Tropico 5
Близкие по духу
Dictator (игра для Commodore 64)
Когда у руля страны становится человек алчный, самовлюбленный, чрезвычайно недалекий, но, к сожалению, могущественный, государство неминуемо катится в тартарары. В серии Tropico аппарат диктаторской дурости всегда был сильно ограничен, зато каждая дурь давала предсказуемый результат. Сухой закон приводит к росту преступности, а ядерное испытание гарантирует пылкую «любовь» защитников природы, да и туристы разбегутся.
Короче говоря, могилу себе выкопать получалось, но каждый взмах лопатой вы контролировали сами. И вдруг появилась Tropico 5…
Здесь бананов, бананов нет…
Haemimont сыпали обещаниями, словно кандидат в мэры перед выборами: разделение по историческим эпохам, собственная династия, новая система торговли, бесплатный проезд в транспорте и коммунизм к 2020 году. И почти не соврали, однако! Вопрос в том, как это реализовано.
► Если бездомные не хотят переезжать в квартиры даже по бросовым ценам — не переживайте, они просто… не хотят. Почему? Спросите что попроще.
Невооруженный взгляд признает в Tropico 5 ту же самую игру, что вышла в 2011 году. И в 2009-м. И в 2001 году, что греха таить. Tropico (опустим Tropico 2: The Pirate Cove — эдакое ответвление про флибустьеров) меняется очень неохотно. Это скрупулезный и щепетильный экономический симулятор под личиной градостроя на солнечном карибском острове.
С одной стороны, надо плести агропромышленную сеть, создавать курортные зоны, с другой — гарцевать по углям между социальными группами острова, старясь угодить всем. Еще непременно приходится стелиться перед мировыми державами, которые со злости вполне могут и демократию причинить, и коммунистическую революцию с помощью линкоров экспортировать. И при всем при том нужно как-то успевать прикарманивать бюджетные денежки в вечернем сумраке своего роскошного кабинета.
Ye Olde Presidente
Болгарские ремесленники стесняются трогать исходную формулу и вместо этого крутят ее значения и подставляют лишние числа. Перспектива потерзать диктаторской рукою не только банановую республику, но и ее историческую личинку — британскую колонию — манила, пожалуй, больше остальных обещаний Haemimont.
Прежде правление Эль-Президенте всегда начиналось в середине XX века. Собственно, именно в это время колониальная система разрушилась и в мире появились десятки государств-инвалидов с уродливым наследием эпохи европейских метрополий. Остров Тропико — собирательный образ подобных «стран», где не было ни собственной сознательной элиты, ни социальных достижений, ни индустрии. С давних пор мы перековывали этот пережиток колониализма в процветающую островную республику — казалось бы, вот и настало время самому подготовить плацдарм для будущих успехов!
► Месторождения ресурсов более не разбросаны по суше, а собраны в корявые «капюшоны», куда и вставляется шахта.
Рабство, сегрегация, выкачивание ресурсов — все радости заморского господства нас так и не коснутся. Чем характерна колониальная эпоха в Tropico 5? Ограниченным сроком полномочий и запретом на постройку хоть сколь-нибудь продвинутых зданий и предприятий, а по дорогам вместо машин весело бегут рикши с тележками. Всё? Нет, еще время от времени к нам вваливается представитель короны лорд Оуксворт и требует выполнить очередное безумное поручение монаршей особы. В награду за исполнительность — несколько лишних месяцев в губернаторском кресле.
При должной сноровке вы сможете даже отстроить успешную колонию, хотя это и противоречит исторической логике. В Tropico 5 во время колониальной эпохи никто не бунтует, а державы еще не умеют устраивать вторжение. В этот период вообще нет никаких держав, кроме Его Величества и Вест-Индской компании, занятой исключительно торговыми сделками. Кроме того, пусть даже колонии никогда не славились щепетильностью в вопросе народных благ (пускай живут в лачугах и «едят пирожные»!), здесь ничего не мешает обеспечить тропиканцев кое-каким жильем, католической миссией и таверной. Разве что клиника недоступна, но в викторианскую эпоху о всеобщем здравоохранении мало кто заикался.
Получается, что колониальный период в Tropico 5 — это не что-то реально новое, а всего лишь обрубок основной игры. Гонка со временем, в которой нужно успеть устроить революцию до позорного снятия с должности.
