Эволюция протезов по Deus Ex
Царь природы! Какая гордость, какое самолюбование! Триумф сознания, которое способно постичь, кажется, любую тайну Вселенной! Таков человек в глазах мыслителя эпохи Возрождения.
Каков же царь природы «на зуб»? Мягок и хрупок, словно жучок. Ручки ломаются от случайных ударов. Глазки лопаются от тычка соломинкой. Задыхается и смешно сучит лапками, когда его душат или топят в луже. Где же алмазная кожа и лазерные лучи, бьющие из десниц, достойные Единственного Разумного Вида? Стыдно, эволюция!
Ничего, обойдемся и без этой дарвиновской стервы. Не зря человечество придумало медицину, инженерное дело, кибернетику. Вместилище разума уже не так уязвимо перед превратностями судьбы: за последние двадцать лет трансплантология шагнула далеко вперед, дав человеку его законное право на запасную руку или даже сердце. И не только на замену — почему бы не усовершенствовать хрупкий организм? Пророческая серия игр Deus Ex все это время старательно прокладывала курс для будущих исследований — держись, природа, мы идем колебать твои устои.
Глаз
Врожденная слепота все еще остается нерушимой стеной поперек пути прогресса, но если цел зрительный нерв — найдется и спасение. Система Argus II помогает вернуть зрение при повреждениях сетчатки. В отличие от более примитивных образцов, она позволяет даже читать газетные заголовки, а не только различать свет и тень. Специальная камера получает изображение, компьютер обрабатывает егои отправляет на систему из шестидесяти электродов, вживленных в сетчатку и стимулирующих ее уцелевшие клетки. Но Argus II — это скорее «костыль», помогающий хромать резвее обычного.
На рынке появляется все больше разновидностей механических глазных имплантатов — как правило, поставляемых вместе с внешними линзами, пережитком более старых образцов. Глаз содержит внутренний процессор и берет на себя кое-какие функции мозга. Например, блокирует слишком яркие вспышки — даже солнечный луч из окуляра телескопа не может ослепить хозяина. Продвинутые версии берут опыт допотопных очков дополненной реальности и выводят на «экран» информацию об увиденном — вдруг тот подвыпивший детина в баре, который лезет драться, на самом деле ваш однокашник?
Развитие механических протезов зашло в тупик, как когда-то достигла логического конца история двигателей внутреннего сгорания. Рукотворные глаза потеряли эстетическую привлекательность и зачастую отпугивают одним своим видом. Зато появляются первые опытные образцы наноимплантатов. По функционалу они пока мало отличаются от механических аналогов: дополнительные сведения об увиденном, инфракрасное и рентгеновское зрение. Разве что значительно выросло разрешение — не у каждого бывает бинокль в глазу!
Механические глаза остались в прошлом — туда им и дорога! В обиход прочно вошли биоимплантаты. Одно из главных достижений нынешних протезов — широчайшие возможности по совершенствованию. Могли ли наши предки представить себе, что в глазном имплантате будет гнездиться крошечный дрон слежения, передающий данные на расстоянии? Конечно, такие опыты не всегда законны, но прогресс нередко конфликтует с моралью.
Руки
Наконец-то протезы можно подключать к нервной системе! На смену бестолковым культяпкам из пластмассы пришли бионические протезы, позволяющие не только контролировать мелкую моторику рук, но и чувствовать предметы. Однако остается проблемой стабильность таких манипуляторов. «Пионер» искусственных рук, Кристиан Кэндлбойер , пару лет назад разбился на машине — так ли надежны протезы?
Выбор механических рук широк до одури. Среди протезов как безобидные усиленные — для переноски холодильников и цистерн с молоком, так и боевые гибриды со встроенным пулеметом или картечной системой «Тайфун». В переходе такой, понятное дело, не купишь. Впрочем, спрос выше на руки с повышенной мускульной скоростью: проломить бетонную стену — раз плюнуть.
После нескольких тысяч случаев дерзких грабежей со сломанными стенами строители стали укреплять свои конструкции алмазной сеткой — и протезы с пробивной силой потеряли популярность, а встроенные пулеметы и система «Тайфун» проели дыру в карманах фирм-производителей. Однако в чести у современных устройств по-прежнему медвежья сила, что объединяет механические и наноимплантаты. Хотя назвать наноруку протезом язык не поворачивается: структура имплантата просто пронизывает конечность и лишь местами выдает себя игривыми голубыми крапинками.
Человеческие руки оказались отличным «аэродромом» для всевозможных микроскопических дронов. Постколлапсный кризис ужасно сказался на преступности, поэтому каждый обеспеченный клиент разоряется на имплантат с дронами-транквилизаторами, который размещается в руке по причине немалого удобства применения. Контрабандисты же вовсю торгуют украденной разработкой — нанитами для взлома роботов. Имейте в виду, за такую погремушку дают до тридцати лет на урановых рудниках!
Ноги
Вечной проблемой доиндустриальных протезов ног было полное отсутствие эластичности. Куда там деревянной пиратской чурке до элегантной, как паутина, системе из десятков косточек, хрящиков и мышц! И тут ученые умы снова плюнули в лицо природе, создав бионический протез ноги. В отличие от искусственных рук, протезы ног сейчас куда разнообразнее, хотя лучшие из них объединяет одно и то же — перехват сигналов, которые мозг посылает погибшей конечности. Кроме того, процессор в таком имплантате наблюдает за движениями носителя и угадывает его действия, чтобы тот не падал и не бился о стены.
