Чего ждать от Е3 2014, часть вторая
Nintendo
Черная полоса Nintendo продолжается. Дела у Wii U совсем плохи, ассортимент ст о ящих игр почти полностью состоит из игр самой Nintendo, сторонние разработчики то и дело отменяют игры и дополнения к ним, а те, кто рискует и выпускает, жалуются потом на маленькие продажи. В итоге Wii U вынуждена тащиться на закорках у на редкость успешной 3DS.
На прошлой E3 компания отменила пресс-конференцию и обошлась очередным выпуском периодического шоу Nintendo Direct. Многие надеялись, что на этот раз Nintendo соберет все силы и начнет отвоевывать утерянные позиции. Увы, компания официально подтвердила, что не будет проводить «живое» шоу для прессы, а снова ограничится кратким «телеобращением» к игрокам.
► Пока не умрет на Земле последний Марио, за судьбу Nintendo можно не опасаться. То, что для Nintendo — черная полоса и самый серьезный кризис за всю их историю, для других компаний норма жизни. Фото: Сергей Галенкин
Но это не признак того, что Nintendo экономит. Просто у японцев не было времени подготовить что-то серьезное, хотя они и признавались, что усиленно работают над путями выхода из кризиса. Президент компании Сатору Ивата не так давно даже обмолвился о выпуске новой консоли для развивающихся рынков. В детали вдаваться не стал — может быть, расскажет что-то во время Е3.
Хотя яснее ясного, что проблема Wii U вовсе не в цене: это наглядно доказал набор Skylanders Bundle, в котором приставка вместе с игрой продавалась всего за 250 долларов. И, увы, даже такое щедрое предложение не помогло поднять продажи. Проблем у Wii U две: во-первых, на ней, как и на GameCube в свое время, почти нет мультиплатформенных проектов, а во-вторых (теперь уже в отличие от GameCube), на ней почти нет знаковых эксклюзивов. Верность Wii U по-прежнему сохраняют Bayonetta 2 и Project X (ролевка с открытым миром от создателей Xenoblade Chronicles ), но хватит ли их? Вряд ли.
► Основную прибыль Nintendo получает от 3DS. Дела идут неплохо, но нужно осваивать новые направления, развивать онлайновые сервисы. Сегодня Nintendo больше всего напоминает динозавра, большого и сильного, но принадлежащего к другой эпохе. Фото: Сергей Галенкин
Уже несколько лет Nintendo дразнит поклонников новой The Legend of Zelda , но ничего конкретного так и не показала. А ведь это игра как раз того калибра, которая могла бы потянуть роль «продающей приставку». И вот наконец появилось официальное подтверждение, что новой «Зельде» на E3 — быть! Хотя и не ясно, в каком виде. На играбельную версию мы бы не рассчитывали, но в любом случае новость хорошая.
Отличной добавкой стала бы презентация нового Metroid , разработкой которого, по слухам, занимается Retro Studios. Выйди The Legend of Zelda и Metroid сегодня, и продажи консоли взлетели бы как ракета. Однако тут возникает та же проблема, что и у Microsoft: в этом году игры никто не ждет. Вероятно, они выйдут в 2015-м, а то и 2016 году. Успеют ли они спасти утопающую платформу?
Мультиплатформенные проекты
Но что это мы все о консолях, да о консолях. Главное богатство будет представлено на всех платформах, включая «давно умерший ПК», который, к слову, только что обогнал рынок консолей по всем статьям. Главную партию будет исполнять издательство Electronic Arts. Эта компания очень нестабильна: она может выпускать как шедевры, так и черт знает что, причем время от времени ее тянет то к одному полюсу, то к другому. Сначала делает качественные игры, начинает зарабатывать, радуется, решается сэкономить, чтобы зарабатывать еще больше, и в результате получается мусор. Обжигается, теряет доходы и снова делает качественные игры.
► Dragon Age: Inquisition дошла до альфа-версии, и разработчики приступили к самому интересному — вырезанию из игры разных фишек и контента. Дело это обычное, весь фокус в том, чтобы не перестараться, а то получится как с Dragon Age 2.
На наше с вами счастье, EA сейчас должна находиться в «качественном периоде», поскольку совсем недавно сильно обожглась при попытке схалтурить при производстве Mass Effect 3 , Dragon Age 2 , Dead Space 3 и других игр. Надеемся, что полученная от игроков трепка пошла на пользу.
Хотя, возможно, мы ошибаемся. Достаточно вспомнить, что руководство заставило студию DICE работать над несколькими проектами сразу — Star Wars: Battlefront , Mirror’s Edge 2 , да еще и решение проблем с Battlefield 4 на них навесило. В результате релиз BF4 прошел, прямо скажем, не совсем гладко, хотя новая чатсь серии не слишком отличалась от предыдущей.
► Вероятно, на E3 анонсируют переиздание трилогии Mass Effect для Xbox One и PS4. Что касается Mass Effect 4, то она, по заверениям разработчиков, уже на полпути к релизу. Слухи пророчат выход игры осенью следующего года.
Другая тяжелая тема для разговора — Bio w are , которая должна привезти на E3 Dragon Age: Inquisition и (может быть) порадует нас информацией о новом Mass Effect. Когда студию разносили в пух и прах за Dragon Age 2, они признали, что схалтурили, обещали исправиться, но факт есть факт: нынешние игроки ждут релизов игры без прежнего трепета. Придется зарабатывать репутацию заново, что вполне объяснимо, поскольку состав студии сильно обновился.
