Победа смысла над технологией: история создателя To the Moon
На официальном сайте Freebird Games основатель и глава студии заявляет: « Звать меня Кан. Я пишу истории и музыку, после чего превращаю все это в игры. А потом я их ем. Ням-ням-ням ». На деле все обстоит несколько иначе. Да, Кан Гао действительно делает игры. Но едим их мы.
Quintessence: the Blighted Venom , и To the Moon, и все, что между ними, — удивительные и очень разные проекты, с головой погружающие… в пиксельный мир, созданный в «конструкторе игр» RPG Maker XP. И скоро Freebird подадут нам A Bird Story , новый кусочек вселенной To the Moon.
Мы решили, что это однозначно повод пообщаться с Каном, поговорить об игре, да и не только. A Bird Story мы уже обсудили в превью, ну а теперь — о самой студии, о ее прошлых достижениях и планах на будущее.
С одного шага
К разработке игр Гао, как он говорит, подтолкнуло неуемное желание выразить себя, и было это около восьми лет назад. И оно же, это желание, до сих пор рулит его бурной фантазией. « Никогда не был особо общительным , — признается Гао, — и большую часть времени проводил наедине с собой. Ну а сочинение историй стало для меня одним из немногих способов общения с людьми. В конце концов я нашел для себя инструмент, позволяющий рассказывать интерактивные истории, — RPG Maker XP ».
Становление. Quintessence: the Blighted Venom
Многие из тех, кто осваивает RPG Maker, первым делом берутся за игру своей мечты. Масштабную, как Morrowind, остросюжетную, как Mass Effect… Ну, или как-то так. В большинстве случаев исход один: гаражный гений понимает, что хватил лишку, и дальше корявой демки дело не заходит. Кишка тонка.
А у Гао зашло, и далеко зашло. «Квинтэссенция» — самый амбициозный из всех проектов Freebird. В отличие от дальнейших игр студии, она сохранила ролевые механизмы RPG Maker: тут вам и прокачка, и навороченная боевая система, и масса интересных головоломок, и даже эпизоды со скрытным прохождением.
Но почерк Кана Гао уже виден отчетливо. Quintessence — это очень много диалогов вперемежку с кат-сценами. Каждый герой получает шанс раскрыться во всей красе, а пронзительную драму оттеняет юмор. Мы попадаем в стилизованный под средневековую Европу мир, с дворцовыми интригами, дальними странствиями и обязательным источником невиданного могущества, вокруг которого все и вертится.
Если вы начали знакомство с играми студии с той же To the Moon , вас ждет изрядный сюрприз. Quintessence — это ни разу не камерная психологическая драма. Это навороченное приключение, и на все одиннадцать глав у вас уйдет часов двадцать. А ведь игра еще даже не завершена. И хотя славу студии принесла To the Moon, Кан Гао никогда не упустит случай подчеркнуть, что Quintessence — не только первый, но и главный его проект.
► С юмором тут все хорошо. Вы бы видели, как один из героев пересказывает сказку о Русалочке!
► Викон живет и дышит шутками, а Лунар отвечает за солидную долю драматизма.
Формат шедевру не помеха
Разумеется, RPG Maker — не чета полноценным игровым движкам. Его возможности упираются в навык и талант, но далеко не безграничны. «Комнатный Пикассо» вполне может с его помощью нарисовать полсотни картинок и сделать полноценную visual novel вроде Saya no Uta. Попытки же прикрутить к игре геймплей неизменно заканчиваются пикселями размером с кирпич и минималистской анимацией. А это, как-никак, барьер для многих игроков.
Так почему же, собственно, RPG Maker? Нужен ли он кому-нибудь сегодня, когда вокруг полно доступных технологий вроде Unity?
Прямая речь
«RPG Maker XP я нашел восемь лет назад и с тех пор изрядно поднаторел в работе с ним. Я не сомневаюсь, что существуют куда более совершенные движки, но RPG Maker отлично справляется с играми, которые делаю я, — ведь мои задумки вовсе не требуют технического совершенства. Возможно, когда-нибудь я перейду на другой движок, но сейчас не вижу смысла тратить уйму времени на освоение чего-то нового. На выходе получатся такие же игры, пусть и с парой мелких преимуществ»
► Слова Гао идеально иллюстрирует маленькая Do You Remember My Lullaby?. Даже отказавшись от геймплея и сведя диалоги к минимуму, он сумел рассказать историю не менее захватывающую и даже в чем-то более трогательную, чем в других его играх.
