Silent Hills: начало конца, или Знаки, которые мы пропустили
Карл Юнг вывел занятный термин — синхроничность. Он предположил, что в упорядочивании событий действует не просто случайность, но некий универсальный творческий принцип. Так, может быть, судьба серии предопределена самой игрой? Silent Hill немыслим без атмосферы страха, отчаяния и безнадежности, почему бы и истории игры не приобрести те же черты?
Подобно сайлентхилловским же героям, серия оторвалась от своих корней, и, созданная японцами, родилась вновь в чужом мире — за океаном, а не в родном доме. Со временем она уходила все дальше и дальше, и начиная с Silent Hill: Homecoming окончательно отринула свою суть.
Забыв о прошлом, серия долго плутала в поисках себя, постепенно иссякая, и наконец просто зависла в пустоте и мраке. На дворе был 2012 год.
Читать дневники
В августе 2012-го в сервисе Twitlonger появилась первая запись. Хидэо Кодзима скромно заметил, что к закрытым помещениям и неторопливому темпу Silent Hill отлично подошел бы его новый движок FOX engine. Медлительные монстры должны пугать тщательно детализированным внешним видом, и ему как разработчику боевиков с открытым миром интересно было бы посмотреть, как движок справится с этой задачей. Под конец Кодзима выразил надежду, что кто-нибудь реализует его фантазию.
Месяц спустя в сети появилось интервью, в котором именитый японец заметил, что его слова не остались незамеченными. Президент Konami в телефонном разговоре сам попросил Кодзиму взяться за новый Silent Hill. Но тот, по его собственному признанию, с опаской относится ко всякого рода ужастикам и потому не уверен, что потянет подобный проект. С другой стороны, определенный род хоррора сумеет как следует сделать только тот, кто подобных вещей боится сам. А значит, у него может и получиться.
► Простой телефонный звонок иногда открывает пугающие перспективы.
У Silent Hill уникальная атмосфера, сказал он. Серия должна жить, и Кодзима с радостью этому поспособствовал бы, взяв на себя руководство проектом или предоставив для работы FOX engine.
Но потом японский геймдизайнер, казалось, пожалел о своих словах и начал открещиваться от назойливого внимания. В его дневнике воцарилась обычная атмосфера: фотографии фигурок известных персонажей, фотографии еды, разговоры о Metal Gear Solid, опять еда, много-много еды…
► Проникнуть в виртуальный мир с нынешними технологиями проще простого. Можно ли оттуда выбраться?
Сопоставив мир туманного города и мир, где мы живем, несложно было предсказать, что дневник Кодзимы, как и многие дневники и письма в Silent Hill, рано или поздно подкинет пищу для размышлений — едва уловимые
В конце апреля 2013 года появился твитт: «Я хочу сделать 3D-модели Райана Гослинга и Нормана Ридуса и использовать их в игре». Совпадение это? Случайность? Или тот самый неуловимый творческий принцип, который в итоге привел от желания к полноценному сотрудничеству?
Виртуальный и реальный миры вновь переплелись в марте нынешнего года. На Twitch-конференции «Хидэо Кодзима отвечает на любые вопросы» туманный город вновь напомнил о себе звуками далекой сирены. На вопрос о том, какую франшизу хотел бы срежиссировать или перезапустить Кодзима, японец лаконично ответил: Silent Hill. Но тогда ему придется смириться с ночными кошмарами, потому как он слишком впечатлителен.
Невидимая творческая сеть раскидывалась все шире, подчиняя себе будущее. Тирада хвалебных отзывов о фильме « Тихоокеанский рубеж » стала еще одним знаком грядущих событий. Дневник Кодзимы переполняли эмоциональные отзывы. Семь «твиттов» подряд, в которых Кодзима написал, что никогда не думал, что увидит в своей жизни такой фильм. И призвал каждого жителя Страны восходящего солнца непременно посмотреть на зрелищных мехов. Ведь по словам Кодзимы, фильм не просто хорош, но и заставляет задуматься о будущем развлекательного кинематографа.
► Ёдзи Синкава, художник серии Metal Gear Solid, по такому случаю даже нарисовал постер к фильму.
В истории этой реальности появлялись все новые герои. Дневников и записей становилось все больше. Связь судеб, жизней, событий и последствий делалась все ясней. После презентации на минувшей Е3 ролика к Metal Gear Solid V: The Phantom Pain прозвенел новый звоночек: Гильермо дель Торо, Норман Ридус и Николас Виндинг Рефн отдали должное таланту японского мастера, называя то его самого новым Достоевским и Кубриком, то его работу — невероятным образцом искусства.
А незадолго до того, как миры слились воедино, в дневниках Кодзимы появились записи о встречах с духовными соратниками, все тем же Рефном, дель Торо и Ридусом. Все эти люди помогают автору преодолевать трудности и заряжают энергией для новых свершений.
Видеть тени
Несмотря на свою зловещую сущность и отгороженность от остального мира, Silent Hill отнюдь не безлюден, и силуэты в тумане не всегда оказываются монстрами. У каждого из местных жителей — своя история и своя причина быть здесь. Но чего от них ожидать — вот в чем вопрос.
► Гильермо дель Торо.
