Sunless Sea
Sunless Sea разрешает вещи, которые обычно в играх или запрещены, или остаются за кадром. Подземорье (Unterzee) — симпатичный рисованный мир в стиле стимпанк, с подводными лодками и джентльменами в котелках, на деле оказывается сущим подводным адом. Так оно в общем-то и есть — некогда это место отправили в Преисподнюю, но оно отчего-то застряло на полпути.
Люди здесь поклоняются демонам, сходят с ума и едят друг друга. Приходится выживать. Нашего капитана отправляют по инфернальным волнам на хлипком пароходе — в полной темноте и без возможности сохраняться. Вызов принят!
[[VIDEOID_13173]] Трейлер игры Sunless Sea рассказывает о жертвах, на которые придется пойти капитану, чтобы выжить и вернуться домой невредимым.[[/VIDEOID_13173]]
Хорек в коме
Идеологически Sunless Sea близка к rogue - like , только вместо подземелий здесь неизведанные моря со шхунами пиратов-каннибалов и прочими ужасами. Тут никогда не восходит солнце, туристов перевозят в проспиртованных гробах, а единственный друг капитана — коматозный хорек. А мы запускаем новую игру, не зная, какие напасти ждут нас впереди.
► Начало игры. Мы решили поиграть с хорьком, но он цапнул капитана за палец и тем повысил его показатель «ужаса». Если уровень напуганности перевалит за отметку в 99 баллов, герой сойдет с ума.
Мир игры не процедурный и создан вручную, зато события, поручения и обитатели городов перетасовываются с каждой новой партией. Начинается все с выбора биографии капитана и цели его путешествия. Разработчики придумали порядка десяти разных целей, но в бета-версии доступно два варианта: скопить состояние или собрать увесистую книжку с историей, байками и описанием ужасов Подземорья.
ФАКТЫ: в игре можно стать дьяволопоклонником, мальчиком на побегушках у пиратов, донором органов. А еще — сойти с ума, напиться и уснуть в объятиях портовой дамы, пожертвовать жизнью одного из членов экипажа, выбросить своего приятеля хорька за борт. Отдельное место занимает культ странного божества — белой морской летучей мыши, способной влиять на судьбу членов команды главного героя.
► В путешествии случается всякое. Скажем, взорвался мотор, опалило половину экипажа. Или кто-то из рабов проснулся, выполз из гроба на кухню и сожрал часть припасов. Его судьбу решаем, конечно же, мы.
Не надейся уцелеть
Со стороны это отдаленно напоминает морскую версию Grand Theft Auto: Chinatown Wars, только без GPS-навигатора. У нас есть пустая карта — сплошное черное пятно. Само собой, по мере исследования оно заполняется. Бортовой журнал пуст, но обновляется ежеминутно — то зафиксирует огонек на горизонте, то отметит новую локацию.
Команда постоянно нуждается в еде и лопает даже тогда, когда корабль стоит на месте. А передвижения корабля расходуют еще и топливо. Стоит горючему закончиться, как игра предложит выбор: лечь в дрейф и отдаться на волю волн, попытаться схимичить горючее из остатков еды или привлечь специалиста, который способен «выжать» топливо из корабельного груза.
► За героем погоня! С одной стороны летят мыши-кровопийцы, с другой плывут пираты, а через пару мгновений из-за горизонта в нижней части экрана появится огромный краб, способный утаскивать матросов за борт и потрошить клешнями, пока теплые.
Такие специалисты, офицеры, здесь на вес золота — в начале игры нам выдают одного эксперта, остальных придется искать на неприветливых островах. Пользы от напарников немало: они открывают секретные боевые приемы, увеличивают характеристики героя и корабля, а кого-то из них, как смазливую девушку-оружейницу, можно даже на свидание пригласить. Впрочем, миловидных особ здесь мало — все больше мужчины в котелках и моноклях.
Матросы — это еда!
