Mortal Kombat: выживание
4, 8, 15, 16, 23, 42 — эту комбинацию цифр бесконечно вводили герои сериала LOST на стареньком компьютере в бункере. Они не знали, что произойдет, если изменить порядок чисел, ошибиться или пропустить их ввод, а потому продолжали делать как заведено. Герой Чехова Беликов в любую погоду ходил в калошах и с зонтом, а дома запирался на все замки, всячески отгораживаясь от перемен, которые могли бы изменить его размеренную, простую и предсказуемую жизнь.
Неофобия была раньше и все еще остается неотъемлемой частью современности. В лучшем случае маниакальный консерватизм перерастает в устоявшийся бренд и своеобразный знак качества, вроде хорошего виски с давней историей и постоянным рецептом приготовления. В худшем мы получаем серый, предсказуемый и неинтересный продукт, который продается «по старой памяти».
[[VIDEOID_12915]]Несмотря на не самое подходящее музыкальное сопровождение, дебютный ролик Mortal Kombat X уже собрал более девяти миллионов просмотров. Это называется — ажиотаж.[[/VIDEOID_12915]]
Choose Your Destiny!
Создатели файтингов, пожалуй, одни из тех самых «людей в футлярах», которые беспокоятся в первую очередь о том, как бы сохранить узнаваемым лицо своих серий. Впрочем, для виртуальных поединков неизменность — это вовсе не так плохо, как может показаться. Жонглируя игровыми механиками в играх, претендующих на киберспортивность, легко упустить, казалось бы, ухваченный за самое святое баланс.
Взять, к примеру, Street Fighter , Tekken , Guilty Gear и King of Fighters — каждая из этих игр ассоциируется со своим собственным, устоявшимся геймплеем. Но когда мы вспоминаем Mortal Kombat, каждый думает о своей излюбленной части. В отличие от братьев по цеху, МК очень сильно менялся от игры к игре. И лишь одно неизменно — зашкаливающий градус насилия, брызжущая на экран кровь, ломающиеся ноги-руки и обязательный приказ распорядителя чемпионата: «FINISH HIM!»
► Создатели на удивление долго вынашивали это простое и привычное для нас название. А ведь могло быть Kumite, Dragon Attack, Death Blow и Fatality. Не говоря уж о том, что игра вполне могла стать адаптацией киноприключений Жан-Клода Ван Дамма. Это, если что, реальные факты.
Первый Mortal Kombat был очень далек от идеального файтинга, даже в понимании того времени, и вполне мог остаться незамеченным, учитывая, что годом ранее вышел революционный Street Fighter 2, игровые автоматы с которым разлетались как эскимо в жару. Street Fighter 2 дал игрокам все, о чем они только могли мечтать: внятное управление, систему комбинаций ударов, продемонстрировал передовую графику и, что самое значимое, явил целых восемь уникальных бойцов, прибывших на турнир из разных уголков Земли. Игра была настолько популярна, что рынок захлестнула целая волна подражателей, а любое отступление от новых стандартов грозило забвением.
Руководство Midway Games, разрабатывавшей в то время игры для аркад, посмотрело, подумало и поручило Эду Буну и Джону Тобиасу за год склепать собственный файтинг. Те справились за десять месяцев, но сделали все по-своему. Вместо мудреных комбинаций с круговыми движениями стика для спецприемов — простая последовательность направлений. Вместо блока движением назад — отдельная кнопка. Вместо компании индивидуальных бойцов — солянка из героев кун-фу-фильмов с одинаковыми базовыми приемами.
► Mortal Monday — одна из самых крупных рекламных кампаний в истории американского рынка видеоигр.
Test Your Might!
Могло ли одно наличие крови в красочных доселе мордобоях гарантировать игре долгую жизнь? Через месяц после Mortal Kombat свет увидел еще более кровавый файтинг — Time Killers, в котором бойцы из разных времен и мест сражались друг с другом используя бензопилы, каменные топоры и футуристические лезвия, калеча друг другу ноги, отрубая руки и обезглавливая прямо в бою. Примерно через год появилась Eternal Champions, в которой добивания противников сделали еще более вызывающими. А ведь был еще и Weaponlord, который принято считать родоначальником серии SoulCalibur . Есть еще вопросы?
