Divinity: Original Sin
Близкие по духу
Ultima 7
Divinity: Original Sin изначально позиционировалась как привет из прошлого, пошаговая ролевая игра старой закалки в лучшем смысле слова. Собственно, такой она и оказалась. А все равно верится с трудом.
[[VIDEOID_13054]]NO_DESC[[/VIDEOID_13054]]
Тернистый путь
Бельгийцы из Larian долго к этому шли. Divine Divinity вполне справедливо прозвали «Diablo с диалогами». Divinity 2: Ego Draconis заигрывала с наследием Gothic, попутно выдавая массу экспериментальных идей — например, возможность превращаться в дракона. В перерывах бельгийцы подбрасывали ответвления вроде Beyond Divinity и Divinity: Dragon Commander. Все эти игры очень разные, но почерк разработчиков узнается безошибочно: хорошо написанные диалоги, масса юмора и смешных ситуаций — и здоровый нонконформизм.
► Самый полезный предмет торга — картины. Или лучше сказать — ворованные картины? ► Сделав что-нибудь дурное и угодив в тюрьму, вы можете заключить сделку с тюремным демоном. Коварная сволочь запросит очко одной из ваших характеристик. Честно говоря, куда разумнее заплатить стражнику тысячу золотых.
Во времена, когда разработчики штампуют зрелищные и необременительные игры в угоду широкой публике, основатель студии Свен Винке признается, что всегда мечтал сделать что-нибудь вроде Ultima 7. Так почему бы не послать современные тенденции куда подальше и не сделать что-нибудь изометрическое, пошаговое, с океанами текста и неочевидных возможностей? Взяли — и сделали. Даже необходимость идти на Kickstarter не помешала: проект собрал предостаточно средств и, пережив несколько переносов, добрался-таки до релиза.
Длинный разговор
Хронологически события Original Sin происходят за многие годы до событий Divine Divinity. Здесь можно увидеть совсем еще молодой мир Ривеллон, в котором, однако, уже живут многие старые знакомые.
Давным-давно волшебники использовали для добрых дел силу, известную как Источник (Source), но потом, как водится, набежала тьма и Источник был осквернен. Волшебники, которые раньше созидали, ныне только разрушают. Как только где-то обнаруживается воздействие Источника, туда сразу же отправляются специально обученные Охотники (Source Hunters). Эта небольшая кучка отважных воинов — единственное, что мешает наступлению апокалипсиса.
И вот недавно в славном городе Сесиль кто-то убил советника, причем поговаривают, что во всем виноват Источник. Корабль с охотниками уже прибыл, освободите каюту.
► Игра открывается зрелищным роликом. Капитан судна вводит в курс дела и пытается не говорить «Аррр!».
Как в Beyond Divinity, играть положено сразу за двоих героев. По замыслу разработчиков это мужчина и женщина, хотя менять пол никто не запрещает. В редакторе персонажей глаза разбегаются с непривычки. Предлагают уйму классов, у каждого — своя стартовая экипировка, свой набор характеристик, талантов («перков» на манер Fallout ), навыков и даже своя предыстория. Но все это легко перенастраивается своими руками: за кнопкой Customize скрываются горы параметров, из которых складываются герои. Грех не составить комбинацию мечты, заодно спланировав дальнейшее развитие.
► А этот подвал обустроен в лучших традициях Освальда Мандуса из последней Amnesia. ► Не все орки одинаково злобные. Этот сидит на берегу и оплакивает усопшего брата.
Начинается Original Sin как детектив. По прибытии выясняется, что славный город Сесиль в глубокой яме. За воротами рыскает нежить, с моря угрожают налетчики-орки, да еще и это убийство… Справедливые граждане уже вердикт вынесли: во всем виновата жена советника, как говорят — большая ценительница романов на стороне. Но вина ее не доказана, и узел интриги надо распутать. Или просто разрубить.