И швец, и жнец
Один из плюсов RPG Maker в том, что над игрой легко и удобно работать и порознь, и в гордом одиночестве. У Freebird нет ни офисов, ни персонала, ни прочего официоза.«Моим «офисом» всегда была моя спальня. Поэтому меня очень веселят письма с просьбой о стажировке во Freebird. Конечно, со времен моих первых экспериментов многое изменилось, и теперь я могу рассчитывать на помощь очень добрых и талантливых ребят — в основном старожилов форума Freebird. Если у меня возникнут трудности, я просто напишу любому из них, и мы вместе что-нибудь придумаем. Никаких проблем! »
► To the Moon отлично лечит от пренебрежительного отношения к играм с пиксельной графикой.
► Необычное маленькое приключение The Mirror Lied — все-таки не хоррор, но явно заигрывает с типичными для «мейкерских» ужастиков (вроде iB ) фишками. Всем любителям мрачного сюра качать здесь.
Помогают Кану Гао в основном с графикой. Красивые задние планы да отсутствующие в стандартной библиотеке «Мейкера» предметы — вот б о льшая часть того, что он поручает своим единомышленникам. Основными компонентами игры, от сценария до музыки, разработчик традиционно занимается сам. Впрочем, границу между написанием сценария и музыки Гао не проводит. Ему так даже удобнее.
Прямая речь
«По большому счету, это интегрированный творческий процесс. Я могу застопориться на какой-то сцене и переключиться на музыкальное сопровождение для нее, что в итоге облегчает работу над сценарием. Верно и обратное. Думаю, это одно из главных преимуществ работы над несколькими элементами игры сразу: все они исходят из одного источника, и их легче синхронизировать».
► Гао говорит, что у него на iPad уже есть бета-версия мобильной To the Moon, сделанная одним очень талантливым программистом. В будущем дело может дойти и до релиза.
Разумеется, то, что студия крошечная, накладывает свои ограничения, но с этим Кан Гао мирится очень легко:
Прямая речь
«Для маленькой команды существуют определенные барьеры, и главный из них — масштаб. Но по мне, так природа большинства игр, которые я хочу делать, только выигрывает от скромного размера студии. Расширяя студию, рано или поздно пересекаешь черту, за которой видение проекта легко может исказиться и стать «стандартизированным», утратив свою творческую суть. Сохраняя нынешний формат, я, вероятно, допустил большие ошибки, создавая игры, о которых меня никто не просил. Но все-таки, хоть я и делал все по-своему, мои идеи оказались вполне удачными. На данный момент мне очень нравится разрабатывать камерные игры — в конце концов, ради этого я и начал осваивать RPG Maker. Скажу по секрету — не имею ничего против возможной работы в более крупной команде в обозримом будущем, с совсем другими целями (создать что-нибудь скорее ради масштаба, чем из личных побуждений), но все еще пытаюсь не позволить Freebird сбиться с избранного пути»
Признание. To the Moon
Именно To The Moon прославила Freebird и стала ее первым коммерческим проектом. А причины успеха все те же: и почти сверхъестественная способность разработчиков погрузить нас в атмосферу игры, и увлекательный сюжет, и выдержанный баланс между психологической драмой и шутками. У Кана Гао чутье на то, как именно нужно подать историю и ее героев и где ставить акценты, чтобы добиться нужного эффекта.
Взять, к примеру, Ривер и ее болезнь — синдром Аспергера. Гао говорит, что не задумывался, будет ли ему сложно обыграть эту проблему в игре, ведь вдохновение он черпал из личного опыта. Но кое-что его сильно беспокоило. « Я очень боялся, что вместо характера Ривер игроки увидят лишь броский ярлык — вот почему слова «синдром Аспергера» в игре так и не прозвучали. Я не хотел, чтобы ее запомнили просто как «ту девку с Аспергером ». И ведь сработало! Даже те, кто понял, чем больна Ривер, едва ли поставили на ней крест как на персонаже.
► После A Bird Story Кан Гао обещает заняться To the Moon 2.
* * *
Если Дэвид Кейдж и Telltale делают интерактивное кино, то игры Freebird — это скорее интерактивный кукольный театр, где на сцену с картонными декорациями выходят ряженые человечки. Выходят не потрясать воображение спецэффектами, а кое-что вам показать . Девочку, ползущую по цветку к птице. Парня из глуши, готового на все, чтобы сдержать обещание. Мать, экономящую каждую копейку, чтобы устроить сыну праздник. Умирающего старичка, который мечтает побывать на Луне…
Это может быть что угодно и кто угодно, важно одно: ты закрываешь глаза на графику и анимацию, не ждешь погонь, драк и дождя из вертолетов. Ты просто внимаешь каждому слову, веришь каждому событию и понимаешь: черт с ним, с RPG Maker. Не важно, сколько весит и как выглядит игра, если она способна приклеить тебя к монитору и не отпускать до финала.