Dragon Age: Inquisition явно нацелилась на нишу между линейными ролевыми боевиками и полностью открытыми ролевыми играми в духе The Elder Scrolls. Там не будет полной свободы, но достаточные размеры мира дадут простор для исследований. Сюжетная линия обеспечит полсотни часов геймплея, вдобавок игрок сможет находить приключения «на стороне». Этакое американское переложение «Ведьмака», что само по себе звучит очень интересно. Пусть Bioware сегодня совсем не та, что делала Dragon Age: Origins , но ее обещание исправиться звучит вполне искренне — EA убила немало хороших серий и совсем не горит желанием убивать еще одну.
► Activision будет штурмовать E3 с помощью Call of Duty: Advanced Warfare. Все как в прошлом году, только на этот раз вместо собаки оцифровали Кевина Спейси. Существенный прогресс!
Как всегда, несмотря на мощный прессинг со стороны конкурентов, Ubisoft сумеет оттянуть на себя значительную часть внимания прессы. Когда-то игроки жаловались, что Assassin’s Creed выходит каждый год. Французы согласились, что это недопустимо, и поэтому в 2014-м нас, возможно, будут ждать сразу два продолжения — Assassin’s Creed Comet и Assassin’s Creed Unity. Ох и доиграется когда-нибудь эта Ubisoft со своими ассасинами…
Издательство наткнулось на еще одну золотую жилу — платформеры на базе движка UbiArt, который используется в Child of Light и последнем Rayman. На Child of Light возлагали большие надежды: вот, мол, большая компания делает игры методом независимых разработчиков, должно получиться здорово! Многие мечтали получить авторскую вещь, что-то философски глубокомысленное. Увы, на деле игра получилась хоть и неплохая, но чересчур простая и детская.
Тем интереснее будет посмотреть на нового Prince of Persia , который вернется к корням, станет двумерным и уж, конечно, не будет детским. Хотя глубокомысленности ждать, увы, не приходится — за этим придется ходить к настоящим инди-студиям.
► 2K Games не вытерпела и заранее выложила кучу информации по Evolve, но к E3 они почти точно подготовят играбельную версию.
Также ждем от Ubisoft показа Far Cry 4. Прелесть серии в том, что испортить ее не так-то просто, а минусы третьей части были очевидны: убрать дурацкие вышки, чуть доработать формулу песочницы, и выйдет шедевр. Говорят, действие игры будет проходить в Гималаях, а игрок сможет ездить на слонах. Слоны — это хорошо. Слоны — славные животные. Главное — не монтировать на этих слонах передатчики и не заставлять игрока лазить по всем слонам в округе, чтобы их отключить.
Тренды
Независимые игры кормят всю индустрию свежими идеями. Но мы рискнем сделать довольно грустный прогноз: на будущей E3 эпоха консольного инди закончится. Ну, закончиться, может, и не закончится, но шум вокруг независимых игр наверняка поутихнет.
► Metal Gear Solid 5 в этом году можно не ждать, зато ее создателей с нетерпением ждут на выставке, причем не с пустыми руками, а с новым трейлером, который, если верить Хидэо Кодзиме, впечатлит нас пуще предыдущего.
В прошлом году, когда не было своих игр, инди стали настоящим спасением для репутации Sony, но теперь подоспели серьезные проекты, так что «мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Думаем, что на пресс-конференциях маленьких игр станет меньше. Microsoft заранее пожаловалась, что за девяносто минут им надо будет показать столько всего, что даже пришлось отменять речи руководителей компании. Зато на самой выставке присутствие независимых команд может даже вырасти. Организаторы фестиваля Indiecade , например, в этом году привезут на Е3 аж четыре десятка небольших, но любопытных игр. Обязательно к ним заглянем.
И наконец, раз уж игр будет достаточно, Sony и Microsoft могут рискнуть и снова начать продвигать консоль не как игровое устройство, а как медиацентр для кино и ТВ. Когда Microsoft в прошлый раз пыталась это сделать, игроки ее слегка побили, но на сей раз все должно пройти благополучно. Тем более что уже давно пора начинать конкурировать с микроконсолями и планшетами, а то всю аудиторию уведут!
► Valve уже приучила поклонников ни на что не надеяться, однако без слухов, что Half-Life 3 может выйти в 2014-м, все-таки не обошлось. Это уже традиция. Фото: Сергей Галенкин
* * *
Игровая общественность ждет от E3 2014 очень и очень многого. Какие ожидания оправдаются, а какие нет, чем еще смогут удивить нас разработчики — мы узнаем очень скоро. Но и без того понятно, что игры находятся на подъеме. Смелые идеи независимых разработчиков, технологический прорыв в виртуальную реальность, появление новых платформ и небывалое расширение игровой аудитории — целый год мы живем среди этих чудес, не особо их замечая.
Но раз в год игровая индустрия собирается, чтобы устроить большое шоу, чтобы позволить нам охватить взглядом все достижения разом и заглянуть одним глазком в недалекое будущее. Пусть прагматичные разработчики ругают E3, пусть Valve презрительно называет ее «бесполезной тратой денег», пусть эксперты сомневаются в ее перспективах — сегодня E3 на пике своей славы и с честью носит титул самого важного игрового события года.
В заключительной части нашего подготовительного материала мы вспомним, о каких играх мы еще ничего не слышали или слышали, но очень давно, и с какими при этом мы почти наверняка столкнемся на Е3-2014.