От железного занавеса к огненным стенам
После обретения независимости наконец-то позволяют организовывать нормальную промышленность, социальные службы и расстрелы недовольных. Начинается эпоха мировых войн (включая межвоенное двадцатилетие). Чем же она примечательна? Да ничем, просто некоторая часть улучшений, зданий и эдиктов остается недоступной. Ну и в роли мировых держав выступают военные блоки — Ось и союзники.
Наступает эпоха холодной войны, и что же меняется теперь? Названия и флаги держав: теперь это США и СССР. Открывается еще часть игры — такое чувство, будто DLC покупаешь. Аналогичную картину рисует современность, только число мировых игроков вырастает до пяти (США, Россия, Китай, Евросоюз, Лига арабских государств).
Широко разрекламированная идея с ходом времени — лишь ширма. Tropico 5 вместо истинного технологического развития подсовывает те же возможности, что были доступны с ламповых времен, но открывает их натужно, постепенно, вынуждая перестраивать островную экономику всякий раз, когда дух времени опомнится и совершит логичный скачок.
► Стеклянные небоскребы никак не увязываются с обликом банановой республики. Ладно хоть японские зиккураты убрали.
Вопреки геополитической логике, тропиканскому диктатору необходимо вкладываться в научные изыскания, чтобы не затеряться на фоне соседей по Карибскому морю. Опять же — технологии лишь убирают табличку «ЗАПРЕЩЕНО» с привычных с самой первой части шахт, заводов и аэропортов. Некоторые здания, однако, обретают усовершенствованную версию и могут быть улучшены — что оказывается, как ни печально, редким исключением.
С упорством, достойным освободителей Праги, мы отвоевываем у игры клочья базовой механики. Haemimont неверно истолковали само понятие технологического прогресса в играх: научное развитие совершенствует и заменяет старое, открывает новое, а Tropico 5 просто отобрала все старое и кормит им в час по чайной ложке. Из-за этого большую часть времени она подобна огрызку самой себя.
Хорошо забытое новое
Tropico 5 не выдерживает никакого сравнения с Tropico 4. Трудно поверить, что столько элементарных вещей вдруг оказалось за бортом! Зачем-то шкалу зарплат-выплат, позволявшую тонко настраивать величину получки и трат, упростили до пятибалльной шкалы «бюджет». Система непрозрачна, как делишки Эль-Президенте, — ну как прикажете понимать, насколько повысилось довольство лесорубов, если уровень их благосостояния игрой трактуется как «преуспевающий» при совершенно разных вливаниях бюджета?
► В жилом квартале должно оставаться местечко под разные «успокоительные» заведения — клинику или церковь.
Раньше профиль каждого тропиканца по содержательности напоминал досье тайной полиции — навыки, личные качества, множество полезных показателей. Что в итоге пережило порыв разрушительной ярости разработчиков? Уровень довольства и благосостояние. Представьте себе, даже навыки исчезли! Только недавно мы сравнивали Banished с Tropico и сокрушались, что рыбак не станет крутым рыбаком даже спустя сорок лет с удочкой в руках. Сглазили, видимо, — теперь в тропиканском «раю» работает то же правило.
Наконец, пошли под нож некоторые здания. Заметно сократился список жилья, пожарная станция теперь имплантирована в полицейский участок, целиком списано в утиль министерство вместе с самой системой министров. Но это блеск болотных огней по сравнению со сверхновой настоящей катастрофы — тюрьма упразднена. Вместе с изумительными лагерями, введенными в Tropico 4. Прочувствуйте абсурд ситуации — в игре про диктатора, которую и без того часто костерили за мягкость режима, нельзя никого арестовать и бросить в застенки.
► Наконец-то наведен порядок в аграрной сфере. На такой плантации ничего случайно не построишь!
Haemimont, однако, не так уж просто обвинить в головотяпстве. Многое из того, что они безжалостно вычеркнули из диздока, работало не так уж и хорошо. Министры, например, только позволяли выпускать указы и служили мишенью для печальных казусов. Уже спустя минут двадцать никто не возился с трудовым менеджментом, пускай повар от бога работает каменщиком на стройке — не гоняться же за каждым мастером, который выбрал не ту вакансию? Впрочем, подобные мелочи мало расстраивали и в глаза не лезли, а тюрьму и вовсе зазря уничтожили.
В нынешнем виде Tropico потеряла важнейшую свою часть — предсказуемость последствий. Арест лидера коммунистов ожидаемо вел к бунтам, удешевление билетов в кино — к росту счастья, а показатель популярности не успевал за год набрать или потерять больше 10—15%. Теперь социально-политические последствия ваших решений неожиданны, как стихийные бедствия.
