The Evil Within
Прежде чем придти к привычной для нас концепции Resident Evil 4 — испанская деревушка, одержимая голытьба с вилами и буйные ленточные черви-паразиты, — Синдзи Миками успел отбросить несколько непохожих задумок. Например, один из прототипов показался разработчикам слишком агрессивным. Resident Evil такой не стала, зато появилась Devil May Cry.
Другая версия, наоборот, была чересчур задумчивой. Леон Кеннеди в ней бродил по старинному особняку, светил фонариком и страдал от галлюцинаций. Пространство внезапно озарялось странным синим свечением, на героя нападали какие-то куклы, из картины вылезал аномально крепкий человек с крюком. Чтобы победить, нужно было сначала посветить на него фонарем и только потом стрелять. И эту механику придумали за несколько лет до Alan Wake.
[[VIDEOID_12669]]NO_DESC[[/VIDEOID_12669]]
Понятно, что эксперименты с галлюцинациями Леона, привидениями и ожившими доспехами слегка не вписываются в тематику Resident Evil. В этой вселенной есть вирусы и паразиты, но никогда не было ничего психологического и сверхъестественного. Вот если бы Миками делал самостоятельный проект, в новой вселенной, с чистого листа, тогда да — его ничто не ограничивает, и можно придумывать все что угодно.
Так что, наверное, не удивительно, что его The Evil Within так похожа на «Resident Evil с привидениями». После того как мы поиграли в превью-версию несколько часов, это впечатление только усилилось.
У вас помешательство
В демке было всего две неполные главы, четвертая и восьмая, связанные общей сюжетной линией. События новых глав разворачиваются уже после того, что показывали в геймплейных трейлерах. Пересказывать, что там было, мы не станем — лучше посмотрите сами.
[[VIDEOID_11689]]NO_DESC[[/VIDEOID_11689]]
Превью-версия начинается чуть спокойнее. Полицейский помогает врачу искать своего пациента, и они зачем-то идут в заброшенный хоспис глубоко в лесу. Хозяйство там довольно скромное: пара-тройка домиков, огород. Вдалеке горит костер и слышен чей-то истошный крик — местные «садоводы» поймали где-то женщину и решили растопить ее сердце. В буквальном смысле — они бросают пленницу в огонь.
Выглядят помешавшиеся колоритно: из голов торчат гвозди, лица перекошены. У одного вообще череп пробит деревянным колом. Себастьяну настоятельно не рекомендуется лезть на рожон — лучше пригнуться, тихо подкрасться к агрессивному фермеру и резануть ножом по горлу. Потом повторить то же самое со вторым. Ура — угрозы больше нет, а женщина… женщина догорает вместе с другими обугленными телами.
► Доктор и Себастьян как-то подозрительно спокойно реагируют на врагов.
В домике неподалеку горит свет. «Там мой товарищ, возможно, он нам поможет», — говорит доктор и серьезно ошибается. В помещении действительно кто-то есть, но он, видимо, тоже поехал крышей. Ободрал себе половину лица, развесил повсюду окровавленные лоскутки кожи и теперь ковыряется скальпелем в мертвеце, лежащем на операционном столе.
Тут выясняется важное — Себастьян, конечно, умеет драться, но серьезно покалечить врукопашную никого не сможет. Более того, даже с ножом в руке нападать в лоб — плохая идея, слишком уж нож неэффективен в открытом бою. Остается только огнестрел.
Тем временем фермеры у костра понемногу оклемались. Оказывается, чтобы убить врага, нужно либо прострелить ему голову, либо сжечь — для этого герой носит с собой спички. Они довольно быстро заканчиваются, но, чтобы тратить меньше, им можно найти более творческое применение. Например, поджечь сноп сена и поддать его ногой в направлении толпы, накрыв огнем всех сразу.
► Есть подозрение, что жители деревни слишком часто подвергались карательной психиатрии.
В конце концов в подвале соседнего дома мы находим съежившегося от страха мальчика — доктор наконец-то может вздохнуть спокойно, операция по спасению прошла успешно. И тут все вокруг заливает синий свет, из тени выходит некто в капюшоне. Доктор, кажется, знает, кто это такой, и советует Cебастьяну держаться от него подальше.
Можно сходить с ума
Полицейского мучают галлюцинации. Вот он уже один в коридоре. Вот коридор заливают кровью, как в «Сиянии» Кубрика, вот мы уже не в коридоре, а в каком-то служебном помещении, по пояс в нечистотах. Вокруг металлические решетки, контейнеры с мертвыми телами и много-много ловушек. Мины с датчиками движения, растяжки со взрывчаткой, а вдобавок кто-то разлил горючее. Место вконец неуютное, хочется покинуть его поскорее — но не выйдет. У выхода появляется все тот же человек в капюшоне. Дверь затягивается плотью, а позади из моря фекалий и крови поднимаются восемь фигур.
► Призрак мужчины со странным именем Рувик постоянно докучает главному герою.
Аккуратный игрок наверняка обезвредил все хитроумные механизмы и снял взрывчатку со стен — а зря. Боеприпасов на весь комитет по встрече явно не хватит. Кроме огнестрела у нас есть арбалет, но для прямого боя он подходит слабо и пригождается скорее для поддержки. Отбросить противников, отвлечь или на время задержать — все, с чем не справляются пистолет и дробовик.
