Грань будущего: насколько это реально
Июньский боевик « Грань будущего » интересен сразу по нескольким причинам. Во-первых, там звездный состав в лице нестареющего Тома Круза (ему точно за пятьдесят?!) и обворожительной англичанки Эмили Блант, а во-вторых, фильм затрагивает несколько тем, весьма актуальных для видеоигр. В этом материале мы расскажем вам, какая броня нынче в моде, и объясним, как извлечь выгоду из попадания во временную петлю.
Неловкий момент
День подполковника Кейджа определенно не задался. Мало того, что на Землю напали таинственные инопланетяне, известные как мимики, так еще и командование посылает на почти самоубийственную миссию. Прилетев на место и вступив в бой, новичок в сражении Кейдж почти сразу погибает, чтобы через секунду очнуться — и обнаружить, что он жив, а до судьбоносного задания еще целый день. Понимая, что попал во временную петлю, он вынужден переживать смерть снова и снова, набираясь опыта, чтобы в конце концов переломить ход войны и вырваться из замкнутого круга.
[[BULLET]] Главного героя книги-первоисточника зовут Кэйдзи Кирия. Созвучно Кейджу из западной экранизации.
Скачки во времени — одна из центральных тем фильма, в основу которого лег роман Хироси Сакурадзаки «Все, что тебе нужно, — это убивать». Тема определенно не новая, но от этого не менее интересная. Подобную концепцию мы наблюдали, к примеру, в знаменитом « Дне сурка », « Исходном коде », сериалах « Секретные материалы » и « Сумеречная зона » (эпизоды «Понедельник» в первом и «Теневая игра» во втором). Их герои в попытках исправить ситуацию тоже вынуждены были переживать определенные события вновь и вновь.
Пожалуй, главный вопрос, волнующий авторов, закручивающих сюжет вокруг манипуляций со временем, — что будет, если человек получит возможность узнать свое будущее или изменить прошлое? Мотивов для «перезагрузки», как правило, два: желание исправить ошибки, чтобы стать лучше как личность, либо извлечь выгоду и сделать свою жизнь удобнее. Исход у вмешательства в естественное развитие событий, правда, обычно печальный. Вспомните фильм « Эффект бабочки »: все попытки героя изменить прошлое приводят к трагическим последствиям в настоящем.
По ту сторону экрана
Игры, разумеется, не могли оставить в стороне столь благодатную тему, пусть по количеству упоминаний им и не сравниться с той же сериальной и кинопродукцией. Загвоздка в том, что манипуляции со временем часто носят в игре декоративный характер и выполняются без вашего участия: «Нам нужен необычный уровень? А давайте-ка запульнем игрока в прошлое».
Но есть и исключения. В перезапущенной в 2003 году серии Prince of Persia изменение прошлого и принятие последствий этих изменений — центральная тема. В The Sands of Time она освещена не так подробно, зато полностью раскрывается в продолжении, The Warrior Within. В нем Принц, ранее перекроивший ткань времени по своему желанию, вынужден спасаться от Дахаки — бессмертного воплощения самой судьбы. Временные парадигмы здесь играют не только художественную роль, они — важная часть геймплея. В «Песках времени» герой получает в свое распоряжение особый кинжал, позволяющий отматывать ход событий назад. Основное применение артефакт, как водится, находит в бою. Совершив ошибку и получив смертельный удар, вы просто возвращаетесь на несколько секунд в прошлое и уклоняетесь от критической атаки. Баланс соблюдался просто: кинжал требовалось постоянно «подзаряжать».
► Зачем тратить патроны, когда можно состарить противника лет на двести?