► В первой «Смертельной битве» бойцов можно по пальцам пересчитать. Но по тем временам и такое количество казалось роскошным пиршеством. ► Ко второй части полку прибыло. А главным противником впервые стал император Шао Кан.
► Со временем вселенная Mortal Kombat обзавелась целой армией героев. Увидим ли кого-нибудь из них снова?
Но Mortal Kombat помнят до сих пор, а серия, пройдя через несколько падений, продолжила жить и вновь оказалась на гребне успеха. Во многом запас прочности был заложен именно тогда, в конце 1992 года, с выходом первой части. Совместить виртуальный мордобой с неприкрытым насилием пытались не только Бун и Тобиас. Идея эта плавает в ближайших потоках эфира, и прибегали к ней многие. Но пока все прочие продолжали рисовать «мультики», создатели Mortal Kombat решили использовать уже обкатанную на тот момент, но не сильно популярную технологию захвата full-motion video, при которой игровые спрайты не рисовались вручную, а захватывались из отснятого видео.
► Костюмы из рекламного ролика к выходу Mortal Kombat 2 на домашних консолях, похоже, перекочевали прямиком в провальный второй фильм по мотивам. Резиновая маска Бараки — так точно.
Натуралистичные персонажи, брызги крови и возможность добить противника вычурным смертельным ударом — да за такое вызывающее содержание некоторые были готовы душу продать! И пока подростки и детишки всех возрастов толпились вокруг игровых автоматов, Midway готовилась нанести новый удар по сердцам благочестивых домохозяек — положить свое необыкновенное дитя в уютную колыбель домашних консолей. Сопровождалось все это весьма агрессивной и масштабной рекламной кампанией, которую крутили прямо по ящику, без подкатов и цензуры.
И ведь все это мракобесие по телевизору смотрели не только дети, но и их родители! Шум, поднявшийся вокруг игры, добрался до американского сената. Правительство в срочном порядке потребовало от рынка виртуальных развлечений создать рейтинговую систему, чтобы упорядочить продажу видеоигр в стране. И пока лучшие умы игростроя спорили и корпели над известной нам американо-канадской рейтинговой системой ESRB, Эд Бун со товарищи вывели свое творение на новый уровень.
► Рекламный ролик Mortal Kombat 3 то ли намекал на внеземное происхождение игры, то ли пытался напугать детишек до сердечного приступа.
Don’t make me laugh!
Mortal Kombat 2 стал еще более ярким, кровавым и вызывающим. Многие до сих пор считают его лучшим в линейке до перезапуска. И в самом деле, это была все та же классическая игра, только ярче, кровавее, с более четкой механикой и с расширившимся составом бойцов. Игра сохранила свою незатейливость. Обычные удары были одинаковы для всех бойцов, и только особые движения могли нарушить хрупкую гармонию. За счет такой незатейливой механики и выстраивалось равновесие между Скорпионом и Саб-Зиро, Джаксом и Джонни Кейджем. В Mortal Kombat 2 можно было выбрать себе любого бойца и не остаться аутсайдером.
► В серии всегда было много секретов. Например, чтобы превратиться в Кинтаро, приходилось чуть ли не половину раунда держать кнопку удара. Спецприемы в это время, естественно, не работали.
Динамика в серии продолжила развиваться в Mortal Kombat 3, который благодаря появившемуся бегу и системе комбинаций стал самой скоростной «Смертельной битвой». Но fatality скатились до уровня дурной шутки. Из поверженного противника вылетали несколько черепов, пара мешков костей и грудных клеток, а от былой натуралистичности остались лишь оцифрованные спрайты персонажей. Возрос и уровень вхождения. Столкнувшись с бывалым противником, новичок просто не успевал понять, что происходит, а потом внезапно оказывался трупом. Но многим такая стремительная динамика пришлась по душе. И вышедший чуть позже Ultimate Mortal Kombat 3 вошел в классическую библиотеку серии.