Допустим, вы обустроили множество жилых кварталов, открыли три больницы и организовали посередине полицейский участок. Альманах бодро рапортует, что уровень довольства — 49% (неплохой результат!). Что же демонстрирует показатель популярности на основном экране? 8%! Восемь, будь они прокляты, процентов! До такого дна я не опускался ни в одной части серии! И, что куда страшнее, лояльность армии почти на том же уровне. Военный переворот — это моментальный Президенте-капут, имейте в виду.
И почему так — одному морскому дьяволу ведомо. То ли население бесится из-за Конституции, которая им не по нраву, то ли все фракции разом обозлились. Но, согласно альманаху, как минимум половина из них поддерживает режим! Может, баг?
► Вот и подошло к концу наше долгое правление — подлые солдафоны, закормленные до неприличного лоска, добивают последние укрепления и облизываются на дворец.
И это самое страшное — мы так и не можем выяснить причину, чтобы все исправить. Остается лишь спустить со стапелей авианосец, чтобы мазилы-пилоты сожгли наш дворец раньше, чем до него доберутся орды мятежников.
Диктатор среднего звена
Пока с Tropico 5 картина вырисовывается довольно печальная, но в то же время оказывается, что немалая часть выдумок Haemimont не просто удачна, а существенно меняет геймплей в лучшую сторону.
Одна идея неразрывно связана с другой. Первая — скрытые роли. Сразу после старта партии вы ничегошеньки не знаете об интересных личностях Тропико. Лидеры фракций неизвестны, преступные воротилы скрываются от закона, партизаны не носятся по лесам, а прячутся по бетонным джунглям. Различные указы и учреждения помогают вычислять подобных «героев», и над их головами появляется ярлычок. Остается лишь взять граждан на крючок и поступать по усмотрению: подкупать, дискредитировать, высылать или прописывать свинцовые инъекции. Или — назначать менеджером в понравившуюся контору.
В социальной среде тропиканцев появился принципиально новый класс — управленцы. Непосредственной пользы они не приносят, но при командировке, например, на электростанцию могут увеличить или ее эффективность на 10 пунктов, или поддержку рабочих, или их достаток, или уменьшить загрязнение… короче, для самой гнусной дыры найдется подходящий функционер.
ЭТО КОЛХОЗ: впервые за тринадцать лет поля плантаций в Tropico не раскиданы хаотично по всей округе, а вписаны в строгий прямоугольник. Фантастическое подспорье аграрию!
Это порождает необходимость иначе размещать строения. Очень часто менеджер повышает надои не в управляемом здании, а в некотором радиусе. Так, если отели и туристические увеселения разместить компактно на берегу уютного залива и назначить в каждом из них управленца, повышающего параметр красоты вида, то их небольшие прибавки сложатся в огромный плюс, что обеспечит тугой поток прибыли от пустоголовых зевак. С промышленностью этот фокус тоже работает. Конечно, раньше некоторые здания тоже улучшали атмосферу, но небоскреб с интернетом не передвинешь, а юркий менеджер двумя щелчками мышью переставляется на другой конец Тропико.
► Ради этих истуканов из игры полностью вымели всех старых знакомых диктаторов вроде Кастро и Пиночета.
И здесь нас ждет еще один приятный сюрприз — династия Эль-Президенте. Про убогую настройку новых членов семьи тактично промолчим, а вот их качества окажутся очень полезными. Например, знаменитость 1-го уровня дает 5% прибавки к помощи зарубежных сил — а что будет на пятом? Агитатор завоевывает голоса на выборах, скряга понижает стоимость строительства. Вполне реально вырастить семейку с максимальной пользой и назначить на ключевые управленческие посты. К тому же наличие многочисленной родни сглаживает неразбериху с огромными историческими рамками: от 1914 года до 2010-го и дальше. Никто не запретит держать одного и того же бессмертного диктатора на посту хоть сотню лет, но и сменить его никто не помешает.
► Ни одна зараза не уйдет от внимания альманаха! Ну, если ее уже вычислили наши соглядатаи.
Наконец, альманах, где расписаны все денежные потоки, впервые за многие годы стал действительно удобным и информативным. Каждая статья доходов и расходов подробно расписана, а улучшения всяких заводов-пароходов доступны прямо из окна статистики. Если бы так во всей игре!