Другая игра, оперирующая темой времени, — шутер Singularity. Сюжет рассказывает о секретной американской операции на вымышленном острове Каторга-12, который странным образом время от времени перемещается между 1955-м и 2010-м. Героям необходимо выяснить, что же, черт подери, происходит, а поможет им в этот особое устройство — мобильный временной преобразователь. У него немало функций, но самые интересные — возможность замедлять время, «состаривать» и «омолаживать» объекты и переносить предметы из другой временной линии в свою. Нельзя сказать, что перечисленные механики добавили геймплею особую глубину или что временные парадигмы были интересно объяснены в сюжете, но как «шутер с изюминкой» Singularity воспринимался довольно свежо. Из той же оперы — TimeShift от питерской студии Saber Interactive.
Более интересное применение манипуляции со временем получили в Ghost Trick: Phantom Detective. Глубокой ночью где-то на старой свалке главный герой Сиссель приходит в сознание и, стоя над своим мертвым телом, понимает, что стал привидением. Узнав, что с наступлением рассвета он исчезнет, Сиссель решает выяснить, как он умер. В этом ему помогает способность под названием Ghost Trick: обнаружив чей-нибудь труп, наш герой может «посмотреть» последние четыре минуты жизни его обладателя и попытаться спасти бедолагу.
► Иногда, чтобы изменить будущее, достаточно подвинуть журнальный столик.
Напрямую взаимодействовать с людьми Сиссель не может, и ему, как персонажу Патрика Суэйзи в фильме «Привидение», приходится обращаться к окружению — двигать стулья, включать лампы и перемещаться по телефонным проводам. К примеру, почти в самом начале игры от вас требовалось вселиться в пончик (!) и дернуть дверцу буфета, чтобы заманить под диван сначала собачку, а потом ее беспечную хозяйку и таким образом спасти ее от наемного убийцы. Похожий прием использовался в прошлогодней Remember Me , но там это была вспомогательная механика, да и акцент смещен на управление воспоминаниями персонажей.
Ghost Trick — приятное исключение из правил, но по большей части манипуляции со временем в играх используются как сюжетный ход, а не как элемент геймплея. Тут на помощь могли бы прийти инди-проекты, но ни до, ни после Braid ничего мало-мальски интересного на упомянутую тему среди них не появлялось. Зато в нынешнем году ожидается довольно любопытный платформер Still Time и блокбастер Quantum Break от создателей Max Payne. Очень надеемся, что они смогут изменить сложившуюся ситуацию.
Холодный расчет, или Назад в прошлое
С играми и кино разобрались — герои выдуманных историй давным-давно приноровились менять прошлое и заглядывать в завтрашний день. Но как обстоят дела с научной стороной вопроса?
На самом деле путешествие во времени не такая уж фантастика и в теории вполне возможно. По крайней мере, путешествие в будущее. Самый доступный на сегодняшний день вариант — криозаморозка. Процесс выглядит так: кровь пациента замещают криопротектором — специальным раствором, препятствующим возникновению в клетках кристалликов льда, из-за которых их мембранные структуры разрушаются. Затем тело помещается в камеру заморозки, где оно охлаждается до температуры сжижения азота (-196,5°C) со скоростью один градус в час. После этого его помещают в капсулу, которую опускают в резервуар с жидким азотом, где она далее и хранится.
► Неточности в кино встречаются часто. Например, в реальной жизни не выйдет заморозить объект жидким азотом настолько быстро. Потребуется минимум несколько минут.
Ну что, выход найден? Заморозился да проснулся лет через сто в светлом новом будущем! Сказка же, не так ли? Не совсем. У способа есть несколько нюансов. Во-первых, он ориентирован исключительно на сохранение тела или мозга недавно умерших либо серьезно болеющих людей в надежде на то, что с развитием технологий клиента удастся вылечить и реанимировать или дать ему новое тело. То есть если вы в добром здравии вдруг решите, что момент настал и пора отправляться в будущее, будьте готовы получить отказ — в подобном случае заморозка станет банальным убийством.
