Что на самом деле не поделили ZeniMax и Oculus
Неделю назад ZeniMax подала в суд на Oculus _и лично на Палмера Лаки. Тем самым компания Роберта Альтамана и Кристофера Уивера положила начало одному из самых громких судебных процессов в истории игровой индустрии. Мы поближе познакомились с текстом искового заявления и спешим рассказать вам всю правду о том, на чем основаны претензии _ZeniMax , и стоит ли Oculus бояться за сохранность инвестиций от Facebook .
► Oculus Rift способен не только подарить игрокам по-настоящему новые технологии, но и обеспечить приличное состояние всем тем, кто приложил руку к его созданию.
Как все было
Начнем с небольшой предыстории. Джон Кармак, основатель и легенда студии id Software , официально присоединился к команде Oculus Rift еще в августе прошлого года. Эта новость вызвала недоумение в среде журналистов и рыночных аналитиков — сообщалось, что Кармак будет совмещать работу над шлемом виртуальной реальности со своей деятельностью на посту ведущего инженера id Software. Впрочем, работа на два фронта продлилась совсем недолго — уже в ноябре Кармак покинул компанию, которой отдал двадцать три года своей жизни. Сам он пояснил, что хотел бы заниматься разработками в области виртуальной реальности, но в id таких возможностей ему предложить, к сожалению, не смогли. В ZeniMax, которая с 2009 года владеет id Software, с пониманием отнеслись к желанию Кармака, поблагодарили за работу и пожелали удачи. Все, казалось бы, разошлись полюбовно, рассыпаясь во взаимных благодарностях. Новый виток развития эта история получила сразу после приобретения Oculus социальным гигантом Facebook, который не пожалел выложить за перспективный стартап два миллиарда долларов. О сделке было объявлено в марте 2014-го. На горизонте замаячили большие деньги.
► Джон Кармак давно грезил мечтами о настоящем шлеме виртуальной реальности.
1 мая в американской прессе появилась информация о претензиях со стороны ZeniMax лично к Джону Кармаку и к команде Oculus. На авансцену вышли юристы ZeniMax, которые прямо обвинили создателя Doom в краже интеллектуальной собственности и использовании ее при создании шлема Rift. Спустя три недели, 21 мая, ZeniMax подала в северный федеральный окружной суд штата Техас официальный иск против Oculus. В тексте документа, который имеется в публичном доступе, прямо изложены все претензии к Джону Кармаку, Палмеру Лаки и Oculus.
Переходный период
А теперь попробуем восстановить хронологию событий в том порядке, в каком ее видят представители ZeniMax. По утверждениям юристов, компания на протяжении нескольких лет самостоятельно занималась исследованиями и разработками в области виртуальной реальности. Затраты на развитие этого направления специалисты холдинга оценили в десятки миллионов долларов. Особо подчеркивается, что в 2011—2012 годах Джон Кармак и несколько других программистов id Software проводили специальные исследования, направленные на решение технической задачи по созданию устройств, поддерживающих виртуальную реальность. В 2012 году, если верить юристам ZeniMax, в компании шли испытания своего собственного шлема виртуальной реальности, а в начале этого же года Кармак и другие программисты смогли создать некое ноу-хау, которое помогло сильно продвинуться в создании реально работающего прототипа шлема с поддержкой VR.
► В 2011—2012 годах Кармак и команда программистов id работали не только над Doom 4.
В апреле 2012 года Кармак начал активно переписываться с «Палмером Лаки, молодым инженером студенческого возраста, работавшим над примитивным шлемом виртуальной реальности Rift , главной особенностью которого был широкий угол обзора». Любопытно во всей этой истории то, что Кармак сам нашел Лаки на одном из интернет-форумов и предложил ему свою помощь.
Юристы ZeniMax настаивают, что на тот момент Rift представлял собой очень сырой прототип, в котором отсутствовали крепление и внутренние датчики движения. Для него к тому же не было написано должного программного обеспечения, что делало устройство «слишком далеким от того, чтобы считаться мало-мальски ценным продуктом». На этой стадии и состоялось знакомство Кармака и команды программистов id с первым образцом шлема Rift, который был предоставлен Палмером Лаки на доработку. Утверждается, что именно Кармак и работники id сделали несколько критически важных усовершенствований прототипа, а именно — добавили в устройство новые сенсоры, применили собственные разработки для увеличения поля зрения, работали над вопросом хроматической аберрации и написали программное обеспечение, которое помогло уменьшить время отклика и визуальное искажение. В иске прямо утверждается, что программисты ZeniMax адаптировали для Rift шутер Doom 3: BFG Edition, что позволило впервые наглядно демонстрировать возможности технологии.
