Enemy Front
Близкие по духу
Если провести параллель между игроделом Стюартом Блэком и многопрофильным кинодеятелем Уве Боллом (довольно популярная в прессе аналогия), станет видно, что задачи и мотивы у означенных субъектов — скандальных, неуемных, предприимчивых творцов — сильно различаются.
Создатель гнусных пародий на exploitation movies (BloodRayne, Postal), как известно, в любой момент готов навешать кинокритикам плюх, но в целом очень спокойно относится к ремеслу. Достаточно пары сцен из фильмов Болла или даже пары ярких цитат из его интервью, чтобы понять: немец с камерой просто так забавляется.
Блэк же, в свое время удачно выступив с эклектичным шутером про разрушение всего и вся ( Black на PS2), строго следует личному творческому вектору. Его цель — создать предельно зрелищный, выверенный по ритмике, безупречно стильный боевик. Без малого — реставрировать жанр.
Так, в Bodycount 2011 года он попробовал слегка переиграть шоу-программу Black. Вышло по ряду причин отвратительно.
К своей новой попытке автор, числясь уже в составе польской City Interactive (ныне CI Games), решил едва ли не переизобрести себя. Enemy Front задумана им как шутер про вторую мировую (вместо нежно любимых локальных конфликтов в ближайшем будущем). При этом предполагалось, что здесь, в противовес Call of Duty и Medal of Honor, не будет реверансов в адрес спилберговского кинотворчества, зато будут сюжетные элементы военной киноклассики 1970-х — например, «Грязной дюжины» с Ли Марвином. Плюс классический набор амбиций Стюарта Блэка как прогрессивного геймдизайнера.
Спустя два года после начала работы над Enemy Front Стюарт Блэк по причине творческих разногласий с руководством студии покинул проект.
Экстремальный репортаж
Предыстория Enemy Front стоит внимания не только потому, что контекст, в котором появляются так называемые «польские шутеры», зачастую в несколько раз любопытнее этих шутеров. Дело тут скорее в том, что игра во многом напоминает черновой вариант какого-то более яркого, значительного произведения. Вполне возможно, как раз несостоявшегося magnum opus Стюарта Блэка.
► Разрушаемость в игре работает, скажем так, избирательно: вы можете полностью снести деревянный забор, но никогда не прострелите стену деревянной будки.
В плане сценария от первоначальных задумок (что-то вроде Wolfenstein за вычетом несерьезной интонации) остался лишь общий масштаб. В объективе — эпизод из жизни журналиста Роя Хоукинса, который поехал на фронт за громкой сенсацией (не слишком, как игра подчеркивает, задумываясь о нравственности и духовных материях вообще), но оказался вовлечен в многолетнюю борьбу бок о бок с отрядами сопротивления.
Союзники здесь, как и полагается, ютятся в сумрачных тоннелях канализации, помечают стены полуразрушенных зданий своей символикой (по крайней мере, сам Хоукинс так может делать), а еще убедительно подстегивают протагониста фразой «убей на своем пути столько фашистов, сколько сможешь». Или просят его рассказать что-нибудь из жизни — профессиональный журналист в гуще сражений второй мировой вызывает у товарищей, понятное дело, острейший интерес.
► Неожиданно удачно в Enemy Front вписались популярные благодаря Call of Duty: Modern Warfare геймплейные сценки, когда вы резко вышибаете дверь и в рапиде убиваете всех внутри помещения.
В конечном счете именно эпизоды-флэшбеки, в которых нам показывают ранние военные подвиги Хоукинса, хоть как-то оправдывают перемещение героя по карте Европы. На фоне идиллических картин французской деревни (см. на эту тему The Saboteur и «Бесславных ублюдков» Тарантино) мы стараемся выжить среди немецких патрулей, шарахаясь от заборов к тележкам и нервно вскидывая пистолет (единственное доступное поначалу оружие) при малейшем признаке опасности. Затем организуем диверсию в долине реки Лу, минируя железную дорогу. После — аккуратно охотимся на фашистов в руинах крепости.
Лирическими отступлениями служат беседы с волевой женщиной Жозефиной Обрак, которая больше всего любит упрекать героя в отъявленном карьеризме и, к слову, чуть ли не единственная из всех второстепенных персонажей имеет хоть какое-то значение для скромной здешней драматургии.
► Лучшее в снайперских эпизодах — моменты, когда камера устремляется вслед за выпущенной пулей и вы в подробностях видите, как снаряд попадает в жертву.
За рамками же означенных эпизодов игра буквально вылеплена из разнокалиберных проблем.