Еще один не самый обнадеживающий факт — отсутствие примеров успешной реанимации. Гарантий, что вас когда-нибудь «разбудят», никто не даст. Вдруг способ заморозки, применявшийся при жизни пациента, в будущем сочтут непригодным? А что, если произойдет авария и условия хранения тела нарушатся? Ладно, даже если допустить, что ничего страшного не случится и способ излечения все-таки найдут, как быть, если процедура окажется настолько дорогой, что ваши потомки не смогут ее оплатить? Вряд ли компания согласится взять на себя подобные расходы.
► Предположение о том, что даже малейшее изменение прошлого может привести к катастрофическим последствиям в настоящем, довольно популярно среди фантастов.
Получается, криозаморозка — это примерно как прыжок с десятого этажа в надежде, что упадешь на гору подушек. К тому же одно лишь «погружение в сон» стоит кучу денег. На сегодняшний день стоимость процедуры в США колеблется от 50 до 250 тысяч долларов. Услуги отечественных фирм обойдутся несколько дешевле, «всего» 10—30 тысяч. Стоит ли возможность почувствовать себя королем Артуром, дремлющим на Авалоне, этих денег — судить вам.
Другой, не менее любопытный способ победить время основан на специальной теории относительности Альберта Эйнштейна — перемещение с околосветовой скоростью. Проще всего его объяснить на примере мысленного эксперимента, называемого парадоксом близнецов. Допустим, один из братьев находится на Земле, в то время как другой путешествует на космическом корабле на скорости, близкой к скорости света (напомним, это около 300 тысяч км/с). В этом случае время для близнеца в полете будет идти гораздо медленнее, чем для находящегося на Земле, и, вернувшись домой, он, вероятно, обнаружит, что его брат успел заметно состариться. Разница будет тем больше, чем ближе получится подобраться к скорости света. Загвоздка лишь в том, что с нынешними технологиями человечеству не удалось даже очень-очень отдаленно к ней приблизиться, не говоря уже о том, чтобы достичь.
Теперь, когда с путешествием в будущее все более или менее прояснилось, обратимся к прошлому.
► Путешественник во времени Джон Тайтор давно успел засветиться в популярном медиа. Например, в аниме и визуальной новелле Steins;Gate главные герои даже выясняют его личность. Ответ оказывается и близко не таким, как вы могли бы представить.
Увы, здесь все сложнее. Да, общая теория относительности допускает существование червоточин — туннелей, пронизывающих пространство и время. Да, согласно теории струн (вернее, следствию из нее), возможность попасть в другую реальность гипотетически есть.
Проблема в том, что ни существование червоточин, ни теория струн так и не были доказаны, и путешествие назад во времени пока остается уделом персонажей художественных произведений. Конечно, всегда есть шанс, что однажды к нам прибудет обладатель машины времени из будущего, где люди уже научились обращаться с этой таинственной материей. Но пока вспоминается лишь любопытный случай, произошедший в 2000-м, когда некто, назвавшийся Джоном Тайтором, заявил, что прибыл из 2036 года, чтобы добыть компьютер IBM 5100. Находчивый путешественник сделал множество предсказаний (разной степени адекватности), после чего исчез без следа. Достал он компьютер или нет, до сих пор не известно.
Круговорот смерти
Тема прыжков во времени в «Грани будущего» развивается параллельно с другой интересной идеей. Главный герой не просто время от времени переносится в прошлое, он переживает постоянный цикл смертей. Умирая в бою, он возвращается к его началу более опытным, тем самым продлевая следующий цикл. Ближайшая аналогия здесь — доктрина реинкарнации из индийских религиозных учений, точнее, одно из ее понятий, так называемое колесо сансары. Якобы человеческая душа проходит через постоянный цикл перерождений, стремясь к освобождению (Кейдж, напомним, тоже стремится вырваться из замкнутого круга).
► Оттачивание навыков — это прекрасно, но, когда видишь такую надпись в двадцатый раз в течение часа, трудно сдержать порыв метнуть геймпад в стену.