Но, разумеется, все это лишь повод, чтобы начать что-то большое и эпическое. Завоеватели-орки, овладевшие могущественной магией, коварные некроманты и даже сама Тьма — настолько темная, что космическая бездна рядом с ней что елочка. Серия Divinity всегда брала за основу типичные фэнтезийные штампы (орки, драконы, Древнее Зло и непременный Избранный), сочиняла драматичную историю с пафосом и пророчествами — и отрывалась на этом материале как могла, начиняя его тонким юмором, иронией и откровенным фарсом. В конце концов, недаром первая часть серии называлась «Божественная божественность».
В Original Sin все так же. Городом Сесиль заправляет глуховатый мистер Сесил, который то и дело неверно трактует ваши слова; на городской площади выступает комик — говорящая голова; в лесу вас ждут статуи, которые могут дать «супердуперклятву», что теперь вы можете летать и должны прыгнуть с обрыва. Местами получается смешно, местами забавно и почти всегда — неглупо и органично.
► Одного только города Сесиль хватит, чтобы убить целый вечер. Стоит игре начаться, как дневник героя распухнет от побочных квестов, а голова — от впечатлений.
В товарищах согласья нет
В Original Sin очень много побочных заданий. В первые часы игры вам доведется решить судьбы разных людей, призраков, орков, котов и даже колодцев. Большинство квестов строится на диалогах, и потому они воспринимаются не как дежурный источник дохода, а как интересные последовательности выборов. Причем ваши герои нередко начинают бодаться друг с другом за право разрешить конфликт по-своему. В ход идут угрозы, обаяние или стальная логика. А если консенсуса достичь не выходит, игра запустит раунд в «камень-ножницы-бумагу», и победитель встанет у руля.
► Играть в «камень-ножницы-бумагу», чтобы узнать, чей аргумент толще, приходится не только с напарником, но и с NPC. Впрочем, всегда можно просто достать меч.
Если вы проходите Original Sin в одиночку, то в спорах будете выбирать реплики за обоих охотников, но это лишает полемику всякого смысла. При желании можно включить в редакторе персонажей опцию «лояльный», и тогда герои будут исправно друг другу поддакивать. Еще есть вариант заставить напарника выбирать случайный ответ, хотя это тоже совсем-совсем не то.
Но игру можно проходить в кооперативном режиме — вот как раз в нем дискуссии раскроют свой потенциал целиком. Каждый игрок отвечает за собственного героя, а значит, становится полноправным участником обсуждения, с собственным взглядом на проблему. Это выводит ролевой отыгрыш на совершенно новый уровень, потому что теперь вы разыгрываете беседу не только с NPC, но и с живым человеком. Кто бы мог подумать — то, что обычно для настольных, комнатных и полевых ролевок, в компьютерных играх кажется настолько диковинной штукой!
Ясное дело, с другом можно заранее договориться об исходе конфликта, но, если разрешить всем подряд присоединяться к вашей игре, последствия дискуссий станут вообще непредсказуемыми, что сделает их еще интереснее. А если гость начнет бузить, его всегда можно «кикнуть».
ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНО: в комплекте с игрой идет редактор, которым пользовались сами разработчики. В нем есть всё — и еще немного, поэтому от модификаций спасения не ждите. Модостроители смогут делать как однопользовательские, так и мультиплеерные дополнения, а сам редактор, как обещают, будет регулярно обновляться.
► Взаимоотношения героев характеризуются двумя шкалами — симпатии и согласованности. Они не обязаны коррелировать: вы можете друг друга ненавидеть, но быть отличной командой.
Наката умеет говорить с котами
Мир Ривеллона сам по себе похож на помесь цирка со зверинцем, но если игрок выберет перк, позволяющий разговаривать с животными, он откроет доступ к настоящей элите общества. Крысы раздают комплименты (хоть и признаются, что выше плеч нас не видят), быки могут предсказывать судьбу, кот местного управленца попросит наладить его личную жизнь, а петух Джек, стоит спасти его от безжалостного повара, прокричит: «Yippee ki yay! Я свободен! Счастливо оставаться, сосунки!» Это не говоря уже о возможностях получать подсказки по квестам и прочие радости жизни, вроде наводок на тайники и секретные двери.
