Однако своего Оскара Шиндлера здесь не нашлось, так что и такая работа спасает разве что до первой оплошности.
► Поспорить с невероятными немецкими технологиями не смогли даже Штаты, капитулировавшие после того, как Рейх сбросил на Нью-Йорк атомную бомбу. Откапывать все самое интересненькое приходится, кстати, собственноручно, отыскивая на уровнях газетные вырезки.
Не удивительно, что в таких условиях движение сопротивления представлено жалкой горсткой бойцов, которые и сами-то уже не горят особым энтузиазмом. Да и люди в сопротивлении непростые: у всех свои мотивы, проблемы и переживания. Так, например, Клаус когда-то воевал на стороне Рейха, но после того, как по вине жестокой политики режима лишился жены и сына, очутился на противоположной стороне баррикад. В лагере сопротивления он взял под свою опеку и полюбил как родного сына Макса Хасса, гиганта, который в своем развитии застрял на уровне маленького ребенка. Если бы не Клаус, Хасса ждала бы разве что печь.
► Многие вообще воевать не хотят, просто сопротивление — единственная альтернатива концлагерю. С такими «живыми» персонажами даже простецкая история о мести и партизанской борьбе внезапно оживает и застревает в памяти.
А вот на противоположной стороне баррикад сложных личностей нет. Все как на подбор — кровожадные мясники и тираны, убежденные, правда, что действительно стоят за правое дело. Однако никакого сочувствия к ним разработчики вызвать и не пытаются, шинелью с нуждающимся ни один немец здесь не поделится и консервный нож не принесет. В исполнении офицеров и солдат Рейха мы увидим лишь истязания пленников и кровавые расправы, сопровождаемые речами о превосходстве арийской расы.
Сильный антагонист и серые тона смогли бы добавить истории еще больше глубины, а так получилась классическая борьба добра со злом. Зато голову в сомнениях ломать не приходится.
► Относительно человечным вышел разве что любовник фрау Энгель, который действительно всем сердцем любит свою «госпожу». ► Впрочем, и сама фрау с ее тестом на чистоту крови запомнится вам надолго.
Правда, к совести Блажковича обращаются даже местные злодеи, причем весьма эффективно: « Эй, капитан, тот дирижабль, что ты сбил… На нем ведь трудились простые работяги, с детьми и семьями! » — выкрикивает Череп. И Блажковича это задевает, причем до такой степени, что всю игру он то и дело ударяется в воспоминания и зачитывает монологи, которые одобрил бы и сам Макс Пэйн: « Еще один погибший в бою мальчишка. Сколько их уже? Я сбился со счета ».
Машина времени
Серьезный сюжет и душевные метания главного героя — штука, серии совершенно не свойственная. Но вот в плане игрового процесса игра почти вернулась к истокам (в хорошем смысле слова). Даже эксперименты, начатые в Wolfenstein 2009 года выпуска, разработчики напрочь отвергли.
Вся игра, как и в старые добрые девяностые, целиком и полностью посвящена безостановочному истреблению всего живого. Даже арсенал получился классически аскетичным: нож, пистолет, дробовик, автомат, снайперская винтовка, гранаты — все до боли знакомо и привычно. Разбавляет это дело только энергетическая винтовка, поджаривающая и эффектно разносящая противников в клочья, но и она не сравнится с пушкой, работающей на энергии черного солнца, из предыдущей части.
► С помощью энергетической винтовки можно резать металлическую сетку и некоторые металлические перегородки, подбираясь таким образом противнику с тыла.
Зато из любых стволов можно спокойно палить с двух рук. Даже дробовики и снайперские винтовки для этого годятся. Блажкович-то — богатырь, каких поискать. Выглядит это все весело и задорно, но с серьезным сюжетом и печальными персонажами контрастирует, конечно, сильно.
Только что Блажкович бегал по базе в поисках потерянных игрушек Хасса и пел грустные песни под гитару, а теперь отстреливает нацистов в силовой броне из двух снайперских винтовок разом.
► Портит впечатление лишь невзрачный вид вооружения. Впрочем, за местные стволы не только глаз не цепляется, звучат и ощущаются они тоже неважно. В Rage было ровно то же самое, так что и этот элемент, видимо, достался игре в наследство вместе с движком.