Из игр, эксплуатирующих подобную идею, прежде всего вспоминается Dark Souls от From Software. Когда ваш герой погибал, игра не загружала ближайшее автосохранение, а возрождала его у ближайшего костра — одного из немногих безопасных мест. Все враги на уровне тоже возрождались, а накопленный опыт оставался на месте вашей смерти, откуда его можно было забрать при условии, что вы не погибнете по дороге (в этом случае с тяжким трудом заработанными душами приходилось попрощаться). Чем не аналогия с человеческими воспоминаниями, которые, согласно доктрине, после перерождения теряются, но могут быть возвращены — например, с помощью гипноза. Благодаря подобной системе наказаний каждое поражение в Dark Souls делало вас в буквальном смысле опытнее, оттачивая рефлексы и заставляя пересмотреть свою тактику.
Лучший друг человека
В своей борьбе с мимиками солдаты Земли в «Грани будущего» используют экзоскелеты — некий каркас, повторяющий строение человеческого тела. Благодаря гидравлическим усилителям или электрическим моторам он берет на себя б о льшую часть нагрузок при движении, увеличивая физические возможности его носителя.
Как и в случае со многими изобретениями, идея механического экзоскелета подсмотрена у природы, а если точнее — у насекомых и беспозвоночных. Из-за отсутствия внутреннего скелета им необходим внешний, который поддерживает и защищает тело от окружающей среды (раковина моллюсков, хитиновый панцирь членистоногих). А у некоторых существ, например черепах, есть и внешний, и внутренний скелеты, успешно дополняющие друг друга.
► Из-за несовершенства современных экзоскелетов поставить на них полноценные защитные пластины пока не удается. ► Для стрельбы из подобного оружия в реальности сначала нужно решить проблему переноски боеприпасов. Таскать с собой лишний десяток килограммов совсем не практично.
Время экспериментов
Создать экзоскелет пытались издавна, в том числе и отечественные инженеры. Но первый образец аппарата, каким мы его себе представляем, появился в шестидесятые годы. Разработкой занималась компания General Electric в сотрудничестве с армией США. Прототип назывался Hardiman. Используя гидравлические форсеры в связке с электромоторами, он уменьшал усилия, необходимые для тех или иных действий, в 25 раз. То есть для подъема груза весом в 110 кг требовалось приложить силу, достаточную для подъема 4,5 кг.
Однако у модели были серьезные недостатки. Вес костюма составлял аж 680 кг. А из-за особенностей конструкции (Hardiman состоял из двух взаимодействующих каркасов, внешнего и внутреннего) скорость реагирования на команды была очень низкой. Наконец, при попытке объединить все части аппарата в одну систему экзоскелет временами начинал бесконтрольно двигаться, что делало невозможным испытание на людях. После создания нескольких неудачных прототипов проект закрыли, а о крупных разработках подобного рода ничего не было слышно почти тридцать лет.
► Из-за проблем со сборкой цельного костюма создатели Hardiman сосредоточились на отдельных элементах.
Универсальный солдат
Основные области применения экзоскелетов сегодня — военные и спасательные операции, а также медицина. Конечно, устройство, многократно увеличивающее силу и подвижность солдата, будет широко востребовано на войне. А если на него повесить броню? Добавить оружие? Без сомнения, облик военных действий радикально изменится. Один-единственный солдат в экзоскелете станет мощнейшей боевой единицей, способной выполнять задачу куда эффективнее обычного человека, ну и бонусом — из минигана можно будет стрелять прямо с рук.
► Дизайн экзоскелета в «Грани будущего» рисовался явно под впечатлением от костюма XOS.
Однако и у современных военных экзоскелетов есть существенные ограничения. И главное из них — высокое энергопотребление. Нынешние портативные аккумуляторы не могут обеспечить долговременное питание особо мощных моделей, при активном использовании заряда хватает на считанные минуты.