Первый публичный показ
Первый показ Rift состоялся в рамках индустриальной выставки Electronic Entertainment Expo в 2012 году. Познакомиться с работой Rift могли сотрудники ZeniMax, представители индустрии и журналисты, а сама презентация была организована на стенде Bethesda Softworks , компании, которая тоже принадлежит холдингу ZeniMax. Во время презентации проекта Кармак подробно рассказал обо всех усовершенствованиях и доработках, которые были сделаны командой id.
► Это видео может послужить весомым доказательством в ходе судебного процесса — Джон Кармак подробно описывает все те новшества, которые были привнесены в прототип Rift командой id Software. Он особо отметил, что считает Rift устройством, впервые приблизившим человечество к виртуальной реальности.
Юристы настаивают, что Кармак и программисты id продолжали корпеть над шлемом уже после выставки и значительно доработали Rift с учетом отзывов публики.
Утверждается, что Палмер Лаки публично признал и оценил поддержку со стороны ZeniMax и лично Джона Кармака. Любопытно и то, что Лаки учредил компанию Oculus уже после Е3, на которой состоялась закрытая презентация шлема Rift. Именно с этого момента у Лаки и ZeniMax и начались разногласия. После того как Лаки решил создать собственную компанию для дальнейшей разработки и продвижения продукта, ZeniMax пыталась договориться об условиях использования всех технических усовершенствований и наработок, которые привнесли в Rift сотрудники компании. Речь шла о денежной компенсации, но Лаки и Oculus начали резко уклоняться от таких претензий и на какое-то время прервали всякое общение с ZeniMax.
► После Е3-2012 и первого публичного признания Палмер Лаки решил основать собственную компанию.
Весомым аргументом в пользу ZeniMax можно назвать соглашение о неразглашении, подписанное компанией и лично Палмером Лаки 24 мая, еще до образования Oculus. В нем Лаки согласился с тем, что все ноу-хау и разработки, которые были применены в Rift, остаются собственностью ZeniMax.
Уже 15 июня Джон Кармак передал Лаки через специально установленное FTP-соединение программное обеспечение, созданное в стенах id, которое затем было использовано Лаки в дальнейшей работе над Rift. Кроме этого, юристы ZeniMax настаивают, что в июне 2012 года компания предоставила Лаки усовершенствованные сенсоры и инструменты для калибровки.
► Скриншот личной переписки Джона Кармака и Палмера Лаки, из которого следует, что в июне 2012 года id передавала основателю Oculus специальное программное обеспечение, созданное Кармаком и программистами id.
Подготовка к запуску на Kickstarter
Примерно в это время Лаки начал готовиться к выходу на Kickstarter. В июне-июле 2012 года он неоднократно обращался к ZeniMax с просьбой о передаче VR-демоверсии Doom 3 BFG. Кроме того, он просил Джона Кармака поучаствовать в записи видеообращения к пользователям Kickstarter. На эту просьбу Кармак ответил отказом и посоветовал Лаки не использовать в своей презентации никаких намеков на то, что в создании шлема участвовали сотрудники ZeniMax. Против использования кадров из Rage и Doom 3 BFG прямо выступало и руководство компании.
Несмотря на это, в видеоролике все же появились кадры из Doom 3 BFG. В нарушение договоренностей Лаки пообещал всем пользователям Kickstarter, которые поддержат проект, бесплатную копию шутера, которая будет работать со шлемом. Отметим, что Кармак все же не записывал прямого обращения к сообществу Kickstarter, но Лаки использовал кадры его выступления во время презентации технологии на Е3-2012.
► Видеопрезентация шлема Oculus Rift для пользователей Kickstarter. За несколько часов проект собрал необходимую сумму в 250 тысяч долларов. За месяц Лаки и компания смогли выручить рекордные 2,5 миллиона долларов. В самом видео можно не раз наблюдать кадры из Doom 3 BFG, использовать которые Zenimax прямо запретила. Фигурирует в ролике и сам Джон Кармак, который предостерегал Лаки от всяких намеков в ролике на связь Rift и ZeniMax. Лаки, как видим, внять дружескому совету старшего товарища отказался.
Несмотря все вышеперечисленные разногласия, совместная работа Лаки и ZeniMax все же продолжилась. Палмера пригласили выступить в рамках конференции QuakeCon, а Кармак продолжил помогать команде Oculus в работе над программным обеспечением.
► Палмер Лаки, Майкл Абраш и Джон Кармак сидят на одной сцене во время QuakeCon. С недавних пор все они работают в Oculus. Абраш перешел в молодую компанию из Valve , где тоже занимался разработками в области виртуальной реальности.
Любопытно заявление самого Лаки, сделанное в интервью на QuakeCon. Юристы ZeniMax ссылаются на видео, в котором Лаки прямо признался, что не умеет писать программный код, и поблагодарил Джона Кармака за его вклад в развитие Oculus.