Гильермо дель Торо собаку съел на жутких образах и леденящих кровь историях. Начав с создания грима и спецэффектов, мексиканец планомерно шел к режиссерскому креслу. Воплощая свои фантазии на экране, он создавал фантасмагорические картины, полные ярких персонажей и сюрреалистических пейзажей, кажущихся тем не менее удивительно достоверными. Но Silent Hill — не просто холст, на который наносятся придуманные страхи. Это мир, что проникает глубоко в душу и выуживает оттуда самое отвратительное и тяжелое. То, от чего мы бежим, что привыкли скрывать и не вспоминать. Какие тайны вы храните, мистер дель Торо?
► Норман Ридус.
Норман Ридус дебютировал как актер в первом голливудском фильме дель Торо — «Мутанты». Роль была небольшой, да и потом Ридусу не удавалось выйти на первый план. Его звездным часом стал фильм «Святые из трущоб», а после — сериал «Ходячие мертвецы».
Но была у него и еще одна знаковая роль — в фильме Джона Карпентера «Сигаретный ожог». Поклонникам хорроров хорошо известна серия независимых фильмов «Мастера ужасов»: множество известных режиссеров, работающих в этом жанре, рассказывали свои истории.
Карпентер создал для проекта тяжелую, гнетущую картину, шокирующую и привлекательную одновременно. Ридус сыграл в ней владельца маленького кинотеатра. Его герой по заданию эксцентричного бизнесмена разыскивает киноленту «Абсолютный конец света». История этого фильма, как и судьбы посмотревших его людей, окружена мистикой и безумием лавкрафтовского толка. В этой роли Ридусу уже доводилось сталкиваться с жутким и необъяснимым. А теперь перед ним распахивает свои двери Silent Hill.
► Николас Виндинг Рефн.
Не так давно Хидэо Кодзима открыл в Лос-Анджелесе новую студию. В конце июля ее посетил датский режиссер Николас Виндинг Рефн. Обычный дружеский визит, скажете вы, что здесь такого? Но опять бросаются в глаза знаки из дневника Кодзимы. Описание встречи почти один в один повторяет сообщения о встречах с Гильермо дель Торо и Норманом Ридусом. Да и сам Рефн не обошел вниманием пресловутый ролик нового Metal Gear. Что же может значить появление этой персоны для нового Silent Hill? А вот что.
Кодзима уже подмечал неторопливость действия в серии о туманном городе, а Рефн — один из лучших кинорежиссеров, умеющих заигрывать с темпом произведения. Его фильм с показательным названием «Драйв» полон тягучих, как деготь, сцен, молчания главных героев и обыденных разговоров, но при этом от него исходит какая-то неуловимая энергетика, не дающая зрителю отвернуться от экрана. В Silent Hills художественные приемы Рефна придутся как нельзя более ко двору, и Кодзима это явно понимает.
► Райан Гослинг.
Имя Райана Гослинга всплывало в дневнике Кодзимы в том самом сообщении о желании сделать игру с двумя известными актерами. Норман Ридус уже ступил на улицы туманного города, шагнет ли теперь туда и Гослинг? Silent Hill принимает всех, кто готов внести свою лепту в копилку кошмаров. А любимый актер Николаса Рефна недавно и сам попробовал себя в режиссерском деле. Триллер «Затерянная река» критики, правда, освистали за отсутствие внятного сюжета, за раздражающие образы, за слишком явные реверансы в сторону Дэвида Линча. Мистер Гослинг, вам нравится Дэвид Линч? Тогда в городе пепельного тумана вы будете как дома.
Слышать голоса
Разве можно представить себе Silent Hill без шипящего радио и голосов в эфире? А ведь в этом мире тоже есть связанные с городом люди, которых давно не было видно, но чьи голоса продолжают звучать.
Масахиро Ито — настоящая икона серии, именно он создал визуальные образы большинства тамошних монстров, в том числе и такую культовую тварь, как Пирамидоголовый. В конце 2012 года художник уже выражал желание поработать с Кодзимой над новой частью серии. Но то был глас вопиющего в пустыне. А место японца вполне может занять Гильермо дель Торо, благо рисовать всякую причудливую жуть и вдыхать в нее жизнь он умеет.
Но вот представить настоящий Silent Hill без Акиры Ямаоки просто невозможно. Его музыка навечно поселилась в сердцах тех, кто хоть раз побывал в мистическом городе. Однако приложит ли маэстро руку к новой игре?
На официальной странице Konami в Европе недавно появилось интервью с композитором, посвященное его работе над серией Silent Hill. В конце Ямаока тонко намекнул на то, что в ближайшее время подарит своим поклонникам нечто новое и волнующее.
► Акира Ямаока.
После анонса новой игры поклонники, разумеется, завалили Ямаоку вопросами. Пока японец еще не подтвердил, но, правда, и не опроверг предположение о своем участии. Только заверил поклонников, что прочитал все без исключения присланные ему сообщения. У нас все еще есть основания надеяться.
Пока же присмотримся к новостям из лос-анджелесского подразделения Kojima Productions, где сейчас, похоже, ведется главная работа над Silent Hills. В этом городе живет Гильермо дель Торо, там же рос Норман Ридус. И там же будет проще собрать их всех вместе.
* * *
История Silent Hill подбирается к кульминации. И однажды, в тот самый момент, когда каждый из поклонников, подобно Джеймсу Сандерленду, сядет у экрана, чтобы увидеть правду, мы поймем, какой финал нас ожидает. Как и в играх серии, в жизни он может быть разным.
И пусть это будет…
► …не забвение ► …а освобождающий душу катарсис.