Вариантов решения проблемы пока два, и ни один из них не назовешь практичным. Либо использовать экипировку с внешним источником энергии (от скованного проводами солдата толку чуть), либо навесить на бойца мощный аккумулятор, но это немедля скажется на весе костюма. Кстати, из-за веса же на экзоскелет пока не поставить и особо прочную броню.
[[BULLET]] Экзоскелет XOS обеспечивает владельцу подвижность, достаточную для сложных действий — например, игры в мяч.
С точки зрения военного потенциала, самая интересная модель на сегодняшний день — Raytheon XOS. Разработанное фирмой Sarcos устройство многократно увеличивает силу носителя и весит относительно немного — 88,5 кг. По виду оно сильно напоминает модели из «Грани будущего». Недостаток — уже упомянутая привязанность к внешнему источнику питания.
В ином направлении двигаются разработчики из DARPA. Их Warrior Web напоминает анатомическую броню для ног, и его можно носить прямо под одеждой. Об увеличении физической силы речь, разумеется, не идет. Основная задача устройства — перераспределить вес, чтобы снять нагрузку с двигательного аппарата и как следствие снизить усталость и риск травм для солдата. Энергии такая модель требует немного и питается от небольшого аккумулятора, который крепится на поясе.
Подробно рассказывать об экзоскелетах для спасательных работ смысла нет — они почти идентичны военным образцам, ведь задачи у них во многом схожие. Куда интереснее космические прототипы. Лидер на этом поприще — созданный NASA экзоскелет X1. Интересно, что при его разработке были использованы технологии, примененные при создании Robonaut 2, человекоподобного робота, активно помогающего астронавтам на МКС. Основные задачи X1 — облегчить работу в невесомости и снизить нагрузку при уровне гравитации, многократно превышающем земной.
Вставай и иди
Что касается медицинского направления, то здесь тон задают японцы. Пожалуй, самый известный экзоскелет Страны восходящего солнца — HAL (Hybrid Assistive Limb) от компании Cyberdyne. Разрабатывают его с 1989 года; первые же клинические испытания начались в 2012-м.
На сегодня HAL — самый совершенный из созданных экзоскелетов и единственный получивший международный сертификат безопасности. Весит 10 кг и долго держит заряд, поэтому его могут использовать обычные люди в быту. А то одна лишь батарея ранних прототипов весила больше 20 кг, а чтобы надеть костюм, требовалась посторонняя помощь. Прогресс налицо.
► Для человека, облаченного в HAL, подобная штанга будет не тяжелее небольшой стопки книг.
Есть две модели. HAL 3 служит исключительно для поддержания функции ног, а вот HAL 5 — цельный костюм. Экзоскелет в первую очередь предназначен для пациентов с ограниченными возможностями, пожилых и проходящих реабилитацию людей. Однако в Cyberdyne работают над возможностью использовать свое изобретение в спасательных операциях и в тяжелых строительных работах.
Цена на костюм сравнительно демократична, от 14 до 19 тысяч долларов, к тому же его можно взять в аренду — правда, пока лишь на территории Японии.
Под костюмом
Естественно, первые упоминания экзоскелета в научной фантастике появились задолго до реальных разработок. Вспомнить хотя бы роман Роберта Хайнлайна «Звездный десант». Там солдаты использовали особые боевые скафандры со встроенными экзоскелетами, позволявшие высоко прыгать благодаря ракетным двигателям.
► Чудовищное ресурсопотребление гениальный Тони Старк решил просто — костюм питает чудо-реактор на основе палладия, почти безграничного источника энергии.
Но все-таки самый известный носитель экзоскелета в массовой культуре — Железный человек. Броня Тони Старка не только защищает владельца от большинства повреждений и увеличивает физическую силу и скорость, но и оснащена кучей оружия, включая силовые пушки и самонаводящиеся ракеты. Ну а о возможности летать и говорить нечего.