Мир Sunless Sea аморален, но по-своему очарователен. Пришвартовавшись у одного из островов Подземорья, мы заглядываем в местный храм. Пусто! Однако принеся в жертву орган одного из членов экипажа (части тела здесь вообще нередко используются при бартере), мы попадем на шабаш культистов — как в фильме «С широко закрытыми глазами». В дневнике появится новая история, а капитану станет очень не по себе.
Истории здесь — весомая обменная единица. Любые приключения, исследование островов и стычки с морской фауной заполняют шкалу в бортовом журнале, развивая умения капитана и его отношения с офицерами. Но в погоне за историями нужно соблюдать осторожность, поскольку почти любое действие ухудшает психическое состояние героя. Не уследите — и капитан сойдет с ума. Хотя, если повезет, даже безумец может продолжить странствия.
► Битва со стаей летучих мышей и с другим вражеским судном. Выбирать, куда ударить врага, нельзя, зато можно применять уловки и устройства, расходующие топливо и боеприпасы. Пополнить запас удастся только в больших городах!
Грибочки что-то не очень
Стычки в Sunless Sea вызывают в памяти FTL. У каждого из противников есть показатели здоровья, численности экипажа и уровня освещенности. Поскольку в море без солнечного света ни зги не видно, перед любой атакой приходится «подсвечивать» врага — залпами сигнальных ракет, прожекторами, сонаром, или просто пытаться разглядеть его в темноте.
В Подземорье постоянно приходится выбирать. Неправильное решение запросто может обеспечить капитану стилет в боку и преждевременную кончину. Планировать поступки и их последствия — чуть ли не самое интересное в Sunless Sea. Вдобавок здесь просто-таки огромное количество текста. Авторы утверждают, что уже подготовили для диалогов и квестов сто тысяч слов, а к релизу рассчитывают довести до двухсот пятидесяти.
► В этой области все время сильные снегопады; в бортовом журнале вскоре появится заметка о том, как матросы ловили снежинки и ели их. ► Местный базар. Ящик с человеческими душами стоит всего 60 монет, дешевле только пойти и «самому накопать»!
Студия разработчиков не зря называется Failbetter («проигрывайте лучше», как писал Сэмюэл Беккет), каждая смерть в Sunless Sea окончательна, но не напрасна. После гибели капитана (наш первенец отравился радиоактивными грибами) игра предлагает выбрать: начать новую игру с уже разведанной картой мира, унаследовать один из навыков усопшего либо снова взять в компанию одного из членов экипажа. Последнее особенно манит: к напарникам привыкаешь, и, если не «застраховать» таким образом полюбившихся хорька или оружейницу (или кто вам там достался), в новой игре первой помощницей может стать, например, девушка с пульсирующими глазами , которые «скоро должны вылупиться».
► Встреча с мистическими созданиями на крайнем севере. Может закончиться для экипажа плачевно, но тут уж как повезет.
* * *
Sunless Sea любит проверять игрока на прочность. Промотал диалоги с работодателем? Соображай сам, как решить задачу. Растратил деньги на ерунду и портовые удовольствия, а кормить команду нечем? Питайся теперь ценными кадрами.
Между прочим, наш третий капитан все еще жив и даже подружился с какой-то белой летучей мышью. Моряки говорят, что она послана нам Солью, одним из трех божеств мира. Но ей-ей, лучше бы та послала нам лапши…
Факторы успеха
Факторы риска
- мрачный мир с уникальной атмосферой;
- карьера бессердечного и циничного героя;
- геймплей, основанный на череде выборов;
- тонны хорошо написанных текстов о приключениях.
- неказистая (хотя и по-своему стильная) картинка;
- скучноватая боевая система, которую авторы обещают доработать;
- подчеркнуто высокая сложность.
Стадия разработки
Авторы планируют релиз в конце октября, но допускают, что из-за недавних планов переработать боевую систему дата сместится.
Будем ждать?
Происходящее в Sunless Sea сильнее всего похоже на переосмысление идей FTL, которая из космоса перебралась в море и сделала упор на хорошие тексты, викторианскую готику и атмосферу липкого страха. Горючая смесь, ничего не скажешь, но оценить ее смогут единицы — слишком уж неказисто выглядит игра.
Рейтинг ожиданий: 85%