В тени большого брата: 15 игр-песочниц, похожих на GTA. Часть первая
Когда речь заходит о боевиках с открытым миром, многие сразу вспоминают Grand Theft Auto. Бандитская сага от Rockstar по праву считается лучшей в своем жанре, и выход каждой новой части — знаковое событие уже не только для игровой индустрии, но и для индустрии развлечений в целом.
Миллионы пытались воплотить в жизнь формулу серии на свой лад, и нередко из этого получались просто потрясающие игры. И пока игроки ждут переиздания пятой части на новых консолях и PC, давайте вспомним самые интересные боевики с открытым миром. Сразу оговоримся: это не подборка «клонов GTA» (так их назвать уже язык не поворачивается), эти игры совершенно самодостаточны. Их объединяют лишь некоторые структурные особенности — школа дизайна, которую популяризовала (но ни в коем случае не изобрела!) Rockstar.
Red Dead Redemption
По доброй традиции, переплюнуть Rockstar могут только сами Rockstar. Red Dead Redemption настолько хороша, что в одиночку способна заставить вас полюбить вестерны. Ее Дикий Запад живет своей жизнью, он полон деталей и ярких событий. А еще, кажется, именно Red Dead Redemption нам следует благодарить за прекрасную природу в GTA V: парой лет ранее Rockstar сделали здесь правдоподобную дикую живность и впоследствии явно использовали эти наработки в следующей игре.
Говорить про Red Dead Redemption можно долго, но в такую игру просто необходимо сыграть. На PC она, увы, так и не вышла, а из консольных версий лучше отдать предпочтение той, что для Xbox 360, — считается, что там картинка чуть получше.
КРОМЕ ТОГО: если вы без ума от ковбоев в открытом мире, обратите внимание на Gun. Несмотря на графику эпохи PlayStation 2, это все еще прекрасная игра. Кроме того, она есть на PC.
Sleeping Dogs
Sleeping Dogs отпочковалась от умеренно успешной серии True Crime. Это игра про войны триад в красивом, неоновом и чаще всего дождливом Гонконге. Криминальные разборки, стрельба в воздух, драки на кулаках без правил и ограничений — здесь все поставлено на уровне хороших гонконгских боевиков. Правда, как раз открытый мир тут на вторых ролях — не хватает масштаба, деталей и жизни. Но колориту — уйма.
Все заставляет надеяться, что в продолжении (его уже подтвердили, но еще не показали) мы увидим нечто куда более амбициозное.
InFamous
Серия InFamous — супергеройский взгляд на игры с открытым миром, вечный Sony-эксклюзив. Вместо пистолетов тут спецспособности, вместо транспорта — паркур. Еще есть особая система репутации, согласно которой принятые вами решения создают главному герою славу добряка или злодея, открывают доступ к новым веткам заданий и даже влияют на концовку.
С точки зрения масштабов InFamous играет на одном поле с GTA, но она совсем по-другому расставляет акценты — за это ее и любят.
Crackdown
Знаменитая «песочница» от Microsoft, в свое время неплохо укрепившая позиции Xbox 360 на рынке. Crackdown только прикидывается серьезной игрой про то, как накаченные агенты защищают город от преступности. На самом деле это веселый мордобой, где можно нацепить экзоскелет и предаться упоительному вандализму.
У Crackdown две главные особенности — неплохая разрушаемость и возможность использовать в качестве оружия все, что попадется под руку, включая пешеходов. Вторая часть попыталась стать серьезнее и в результате растеряла весь задор. В оригинал же можно поиграть и сейчас, но к нему стоит проявить некоторое снисхождение — как-никак, вышел он аж семь лет назад.
L.A. Noire
Игрушечная послевоенная Америка середины прошлого века, детективы в шляпах и пальто, серия таинственных убийств, угнетающая атмосфера — студия Team Bondi выбрала для своей игры очень выигрышное окружение и блестяще его реализовала. Здешний Лос-Анджелес чудо как хорош — создатели переворошили тонну фотографий и документов, чтобы сделать его не только проработанным, но и исторически достоверным.
А вот дополнительных заданий, которые позволили бы с интересом его изучать, почему-то страшно мало: тут можно лишь искать новые машины и предотвращать редкие преступления. Разработчики как будто сами не хотят, чтобы вы надолго отвлекались от основного сюжета, — при желании поездки по городу можно сократить до минимума, посадив за руль виртуального напарника. L.A. Noire — отличная игра про убийства, расследования и допросы, но изумительный город в ней незаслуженно остается на заднем плане.
Just Cause
Устали от бесконечных однотипных бандитских разборок? Пора взяться за дела поважнее — например, устроить революцию на солнечном тропическом острове! Служебных ограничений у спецагента Рико Родригеса почти нет, и потрюкачить дадут всласть. Можно разносить вражеские базы из пулемета, кататься на любом транспорте (наслаждаясь совершенно нереалистичной физикой) и экспериментировать с крюком-кошкой, достигая уму непостижимых результатов.
Доступное пространство огромно: архипелаг из Just Cause 2 считается одним из самых больших открытых миров в истории. Тысяча квадратных километров! Тянет кататься, летать и хулиганить и совсем не хочется приступать к основному заданию. Уж больно однотипны тут сюжетные миссии.
Batman: Arkham City/Arkham Origins
«Аркхэмский» сериал не сразу пришел к формату масштабной «песочницы» — действие первой части, Arkham Asylum, происходило в стенах психбольницы и игра больше напоминала классические «метроидвании». В продолжении же Бэтмену выделили отдельный район Готэма.
Впрочем, игровой процесс от этого не сильно изменился: на время сюжетных заданий игрока все равно загоняют в помещение. Зато в свободное время можно парить над городом, раздавать тумаки разбойникам и собирать улучшения для костюма. Arkham Origins немного расширила доступный кусочек Готэма, а грядущая Arkham Knight обещает увеличить игровое пространство аж в пять раз.
Открытый мир для Темного рыцаря не жизненно важен, но все же он ему подходит. Обязательно приобщитесь — это не только лучшая игра о супергероях, но и одна из лучших игр в приключенческом жанре вообще.
Saint’s Row
Серия Saint’s Row — апофеоз несерьезного подхода к использованию открытого мира. Почти любая деталь тут гротескна, вычурна и абсурдна. Готовьтесь носить до изумления нелепые костюмы, стрелять из лазеров по боевым унитазам и бороздить космические просторы под песню «What Is Love?».
Игра не стесняется заимствовать чужие идеи и высмеивать все, что можно, включая конкурентов, кино, музыку и даже саму себя. Если такой объем бессмысленного и беспощадного не вызывает у вас отторжения, то в Saint’s Row можно приятно провести изрядное количество времени.
С каждым выпуском серия становилась более и более сумасшедшей, так что если вы действительно хотите узнать, что такое безумие, — начинайте с конца.
* * *
Вторая часть подборки появится на сайте завтра в то же время.