[[BULLET]] В костюмах Джанго и Боббы Феттов помимо пластин из особой стали был весьма удобный летающий ранец.
В кино же примеров использования суперкостюмов великое множество. Тут вам и погрузчик из « Чужих », и APU из « Матрицы », и даже силовая броня мандалорцев из « Звездных войн ». Принцип работы у всех моделей более или менее схожий. Экзоскелеты представлены либо массивными роботоподобными моделями («Матрица», « Аватар », « Район №9 »), либо доспехами (« Бросок кобры » и уже упомянутые «Звездные войны» с « Железным человеком »). В редких случаях мы видим модели, фактически списанные с реальных прототипов, например, как в « Элизиуме » или той же «Грани будущего».
Игры тоже стараются не отставать. Здесь можно начать с классики — Half-Life. Пусть H.E.V. и выглядит как простой костюм химзащиты, его функции и возможности не оставляют сомнений, что перед нами — самый настоящий экзоскелет. Костюм способен поглощать серьезный силовой урон, позволяет носителю выжить даже после попадания из ракетницы и дает возможность далеко прыгать. Во второй части игры к этому добавились ускорение и автоматическая инъекция антидота.
► Осталось всего ничего — дождаться, когда Valve покажут третью ревизию костюма.
Еще один интересный образец — Augmented Reaction Suit (ARS) из Vanquish. Созданный главным героем игры Сэмом Гидеоном костюм дарует своему носителю колоссальную силу, позволяющую пробивать прочную броню вместе с энергощитами, и невероятно ускоряет движения. Кроме того, ARS способен самостоятельно рассчитывать траекторию выпущенных вами пуль и корректировать отдачу, повышая точность стрельбы. Ну и выглядит он потрясающе.
► Но больше всего костюм из Vanquish запомнился тем, что в нем можно было скользить от укрытия к укрытию на реактивной тяге.
* * *
Экзоскелетам предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем можно будет говорить о массовом распространении, сулящем новую веху научно-технического прогресса. И хотя проблемы вроде высоких энергозатрат и чрезмерного веса остаются актуальными, с нынешней скоростью развития технологий они, без сомнения, будут решены. А там, глядишь, появится первый «железный человек», способный летать со скоростью света и открывать порталы во времени… Эх, мечты-мечты.
Костюмчик великоват
Пять знаковых экзоскелетов в играх
Halo
Творение доктора Кэтрин Халси — броня Mjolnir — самый мощный из созданных человечеством экзоскелетов. Полностью герметичный, он дает носителю возможность действовать в открытом космосе и любой ядовитой атмосфере. Внешняя оболочка защищает от радиации и электрических импульсов, а еще она способна к рассеиванию зарядов, выпущенных из энергетического оружия ковенантов.
Из-за некоторых особенностей простые люди физически не могут носить Mjolnir (к слову, по стоимости производства он может сравниться с несколькими космическими кораблями). Например, в последней своей версии броня весит около полутонны, а ее нейроинтерфейс, передающий сигнал от мозга пользователя к «мозгу» машины, настолько изнуряет человека, что безопасно оперировать им могут лишь обладатели карбидно-керамических костей — те самые знаменитые спартанцы. В их число входит и главный герой игры Мастер Чиф.
Warhammer 40K
Силовая броня — один из основных символов вселенной Warhammer 40 000. Первые модели были созданы для использования обычными людьми, а более поздние модификации затачивались уже под нужды генетически модифицированных космодесантников.
Броня представляет собой полностью герметичный костюм со встроенными фибросвязками, играющими роль мышц. Питание подается из автономного источника энергии, расположенного в ранце за спиной. Рост солдата в таком костюме может достигать трех метров при весе около тонны.
Ради максимальной эффективности использования каждому космодесантнику имплантируется, по сути, особый орган — черный панцирь, связывающий костюм с нервной системой носителя. С учетом специфической веры жителей Империума броня стала едва ли не объектом культа, а отношение к ней со стороны солдат иначе как благоговейным трепетом не назовешь.