Хорошо забытое старое
Главный вопрос, касающийся Original Sin: можно ли назвать игру устаревшей? Ведь в плане геймплея Larian решили отталкиваться от игр далекого прошлого. Камера улетела в небеса, бои стали пошаговыми, а количество умений, нюансов и интерактивных фишек не поддается исчислению. Не заблудится ли в местной механике игрок помоложе?
► Вражий волшебник заморозил чародея, но скелет-воин до него так и не добежал. Сначала поскользнулся, а потом вообще телепортировался на пороховую бочку.
Скорее всего, нет. Во-первых, Larian позаботились о том, чтобы все возможности не валились на голову горой. В начале игры можно забрести в особую пещерку, где учат обращению с предметами, взлому замков и всему такому прочему. Все разложено по полочкам: если героям, скажем, понадобится выбить дверь, игра ласково предупредит, что от такого обращения оружие долго не проживет — надо чинить. А если необходимо поджечь облако ядовитого газа, но герои не обучены пиромантии, рядом обязательно найдется свиток огненного шара. После пробежки по пещере вы познакомитесь со всеми основами игровой механики, а с остатком разобраться будет несложно. Игра все же не настолько громоздкая, как может показаться: она берет от старых ролевок все хорошее, но в меру.
► Возможностей для создания предметов здесь невероятно много. В ход идет все подряд: руда, палки, гвозди, иглы, волосы, ведра, ножи, куклы, черепа, крысиные хвостики — и так до бесконечности. Ради эксперимента можно соорудить себе шлем из тыквы, копье из метлы или пиццу. Просто пиццу. ► Уходя в режим скрытности, герой надевает на себя куст, бочку или камень, в зависимости от ландшафта. Хидэо Кодзима одобряет!
Впрочем, даже на «обычной» сложности Original Sin бросает нешуточный вызов (тут очень кстати возможность переключить сложность на лету), а забредя куда-нибудь не туда, игрок рискует наткнуться на особенно сильных монстров и на том погореть. Разница в уровне отлично ощущается, как и неравенство в числе бойцов, но даже над равными врагами придется потрудиться.
Бои пошаговые, а на каждый чих расходуются очки действия — как, например, в Fallout. Но даже если пошаговые сражения вам поперек горла, Original Sin вполне может прийтись по душе просто за счет того, как они поданы. Когда настает время боя, игра мгновенно переходит в тактический режим. Управление отзывчивое, герои моментально реагируют на команды, ход сменяется очень быстро. Анимации заклинаний и навыков красивы, но не избыточны, без пафоса и тягомотины, поэтому ничто не отвлекает вас от процесса и не заставляет ждать. Даже самый сонный наблюдатель за плечом с лету поймет, что происходит на экране.
И все это не в ущерб тактическим возможностям. Тут можно телекинезом кидать во врагов предметы, строить баррикады, расставлять по местам «тактические» бочки с водой, порохом и ядом. Лужи масла отлично горят, попутно вызывая дым, который не дает лучникам и магам прицелиться. Из школы мы знаем, что вода прекрасно проводит электричество, — и это тоже тут работает. Если у вас есть пиромант, очень пригодится заклинание, вызывающее масляную лужу. Если проводник-электрик — есть смысл вызвать ливень.
► Орк пытался обойти партию с фланга, но встал в лужу масла возле ядовитой бочки. А раз там столько воды налито, чародей ему еще и шоковую терапию прописал. ► Погода влияет не только на тактику, но и на состояние отряда. Под дождем охотники промокают до нитки, а на морозе дрожат и стучат зубами.
Сочетание стихий работает блестяще, хотя и не всегда идет на пользу. Например, под проливным дождем заморозка может сыграть на руку врагу: он, конечно, превратится в глыбу льда, но стоит к нему подойти, и вы запросто можете поскользнуться на оледеневшей луже — и пролежать ходик-другой, пока товарищи отдуваются.
Не обязательно разводить у себя магов, чтобы использовать окружение: в игре навалом свитков и столько разновидностей наконечников для стрел, что вор Гаррет удавится от зависти. Главное — не зацикливаться на чем-то одном. Если ваши враги сделаны из огня, пироманты своими фокусами делают им только приятно, если в области ливень, на вес золота будет «электрик»… Стоит либо следить за разносторонним образованием своих бойцов, либо запасаться самыми разными свитками и стрелами. Но коль скоро вы вздумаете плюнуть на манипуляции с окружающей средой и разобраться старым добрым мечом — удачи. Она вам понадобится.
