Everybody’s Gone to the Rapture
Многие считают, что игры вроде Dear Esther— не игры.
У них есть на то основания. Однако есть основания и у тех, кто придерживается противоположной точки зрения. Это большая тема для большой дискуссии, и что-то подсказывает — мы еще не раз к ней вернемся.
Сейчас очевидно, что такие игры нужны. Они «неправильные»: в них нельзя проиграть или ошибиться, и потому для них даже придумывают обидные термины вроде приснопамятного «симулятора ходьбы». Но! Gone Home, Stanley Parable и Thirty Flights of Loving— все они рассказывают истории так, как не расскажет больше никто.
The Chinese Room , создатели Dear Esther и Amnesia: A Machine for Pigs, продолжают исследовать этот формат. Everybody’s Gone to the Rapture — уже далеко не кустарный эксперимент, каким была «Эстер»; теперь у британской студии есть не только изобразительный талант, но и поддержка большого издателя, Sony.
[[VIDEOID_13022]]NO_DESC[[/VIDEOID_13022]]
А где все?
Everybody’s Gone to the Rapture — игра о конце света. Вы приходите в себя посреди красивейшей английской деревушки, вокруг ни души. Заглянув под каждый камень, зайдя в каждую дверь, рассмотрев каждую мелочь, вы сможете составить из деталей единую картину и понять, что здесь произошло. А можете и не понять. В общих чертах здесь все один в один как в Dear Esther, но в остальном — иначе.
Dear Esther была отчужденной, она отчаянно отказывалась говорить напрямую. Письма к Эстер создавали едва уловимую связь между нами, островом и историей, которую хотели рассказать The Chinese Room. Новая же игра старается выражаться более конкретно. Вот опустевшая деревня. Вот то, что осталось после людей, которые здесь жили. Вот сами люди. Вернее, как раз людей здесь и нет, все, что мы видим, — это обрывки воспоминаний, едва различимые силуэты и голоса, воссоздающие ситуации из жизни до и во время катастрофы.
► Одной деревней мир игры не ограничится. С самого начала мы вольны идти куда захотим, но к чему это приведет, пока никто не рассказывает.
Мы идем мимо стойки с уличным телефоном и слышим голос из трубки: «Только свет! Ничего больше! Что-то происходит!» Проходя по мосту, наблюдаем, как две едва заметные голограммы — очевидно, мужчина и женщина — о чем-то препираются. Они были в этом месте, и это важно. Everybody’s Gone to the Rapture попутно рассказывает о нескольких простых людях — мы узнаем, кто они и как встретили апокалипсис.
А что произошло?
Деревня прекрасна. Колосится пшеница, развеваются на ветру оставленные кем-то простыни, в случайной пепельнице дымится до сих пор не дотлевший окурок. Кто-то был здесь совсем недавно, но мы пока не знаем кто. Визуальные намеки задействуются тут вовсю — другое дело, что в этот раз The Chinese Room ими не ограничиваются. Dear Esther ругали за полную неинтерактивность — это был настоящий симулятор ходьбы, в котором можно только ходить, смотреть и слушать. Everybody’s Gone to the Rapture подает историю интереснее и разнообразнее.
Наверху в одном из заброшенных домов обнаружилась пространственно-временная аномалия — скопление сгустков не то энергии, не то чего-то еще. Разработчики объясняют: если подойти к такой аномалии и слегка наклонить геймпад, она активируется. Что-то изменилось. На стене в соседней комнате появилась тень человека в инвалидной коляске, он о чем-то оживленно вещает. В другой комнате включился телевизор, передающий едва различимую в помехах речь, а в кухне на первом этаже, до этого совершенно чистой, теперь невообразимый бардак.
Мир Everybody’s Gone to the Rapture меняется — от ваших действий или сам по себе. А может, и не меняется вовсе. Вы сможете вернуться туда, где уже были, и заметить краем глаза что-то новенькое. Было ли это здесь раньше? Может быть, эту деталь вы в прошлый раз просто не заметили? Или…
The Chinese Room снова делают игру-загадку. Ради того, чтобы заинтриговать игрока, они идут на все.
А что это такое летает?
На презентации творческий директор студии Дэн Пинчбэк делал особый акцент на том, что Everybody’s Gone to the Rapture — научно-фантастическая игра. Не мелодрама, не ужасы, а фантастическая мистерия. В первую очередь разработчики вдохновлялись классической британской литературой, вроде книг Джона Уиндема и Сэмюэла Йоуда.
Все эти голограммы, пространственные глюки — они не сами по себе. Нас всюду сопровождает оранжевое не что , явно искусственного происхождения. Эта же штука транслирует силуэты людей. Что это, откуда оно взялось — тоже часть загадки.
Если вы надеетесь на остросюжетность и перестрелки с инопланетянами, то лучше не стоит — вынужденные эксперименты с экшеном в A Machine for Pigs ничем хорошим не кончились. The Chinese Room делают игру только об исследовании и осмыслении. И к лучшему — как раз это у них получается хорошо.
Everybody’s Gone to the Rapture делают такой, чтобы в нее смогли играть все. Все ли смогут ее понять — вопрос отдельный. Пинчбэк утверждает, что их главная задача — передать ощущение времени и места. Неважно как, но игроки должны прочувствовать историю, даже если они отродясь не бывали в английской глубинке. Но само собой, кто-то увидит больше, кто-то меньше. Почти наверняка за одно прохождение вы что-то упустите.
* * *
И даже если история получится ерундовой (вряд ли, но вдруг?), Everybody’s Gone to the Rapture останется невероятно красивой виртуальной инсталляцией. Пастораль на CryEngine, бережное внимание к фоновым звукам (непременная черта игр студии), снова завораживающий саундтрек от Джессики Карри… The Chinese Room всегда может отступить, обозвать свою игру чем-нибудь в духе «релаксационный экспириенс для тех, кто скучает по пирожкам бабушки Сьюзен» и заработать на этом много денег. Надеемся, что не придется.
Факторы успеха
Факторы риска
- конец света, личные истории и научная фантастика;
- у Dear Esther были проблемы с интерактивностью — теперь их решили;
- потрясающая картинка на последнем CryEngine;
- композитор Джессика Карри, похоже, превзошла себя.
- игра выйдет только на PS4.
Будем ждать?
Менее абстрактная и значительно более интерактивная наследница Dear Esther. Исследование, поиски, история — ничего больше. Но, кажется, больше ничего и не надо.