► Приложенный к материалам дела скриншот видео, в котором Палмер Лаки честно признается, что не умеет писать программный код. Видео с YouTube уже удалено.
Взаимный торг
7 августа 2012 года Брендан Айриб , генеральный директор Oculus, написал Тоду Холленсхеду , директора id Software, письмо, в котором поблагодарил за помощь, оказанную в создании Rift. ZeniMax, в свою очередь, не оставляла попыток получить за содействие достойную компенсацию, о чем не преминула уведомить руководство Oculus 10 и 16 августа.
10 сентября того же года дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки. Oculus попросила ZeniMax оказать дальнейшее содействие в разработке Rift, потребовала передачи всех разработанных материалов и десять тысяч копий Doom 3: BFG Edition для игроков, которые поддержали проект на Kickstarter. В обмен на это Oculus предложила ZeniMax 2% акций компании и специальные условия по выкупу еще трех процентов за 1,2 миллиона долларов. В ответ владельцы id Software и Bethesda потребовали от Лаки увеличить предложенный процент. В конечном счете договориться об условиях сделки они так и не смогли, а Oculus продолжила искать спонсоров. Интересно, что в своем инвестиционном буклете компания указала Кармака как главного «советника и наставника», там же фигурировал и логотип id Software без всякого на то разрешения.
► Роберт Альтман (слева), директор ZeniMax, отвергнувший первоначальное предложение Oculus.
Несмотря на все противоречия, работники Oculus продолжили обращаться за помощью к Кармаку, который по мере сил помогал инженерам Oculus. Все это длилось, пока руководство ZeniMax окончательно не потеряло надежду получить компенсацию за оказанную помощь, — в 2013 году компания в приказном порядке запретила Кармаку и id Software общаться с представителями Oculus. В результате этих событий Джон Кармак решил присоединиться к команде Лаки в качестве ведущего инженера. Его примеру последовали и шесть других разработчиков из id Software, которые перешли в Oculus в феврале 2014 года.
Большие деньги и юридический поворот
Затем наступило 25 марта 2014 года — в этот день компания Facebook объявила о приобретении Oculus за два миллиарда долларов, по мнению юристов ZeniMax, «подтвердив чрезвычайную стоимость интеллектуальной собственности, созданной работниками id __Software ».
Вот, собственно, и вся история создания шлема Oculus Rift в изложении юристов ZeniMax. И, надо признать, весомых аргументов, доказывающих состоятельность такой версии, у них предостаточно. С уверенностью можно сказать, что как Джон Кармак, так и другие сотрудники id Software какое-то время вплотную занимались разработкой Rift. Но вопрос о ценности привнесенных ими изменений и их стоимости оставим в компетенции суда.
► По слухам, Марк Цукерберг принял решение о покупке Oculus после личного знакомства с прототипом Rift в офисе стартапа.
Принимая решение о покупке Oculus, Марк Цукерберг и менеджеры Facebook не могли не знать обо всей подноготной развития проекта. Скрыть факты и документы в этой ситуации было не только трудно, но и не благоразумно. Посему юристы компании, вероятно, уже давно готовятся к процессу против ZeniMax. Сражение в суде обещает быть долгим и, вероятно, самым дорогим в истории игровой индустрии. Говорить об этом можно, принимая во внимание цену, которую Facebook заплатила за право владения Oculus. В ZeniMax, вероятно, рассчитывают получить весомую часть этой суммы — ведь руководство компании твердо уверено, что инженеры и программисты id Software помогли сделать из сырого прототипа более или менее приличный продукт.
В этой ситуации особую важность приобретают ответные аргументы Facebook и Oculus, с которыми, надеемся, у нас тоже будет возможность ознакомиться.
► Знакомьтесь, Сидни Фицжеральд (слева), председатель суда, в котором будет рассмотрено дело ZeniMax против Oculus.
Ну а пока же, в качестве промежуточных выводов, приводим краткий список обвинений со стороны ZeniMax в адрес Лаки и Oculus — нарушение коммерческой тайны , нарушение авторских прав, несоблюдение условий контракта , недобросовестная конкуренция , неосновательное обогащение и незаконное использование товарных знаков. По каким-то из этих пунктов позиции ZeniMax сильны в большей степени, по каким-то в меньшей, но в таких процессах компании, как правило, стараются максимально расширить список претензий и обвинений в надежде на то, что хотя бы один из пунктов да «сыграет».
В заключение небольшой стилистический штрих — ZeniMax уже попросила привлечь к делу жюри присяжных, а это значит, что судьбу виртуальной реальности для человечества, скорее всего, будут решать жители техасского города Даллас и окрестностей. И совсем не исключено, что судебные тяжбы могут помешать скорому выходу Rift на рынок.