► Mortal Kombat 3 был настолько стремительным, что новички порой не успевали даже пару кнопок нажать, а противник уже праздновал победу.
Mortal Kombat 4 продолжил эксперименты и вывел серию в 3D. Поклонники до сих пор спорят, насколько удачным был этот маневр, но почти все соглашаются, что дальше серия, словно тот поверженный противник, полетела прямиком вниз, навстречу каменной мостовой.
► Неожиданное сочетание самой известной песни по мотивам видеоигр и самого масштабного вступления за историю Mortal Kombat.
Долгие годы «Смертельную битву» наполняли новыми идеями. Бойцам давали новые боевые стили, арены кишели смертельными ловушками, появлялись даже конструкторы для fatality! Но на то, чтобы вытянуть новые игры выше уровня сезонной поделки, не хватало то ли средств, то ли времени. И ведь не скажешь, что последующие части были провальными. Mortal Kombat: Deadly Alliance получил в 2002 году звание лучшего файтинга на Xbox и GameCube. Схожие награды собирали и Mortal Kombat: Deception , и Mortal Kombat: Armageddon , в котором появилось рекордное количество персонажей — шестьдесят два.
Но при этом бои стали до ужаса случайны, глюки и бесконечные комбинации тоже не внушали оптимизма. В Mortal Kombat отныне можно было лупить по кнопкам до потери пульса, откинувшись на диване и выключив мозг. Появлявшиеся новые режимы и мини-игры продлевали интерес, но из-за бестолковых механик серия утратила всяческий авторитет среди серьезных игроков, да и просто тех, кто желал хоть какой-то стабильности на экране.
► Американская рок-группа Adema даже записала клип в поддержку Mortal Kombat: Deadly Alliance. Кто-кто, а маркетологи не ошибались пока ни с одной частью. Но и это не помогало.
Flawless Victory?
Финансы в закромах Midway исчезали быстрее луж в пустыне. В феврале 2007 года компания заявила о разработке новой части в серии, которая обещала вернуться к истокам, стать мрачной, серьезной и жестокой. Но крупная сделка с издательством комиксов DC Comics разбила надежды поклонников. Вместо триумфального возвращения игроки получили кроссовер Mortal Kombat vs. DC Universe.
► Вспышка — слева … ► …вспышка — справа. В шаге перед обновленным Mortal Kombat и Injustice.
Чтобы понять, насколько плохи были дела у серии, достаточно упомянуть, что лишь привлечение поклонников Лиги Справедливости помогло продажам перевалить за 1,9 миллионов копий. Что стало лучшим результатом за последние шесть лет существования «Смертельной битвы». Ничто уже не могло уберечь Midway от банкротства. Права на серию, вместе с ключевыми сотрудниками, перешли под опеку издательства Warner Bros., где чикагская студия во главе с Эдом Буном позже получила звучное название NetherRealm Studios.
[[VIDEOID_6218]]Mortal Kombat 9 стартовал внушительно и мощно. Поклонники давно ждали возрождения серии. Но даже тот старт меркнет в сравнении с ажиотажем вокруг нового анонса.[[/VIDEOID_6218]]
Вырвавшись из трясины, разработчики наконец смогли вернуть игре доброе имя. Перезапущенный в 2011 году файтинг получился таким, каким его видели. О Mortal Kombat снова заговорили, в него снова начали играть, а сражения Скорпиона и Саб-Зиро вернулись на школьные переменки. Это был самый звучный успех за всю летопись «Смертельной битвы». Открытая сюжетная концовка, признание киберспортсменов, теплый прием обычной публики — все говорило о грядущем продолжении. И вот мы стоим на его пороге…
Чего мы ждем от новой игры и о чем беспокоимся — читайте в нашем превью.