ЭТО ЗАКОН, КАР-РАМБА! одна маленькая, но гордая поправка — впервые в серии Эль-Президенте учреждает Конституцию Тропико. Ее назначение — давать небольшие бонусы за выбранные доктрины и вызывать приступы бешенства у различных фракций. Попробуйте принять «Тотальную пропаганду» и выиграть выборы — впечатляющее кровавое шоу обеспечено.
► Конституция доводит лик нашей диктатуры до совершенства — хотя можно не рисковать шкурой и притворяться либералом.
Передел границ
Среди нововведений остался многопользовательский режим. Еще до выхода Tropico 5 всякий мало-мальски знакомый с жанром человек свято верил — ну нельзя тут реализовать полноценный динамичный мультиплеер. Tropico — это неторопливые размышления, расчеты и тяжелый выбор, и единственной приемлемой схемой могло бы стать экономическое сотрудничество, как в SimCity. Однако Tropico 5 сталкивает игроков не просто нос к носу, но даже в пределах одного острова.
► В международной «комнате» народу полно, а вот в русской — полтора титана мысли, выносящих все живое в секунды. Даже в Tropico. Даже пехотой.
Условия победы могут быть разными: миллион долларов в казне, космическая программа или выигрыш по очкам. Но большинство сетевых диктаторов признает только один метод победы — война. Пока вы с упоением осваиваете небольшую территорию, соседи уже сооружают пятый по счету форт.
► «Пока вы изучаете алхимию, драугр качается». Туман войны не может скрыть захватнических амбиций соседа!
Впрочем, это было ожидаемо, потому что Tropico 5 вводит новую боевую систему. Управлять солдатами по-прежнему нельзя, но теперь они обрели нормальное воплощение: отряд — не кучка остолопов с винтовками, а боевая единица, которую можно улучшать. Танки к тому же есть.
Вот никто и не хочет возиться десять часов, отстраивая город-мечту. Трах-тарарах — и финита ля комедия. Если сервер не выкинет какой-нибудь фокус. Если вы вообще сможете зайти в сетевую игру.
* * *
Лучше всего положение дел с Tropico отражает новый образ помощника Пенультимо. Бедолаге пририсовали усы и надели нелепую фуражку. Точно так поступили и с игрой: прицепили нерабочие и лишние детали — и, однако же, удалили уйму привычных и обязательных. Запутали все, что смогли, и лишили Tropico логичности. Те нововведения, что пришлись ко двору, игру уже не спасают.
Особые рейтинги
7/10
Viva Tropico!
Все-таки сильная сторона Tropico — в создаваемом ею настрое. Беззаботные латинские ритмы, дикая, почти нетронутая природа — все это для нас в диковинку. И еще один важный элемент психоэмоционального настроя — бытие всевластного диктатора, который может себе позволить любую причуду и блажь. Подобное сочетание очень трудно испортить — и Haemimont не смогли. Глуповатый сюжет компенсирует предсказуемость непривычным избытком юмора, хотя часть его — бледные от застиранности шутки про котят в интернете. Кое-кто, однако, пострадал: шикарный набор обаятельных персонажей из Tropico 4 ушел со сцены, а им на смену пришли куда менее яркие советники, да еще в ничтожном числе. Эх, Санни Флауэрс! Мы будем скучать по твоим «зеленым» забастовкам!
3/10
Локализация
Ха, вы думали, что в 2010-х годах отечественные переводчики завязали с беленой и больше ею не объедаются? Держите карман шире. Перевод Tropico 5 кишит пунктуационными ошибками, достойными «Цитат великих людей» из пабликов в социальных сетях. Названия здания и технологий то и дело меняются — в задании написано одно, в статистике — другое, в меню строительства — третье. Сражают наповал эталонные примеры оторванности от контекста: кнопка «Уволить» («Fire» по-буржуйски) мутировала в «Пожар». Конечно, «Пожар». Хорошо, что «Пожар». Слава богу, что не «Обстрел» или «Строчить».
- нежный тропический бриз в густой бороде
- базовая механика все еще в строю, хотя и подрезана
- управленцы и их влияние на игровой процесс.
- неочевидность, непредсказуемость, нестабильность
- удалено много хорошего
- много фальшивых реформ
- прогресс проходит мимо.
6/10
Геймплей
7/10
Визуальный ряд
7/10
Интерфейс и управление
7/10
Звук и музыка
Нормально же общались!
Предложить союз сверхдержаве и проиграть после внезапного вторжения.