К примеру, пользуясь тем, что события занимают несколько лет, сценаристы гоняют Хоукинса из одной страны в другую, не заботясь подвести под эти путешествия логическую базу. А для масштабной военной драмы такой подход равнозначен катастрофе.
При этом на разных локациях мы, по сути, занимаемся одной и той же рутиной. Внятное различие между обороной церкви Сент-Кросс и миссией в крепости Оскарсборг ровно одно: во втором случае нам доверяют полминуты пострелять по самолетам из зенитного орудия. Все остальное — чисто визуальные несовпадения, разные наборы реквизита.
Ситуация не слишком меняется даже на финальном уровне, который в любой из частей той же Call of Duty был бы откровенно незначительным, промежуточным, эпизодом. За семь часов прохождения не запоминается почти ничего.
На два фронта
За всем этим слабо, но все же заметны следы чего-то потенциально увлекательного: вроде и масштаб есть, и неплохие отчасти образы героев (особенно самого Хоукинса), и трогательные сценки встречаются. С геймплеем, как ни странно, ровно та же обидная история.
► Благодаря CryEngine 3 игра вышла по меньшей мере симпатичная. Особенно удались разного рода визуальные эффекты и взрывы. ► Почти все ваши союзники ведут себя крайне безучастно. И в плане драматургии, и на поле боя.
Большинство задач Enemy Front предлагает решить одним из двух очевидных способов — быстро всех перестрелять (только помните, что система укрытий здесь старомодная, а обилие патронов часто бывает обманчивым) либо попытаться скрытно добраться до цели, время от времени отвлекая очередного врага броском камня.
Склониться ко второму варианту часто мешает то, что, несмотря на просторные, предусматривающие несколько путей уровни, стелс в игре все-таки примитивный, и после трех-четырех нейтрализованных со спины противников на бесшумные маневры уже не остается терпения — хочется срочно положить все живое из маузера.
Это и правда несколько удобнее, хотя со стрельбой связаны проблемы иного толка. На больших картах врагам какое-то время удается имитировать разумность: они практикуют заходы с флангов, слепой огонь, неожиданные атаки в лоб. Но стоит, например, засесть в углу на первом этаже здания, как начнется сущее представление: солдаты, натурально, вереницей заползают в узкий проход, чтобы моментально погибнуть под вашим огнем. Можно просто не снимать палец с кнопки мыши.
► Мультиплеер в игре невыразительный и вполне классический, но здесь это не то чтобы минус: схватки в онлайне кому-то навеют воспоминания о сетевых сражениях в первых частях Call of Duty. ► Расположение контрольных точек — еще одна головная боль. Пользоваться техникой вам не разрешают, так что после гибели часто приходится бежать до места чуть ли не километр.
Иными словами, в обоих случаях игрок спотыкается о критические недоработки, хотя в теории все звучит как беспроигрышный сплав геймплейных компонентов Brothers in Arms (ее сам Блэк два года назад называл одним из своих ориентиров) и Velvet Assassin. И как только CI Games умудряются воплощать блестящие, казалось бы, идеи в виде пары кое-как между собой склеенных и скверно реализованных механик?
* * *
Ближе к финалу Enemy Front (а скорее даже гораздо раньше) труднее всего не пожалеть о том, что польская студия в свое время резко отклонила идеи Стюарта Блэка. Последний, конечно, сам по себе далеко не гарант успешной игры (см. Bodycount, где некоторых заявленных автором вещей просто не оказалось)… Но учитывая, с каким воодушевлением Блэк рассказывал в интервью про военные триллеры с Клинтом Иствудом и про свое желание перенести суть этих фильмов в игру, вполне возможно, что на этот раз разработчик приблизился бы к шутеру своей мечты. В конце концов, над плодами работы гиперактивных энтузиастов в случае их фиаско всегда можно хотя бы посмеяться — пример того же Уве Болла это отлично демонстрирует.
Но то, что вышло у CI Games, вызывает лишь всепоглощающую тоску, и вот это действительно безнадежный случай.
Порадовало
Огорчило
- обширная география мест действия;
- эпизоды во французской деревне;
- нетипичный для польского шутера главный герой.
- сумбурное повествование;
- скрытно убивать врагов быстро устаешь;
- перестрелки каждый раз проходят по одному и тому же скучному сценарию.
Главные рейтинги
4/10
Геймплей
6/10
Визуальный ряд
6/10
Звук и музыка
7/10
Интерфейс и управление
«Ачивка» редакции
ГЕРОЙ ЛЮБОЙ ВОЙНЫ
Пройти все игры CI Games.
Оценка сайта
4,0
Плохо
Вердикт
Довольно утомительный шутер про вторую мировую. Из худших образцов творчества CI Games выделяется лишь тем, что явно мог быть раз в десять лучше.