Целительная лоботомия
Но применять арсенал приходится на отрядах, собранных, видимо, из обитателей той самой психиатрической лечебницы, в которой томился Би-Джей. Глядя, как солдаты вермахта лезут под пули и выстраиваются очередями в узких проходах, порой диву даешься, как с такой армией Рейх умудрился поставить весь мир на колени. Спасает положение лишь разнообразие вражеских единиц. Когда на тебя прет целая дивизия в сопровождении закованных в броню ракетчиков, шагающих мехов и механических псов — волей-неволей приходится обдумывать план действий. Глупость глупостью, а силой и числом задавят.
Однако за разнообразием противников внезапно потерялись интересные боссы, хотя ими серия всегда славилась. Их тут всего несколько, и интересными их назвать язык не повернется. По сути, от обычных врагов они отличаются лишь повышенной живучестью и гигантскими размерами.
► Автоматически здесь восстанавливается лишь небольшая часть здоровья. Остальное будьте добры залечивать аптечками, как в старые добрые.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: имеется в игре и простенькая ролевая система, представленная набором перков, разбитых по четырем категориям: тактика, бой, скрытность и взрывчатка. Чтобы открыть перк, нужно выполнить определенное условие: убить сто человек из автомата, например, или взорвать вражеского офицера гранатой. В награду вы получите увеличение боезапаса, ускорение восстановления здоровья, больше гранат в сумке и другие простые, но все же полезные улучшения.
Чем дальше по сюжету, тем более пестрые и разнообразные враги прут нам навстречу. Гибнет Блажкович быстро даже на средней сложности. А потому веселая беготня со вдавленной намертво гашеткой и резвыми стрейфами постепенно перетекает в позиционную борьбу в духе Gears of War. Для этого разработчики придумали весьма интересную систему укрытий. Зажав специальную кнопку, можно перемещать тело капитана не сходя с места: и вбок выглянуть, и вверх высунуться, и даже к прорези под дверью пригнуться и открыть безжалостный огонь по лакированным нацистским сапогам.
► Во многих случаях можно прибегнуть и к скрытному прохождению. Но местный стелс особо интересным не назовешь — противники до смешного слепы и глухи. Даже трупы своих сослуживцев они предпочитают не замечать.
Пришли мне открытку
Позади остался и открытый мир, на волне соответствующей моды притянутый за уши в Wolfenstein 2009 года. Так что носиться туда-сюда от одного ключевого персонажа к другому, натыкаясь на бесконечно возрождающиеся отряды фрицев, больше не придется. В The New Order уровни, по сути, линейные, но большие и разветвленные — без карты на них запросто можно было бы заблудиться.
► Движок хоть время от времени и удивляет размытыми текстурами и кривыми моделями, но в целом рисует очень приятную картинку.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Свернуть с проложенных тропок можно ради поиска секретов, коих здесь, по традиции, огромное количество. И речь не только о тайных комнатах с оружием и боеприпасами, но и о разного рода аудиодневниках, артах и газетных вырезках, раскрывающих историю.
Да и просто погулять по локациям приятно. Уникальная визуальная стилистика и работа художников вкупе с отличной системой освещения перекрывают недостатки технологии. Уровни предельно разнообразны — разработчики не стесняются буквально каждый час менять место действия, забрасывая нас то на дождливые, пропитанные духом нуара, улицы Лондона, то в давящий темный Берлин, а то и вовсе на Луну. А с местом действия меняются не только настрой и обстановка, но и цветовая гамма.
Даже обидно порой становится, что такие прекрасные места существуют лишь для того, чтобы вы мчались вперед и стреляли в фашистов из двух дробовиков. Но таковы раньше были законы этого жанра, и в этом вся прелесть.
Особые рейтинги
10/10
Культурная ценность
Каким бы старомодным шутером ни была The New Order по своей сути, по стилистике игра мало с чем сравнима и производит прекрасное впечатление. Ну а многочисленные трейлеры, рекламирующие игру, и вовсе можно издавать отдельным диском.
- впервые в серии увлекательный и серьезный сюжет
- «живые» интересные персонажи
- запоминающийся визуальный стиль и проработанная вселенная.
- оружие невзрачно выглядит и плохо ощущается
- глуповатые противники
- игровой процесс и сама история слабо связаны между собой.
7/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
9/10
Звук и музыка
7/10
Сюжет
ДОСТОВЕРНЫЙ ИСТОЧНИК
Пройдя The New Order, завалить экзамен по истории.