► Сидеть и лежать здесь можно на чем вздумается, но все на ваш страх и риск. Ляжете на дыбу — герой быстро уйдет в отпуск.
Плохо забытое старое
Кое-каким воспоминаниям из прошлого, вероятно, возвращаться не стоило. Например, легко эксплуатируемые дыры в балансе — не самый желанный реликт из прошлого. ИИ очень странно реагирует на изменения в окружении: вы можете разлить хоть целое озеро масла перед боем, и враги не обратят на это внимания. Мы этой брешью активно пользовались: например, упырь, охраняющий маяк в компании нежити, был сожжен вместе со своими друзьями вообще без боя. В то же время порожденное сесильским волшебником техночудище, сбегая от растущего масляного океана, забилось в угол своей пещерки спиной к героям и половину боя так и стояло, трясясь от непонятного страха.
► Эти стражники не слишком преуспевают в имитации рабочей деятельности: они просто ходят от трупа к трупу и повторяют одни и те же фразы. ► Аннушкина стратегия в действии. Масло можно лить хоть на лицо врагу — пока он не увидит вас, не отреагирует.
Еще одна хрестоматийная промашка: научившись хорошо красться, уже в стартовой локации можно сколотить целое состояние, обирая всех подряд. Впарить краденое можно без труда хоть владельцу — он не отличит собственные вещи, даже если они украдены прямо у него из-под носа. Хорошенько наворовавшись, можно с самого начала затариться лучшим снаряжением, массой свитков, зелий и прочего добра. Это драматично скажется на сложности боев, а денежные награды за поручения перестанут играть всякую роль.
Все это мы видели раньше, лет эдак двадцать назад — и пятнадцать тоже. Кто-то посчитает это недостатками, но стоит привыкнуть — и уже нет дела. Ну подумаешь, на горящий канделябр можно поставить ящик, а потом еще пару канделябров сверху. Кому это интересно, когда можно вытащить телекинезом скамейку из-под друга и сделать доспехи из овощей? В конце концов, дыры вполне лечатся патчами.
► В статике не разглядеть, но вообще мы тут не можем догнать прыгающий сундук. Прыгающий говорящий сундук.
* * *
Часов через двадцать после начала, приступив наконец к сюжетному квесту, понимаешь главную ценность новой игры Larian. При желании ее можно пройти за пару десятков часов, но мало кто захочет так спешить. Взяв лучшее от классики ролевых игр, разработчики сумели выдержать баланс, и потому Original Sin можно советовать всем без исключения. Новички жанра без помех уйдут с головой в невероятно насыщенное и веселое приключение, а любители классических ролевок увидят их долгожданную наследницу, которая использует современные технологии, чтобы развить и преумножить достоинства настоящей ролевой игры.
Особые рейтинги
7/10
Лучше поздно, чем никогда
1С решила выпустить игру вообще без перевода, пообещав добить его к концу месяца. Если вспомнить, что локализацию Divine Divinity ждали семь лет, не такой уж это и срок. Доплачивать за перевод не придется, русский текст просто скачается вместе с обновлением в Steam.
Larian взяли подход к дизайну из классических ролевых игр и мудро адаптировали его под современные реалии. Divinity: Original Sin — настоящая наследница идей Baldur's Gate и Fallout, но, несмотря на почтенное родство, остается смелой и прогрессивной.
- игра больших возможностей
- замечательный юмор
- интересные квесты на каждом шагу
- кооператив выводит отыгрыш роли на новый уровень
- сложные бои требуют внимания и тактики.
- искусственный интеллект несколько наивен
- излечимые, но существенные дыры в балансе.
9/10
Геймплей
8/10
Визуальный ряд
9/10
Звук и музыка
7/10
Интерфейс и управление
ЖАРЕНЫХ ГВОЗДЕЙ
Не думать о практической пользе и варганить все, что в голову взбредет.