Можно попытаться воспользоваться окружением, но безумцы резвые и так просто заманить себя в западню не позволяют. Подвести их, скажем, к ловушке с кольями проще простого — но нужно еще отыскать и вовремя потянуть активирующий ее рычаг. Или вот, допустим, вы ждете, когда противник наступит в лужу бензина, чтобы бросить ему под ноги спичку, и вдруг один из его друзей подбирается к вам со спины, воспользовавшись тем, что вы сосредоточены на другом, и портит весь план.
Что примечательно, все стычки с обычными чудовищами в демке спланированы с тем, что Себастьяну всегда было куда убежать. Локации больше похожи на «песочницу» с разными путями прохождения. Может получиться так, что двух-трех врагов герой положит самостоятельно, а потом спрячется и добьет остальных скрытно.
► Себастьян — очень хрупкий молодой человек, и он вряд ли выстоит против чудовищ в открытом бою.
Правда, сцены с серьезными противниками в Evil Within обычно такой свободы не дают. В одном из эпизодов Себастьян идет по длинному коридору, в конце которого располагается операционная. В ней внезапно материализуется многоногое и многорукое нечто и начинает преследовать героя. Стрелять в кошмар бесполезно, остается только бежать.
Неведомую тварь нельзя остановить, она следует по одному и тому же маршруту. Сцена целиком заскриптована, и осознание этого сильно мешает погружению. Даже тот момент из первого трейлера, когда герой, прихрамывая, бежит от маньяка с бензопилой, на деле линеен. Вы просто бежите вперед, и, пока у вас это получается, Себастьяну ничто не угрожает.
Один дома
В другой главе Себастьян попадает внутрь заброшенного особняка. Попутно выясняется, что в доме располагается частная психиатрическая лечебница, методы лечения в которой ну слишком уж радикальные. В основном тут препарируют живых людей.
Перед носом у полицейского закрывается дверь с интересным механизмом: от нее в разные части особняка проведены три трубки. Задача нехитрая — посмотреть, куда они ведут, и постепенно открыть все три замка. На конце каждой трубки установлено жуткое устройство, которое поддерживает в сознании человеческий «препарат». Представьте голову профессора Доуэля, только с рассеченной черепной коробкой и без одного полушария мозга. Мы слушаем диктофонную запись, зондируем определенную часть мозга — глаза подопытного при этом вращаются в орбитах, — и что-то жидкое цвета клубничного варенья течет по трубе обратно к замку.
► Вот такие своеобразные замки в этом особняке. ► Средства против грабителей, впрочем, не лучше.
На разных уровнях сложности загадки будут немного отличаться. Разработчики пока не рассказывают, насколько сильной будет глобальная разница, но в демо-версии мы нашли сейф, в который нужно было вставить два замка и найти к ним правильный код. На легком уровне сложности достаточно найти только замки, а вот на более суровом survival пришлось решить небольшую головоломку и подобрать комбинацию цифр.
Что же до чудовищ, то на высокой сложности они успокаивают Себастьяна с двух-трех ударов и совсем не боятся ножа. Можно попытаться выбить у монстра из рук топор и размозжить гадине череп, но это тоже нужно суметь. Здоровье у героя не восстанавливается; по особняку разбросаны шприцы, но они не слишком помогают — стоит пропустить один-единственный удар, как полицейскому снова становится очень и очень плохо.
► С ножом на троих? Нет, ни за что. ► В крайнем случае урода можно оттолкнуть и убежать куда подальше. Может, и не догонит.
Время от времени стены дома озаряются голубым свечением — значит, скоро появится человек в капюшоне и сделает Себастьяну больно. В такие моменты нужно прятаться или бежать что есть сил. Появиться незнакомец может где угодно, а вот места, чтобы укрыться от него, есть не везде. По словам разработчиков, на уровне с особняком есть внутренний таймер и несколько триггеров — предположить наверняка, когда появится призрак, не получится. Это, кстати, касается не только его: при повторных прохождениях расстановка монстров в доме немного меняется, и если вы уверены, что в следующей комнате никого нет, и чувствуете себя в безопасности, то почти наверняка вас ждет неприятный сюрприз.
* * *
The Evil Within — словно Resident Evil, вырвавшаяся на свободу: в этот раз у Синдзи Миками развязаны руки и больше нет необходимости подстраиваться под нелепую историю с вирусами и паразитами. Зато есть возможность, как в Code: Veronica, сосредоточиться на особняке и его безумных обитателях и выдумать новых, совсем уж кошмарных, монстров. Если вам тоже кажется, что после четвертой части в Resident Evil что-то пошло не так, то в The Evil Within есть все, что вам нужно.
Факторы успеха
Факторы риска
- игра не стесняется абсолютно ничего;
- герой уязвим, противники опасны, играть страшно;
- это та «настоящая» Resident Evil, какую Миками хотел сделать после третьей части.
- не слишком удобное управление;
- некоторые страшные моменты целиком заскриптованы — чтобы выжить, достаточно просто бежать вперед.
Будем ждать?
Страшная, липкая и неуютная игра, в которой вам придется выживать из последних сил. Такими могли стать новые Resident Evil — но не стали.