Каждый орден космодесанта имеет свою модификацию экзоскелета, а особо живучие бойцы, прошедшие множество сражений, носят поистине уникальные комплекты.
Crysis
Костюмы главных героев серии Crysis представляют собой экзоскелеты на нанотехнологиях. Покрытие брони максимально повторяет мышечный контур человека во имя более точного совмещения с владельцем.
В первой модификации у костюма четыре режима работы — сила, броня, маскировка и скорость, переключаться между ними приходилось вручную. В более поздних моделях переключение автоматическое: в зависимости от боевой обстановки носитель может прыгать на внушительную высоту, пробивать мощнейшими ударами стены, поднимать мусорные контейнеры и невидимкой прятаться в густой траве.
С течением времени изменилась сама природа костюма: из простого предмета экипировки он превратился фактически в часть своего носителя, вступив с ним в симбиоз. Как результат появилась возможность ослаблять действие спор пришельцев. Однако у такой крепкой связи есть и обратная сторона: если после начала симбиоза с владельца снять костюм, это может привести к необратимым последствиям и даже к смерти. Некоторым после этой процедуры, впрочем, удалось выжить. Вспомнить хотя бы сержанта Майкла Сайкса, известного как Псих.
Lost Planet
Оставшись без источников энергии, человечество решило колонизировать планету E.D.N. III. Нефти и других привычных полезных ископаемых там не оказалось, зато обнаружилась целая туча акридов — гигантских и почему-то не очень дружелюбных чудовищ. Расстроившись, люди почти собрались возвращаться, но тут выяснилось, что в телах насекомоподобных чудовищ есть особая тепловая энергия, позволяющая выживать при экстремально низких температурах. Для борьбы с тварями и сбора вновь обнаруженного ресурса человечество в Lost Planet и сконструировало особый бронекостюм Vital Suit.
С виду рядовой VS напоминает скорее шагающий танк, нежели привычный экзоскелет (высота его около 5—6 метров), к тому же в отличие от описанных ранее примеров аппараты из Lost Planet управляются вручную, связь с нервной системой не устанавливается (хотя исключения в мире игры есть). Благодаря этому пилот имеет возможность быстро покинуть VS при получении критических повреждений.
Большинство видов оружия не встроено в корпус машины и может быть заменено прямо во время боя. Кончились пули? Отсоединил пулемет и нацепил ракетницу, никаких проблем (в игре вообще можно подобрать любой ствол и использовать его вручную, хотя в этом случае мобильность героя резко снижается).
Всего существует около семнадцати видов VS. Многие из них похожи на человекоподобных роботов, хотя встречаются и довольно экзотические образцы. Например, модель GAB-25M внешне напоминает паука, а GTN-A01 выглядит (и во многом действует) как оборонительная турель.
Fallout
Легендарная силовая броня стала настоящим символом Fallout. Первое и основное применение экзоскелет нашел в ходе конфликта США с Китаем и показал ошеломительные результаты. Командование противника тут же приступило к разработке собственного варианта костюма, получившего название «Черный призрак», но полностью повторить успех американской модели не удалось. После войны Анклав и Братство Стали сумели выяснить секрет эксплуатации брони, и каждая фракция начала собственную программу ее усовершенствования.
В основе конструкции экзоскелета лежит ядерный микрореактор, обеспечивающий работу сервоприводов. Броня имеет внушительный размер и вес, зато защищает владельца от радиационного и лазерного излучений, а также физических повреждений. В шлем встроена система рециркуляции и очистки воздуха, что делает возможным продолжительное выживание в условиях Пустоши.
Существуют и необычные разновидности костюма — например, броня «Тесла», направленная на противодействие энергетическим атакам, или уже упомянутый «Черный призрак», позволяющий владельцу становиться невидимым (на основе этой технологии, к слову, был создан Стелс-бой).