После многочисленных войн первой четверти XXI века в мире осталось немало ветеранов, потерявших ноги, — и индустрия протезов расцвела! Многие из бывших инвалидов вернулись в ряды ВС, но уже умея бегать со скоростью спортивного автомобиля и прыгать через казарму. Скороходы подороже напичканы, кроме прочего, бездной амортизаторов и резиновых прокладок, чтобы покупатель мог хулиганить бесшумно, словно кот на кухне.
Запчасти на основе нанитов показали, что от них больше пользы при тех же затратах, что и у механических протезов, — да еще они могут вживляться здоровым людям без необходимости ампутировать ногу. Правда, инженеры так и не смогли за последние тридцать лет выдумать ничего революционного. Разве что ноги сами по себе амортизируют удар при падении — прежде для этого приходилось брать систему «Икар» и планировать на асфальт, рассыпая искры.
Судя по застою, все светлые головы ушли в партизаны. Иначе как объяснить, что, невзирая на полвека исследований, ученые так и не смогли качественно улучшить искусственные ноги? Черный рынок же предлагает богомерзкий продукт для самых злобных — кровососущие имплантаты! В комплект входит насильственное переливание крови у жертвы и исцеление ран с помощью ее биоматериала. Лучше бы по потолку ходили, а не по донорам.
Скелет
Человек — тварь прямоходящая, и его несущие конструкции оттого уязвимы перед всякими болячками, от детского церебрального паралича (хотя это все-таки «баг» нервной системы) до артрита и сколиоза. В начале XXI века хирурги еще не начали армировать скелет от черепа до пяток и ограничиваются внешними системами, экзоскелетами. Например, ReWalk, который весит около четырех килограмм, имеет моторчик для движения парализованного хозяина, аккумуляторы и пульт, чтобы отдавать «костюму» приказы.
Вот уже лет пять, как хирурги не стесняются расколупывать кости и укреплять их металлокерамикой или композитными материалами. Внутренние сервоприводы поднимут почти мертвого, а модные усилители рефлексов превратят последнего увальня в Питера Паркера. Частенько в комплекте идут полезные кожные имплантаты — для защиты от повреждений, например, чему совсем не рады врачи в поликлиниках. Только выглядит такой пациент немного… экстравагантно.
Революционный переход от механических имплантатов к нанитам плохо сказался на скелетных протезах. Первые позволяют напичкать дублирующий скелет какими угодно устройствами, а вот параллельная нанопроводка открывает не так уж много возможностей. Хотя от лишней прочности никто не откажется, да и парализованным гораздо удобнее не греметь титановыми ребрами по мастерским, а лихо плясать джигу, едва ощущая внутри что-то инородное.
Полые нанотрубки перевернули все представления об инженерных возможностях костной ткани! Пока технологи из Детройта вовсю трудятся над станковым имплантатом, пронизывающим тело (в народе называется «человек-завод»), остальной мир внедряет другие полезные и бесполезные гаджеты. Генераторы невидимости наконец-то перестали сжигать носителю щитовидную железу, а микроэлектростанции на основе митохондрий никогда не оставят вас без света — почему бы не запитать всю квартиру от шестого шейного позвонка?
Внутренние органы
В создании искусственных органов ученые начала XXI века добились, пожалуй наибольших успехов. Высочайший триумф — кардиопротез, полностью берущий на себя функции сердца. Правда, чудо техники требует регулярной дозарядки, и держат его только пока не найдется донорское сердце, а на фоне непрерывного шума клапанов у пациента развиваются депрессия и панический страх, что протез вот-вот остановится.
Если бы не нейропозин, необходимый для синтеза протезов и органики, все внутренние органы можно было бы заменить без особого труда. Сердце снова на острие прогресса: оно «химичит» из подручных средств лечебные вещества, а кровь разносит их к каждой царапинке на теле. Спортсменам полюбились легкие с повышенной пропускной способностью, а ликвидаторам аварий и военным — с нейтрализатором ядовитых газов. И наконец-то отправились на свалку допотопные аккумуляторы! Теперь энергию для работы протезы берут из съедаемой пищи. Нет твари прожорливей, чем киборг.
Как мы уже упоминали, нанотехнологии позволили не заменять поврежденный орган синтетическим, а «перепрошить» его и запустить по новой. Благодаря этому «сердечная» регенерация клеток больше не требует десятков тысяч килокалорий — ресурс расходуется стократ экономнее и эффективнее. Кроме того, наносердце чихать хотело на электромагнитное поле — а вот старые механические от этого ходили ходуном.
От лечения технологии перешли к профилактике: сети биоимплантатов объединяют всю брюшную полость и органы грудной клетки, восстанавливая их по мере необходимости. Боевые действия показали, что организм выдерживает попадание разрывного патрона прямо в сердце, — сослуживцы своими глазами видели, как у раненого однополчанина отрастали новые желудочки. Так медикам удалось то, над чем трудились несколько поколений полиции, — уничтожить на корню черный рынок внутренних органов. Зато появился черный рынок имплантатов, но это уже совсем другая история.
* * *
Вчерашняя сказка и смехотворный вымысел на наших глазах обретают плоть и становятся реальностью. Может быть, развитие общества потребления и погубило исследования космоса, но хирургию и биоинженерию это нисколько не затронуло. В 2014 году от Рождества Христова существуют лишь травматические протезы, но кто знает, когда человек сможет сознательно отказаться от собственного позвоночника и заменить его бионическим, который прочнее, гибче, долговечнее?
Как вы думаете, какие модификации пригодились бы будущим киборгам?