Sid Meier’s Civilization: Beyond Earth
Историческая Civilization редко позволяет человеку поиздеваться над матушкой Землей — в отличие от, например, Rise of Nations , где после десятой запущенной «кузькиной матери» игра торжественно объявляла всеобщий ядерный нокаут. Третья часть, правда, баловала: и тебе загрязнения, и глобальное потепление экстерном — достаточно несколько лет поутюжить вражеские города ракетами, и тучные луга превращаются в пустыни.
Civilization 5 закрывала глаза на проблемы климата, но Firaxis намекают, что после победного 2050 года люди только тем и занимались, что прожигали жизнь, бензин и озоновые дыры. Ну а в итоге доигрались до Civilization: Beyond Earth , и теперь пора искать новый скалистый шарик на потеху лысым приматам.
Далекая радуга
Могучая дружина Сида Мейера наконец отказалась от антинаучной идеи колонизировать систему Альфы Центавра (прим. зануды — в 1999 году астрономия не знала о наличии планет в этой системе, экзопланеты нашлись только пару лет назад). Теперь флагман колонизаторов мчится куда-то настолько далеко, что на выбор у людей — тьма случайно сгенерированных небесных тел с названиями типа Мартин 438 g (прим. зануды: таки да, названия аутентичные).
ЭТО ВАЖНО: перед вылетом нужно решить, какими удобствами будет оснащен модуль экспедиции. Выбор невелик, но очень сильно влияет на дебютную игру. Запаслись спутником для поиска гнезд пришельцев? Тогда вас ждет быстрая экспансия без лишней мигрени. Погрузили рабочего? Значит, на главной базе со старта организуют улучшения ландшафта и получат фору.
► Независимые станции пришли на смену городам-государствам: у них вообще нет территории. На пособия живут, поди.
► Рабочие умаются месить грязь — улучшений для ландшафта в игре пруд пруди, включая купол, биоколодец и даже точную копию земного биома. ► Узкие дисциплины часто дарят одно очко в пользу какой-либо идеологии.
Приземлились? Время удивляться: Beyond Earth даже не пытается скрыть свое внешнее сходство с Civilization 5. Интерфейс, с поправкой на ажурную футуристичность, — тот самый; есть карта с шестиугольной сеткой; есть леса, луга и горы, ресурсы стратегические и локальные (а роскошь колонистам не нужна). Основав первый город, вы отправите пока что единственный трудотряд колонистов производить еду, промышленные товары или… энергию.
Это, конечно, сюрприз с подвохом. Энергоносители отныне выполняют функцию меновой валюты, энергия тратится на содержание отрядов и зданий, а также добывается с помощью отправки караванов. Вместо рынка — ториевый реактор. Надули? Вовсе нет.
Пользуясь теми же базовыми значениями, что и Civilization 5, ее «внеземная» тезка меняет их на свое усмотрение и — что важно — обеспечивает неслыханную нелинейность. Ее символом служит здешнее технологическое древо, которое и не древо вовсе, а сеть из общих проектов разных областей знания с веточками-углублениями. Своего рода паутина, и вы стартуете из ее центра. Что изучать? Куда направить усилия ученых мужей? Это напрямую зависит от доктрины и выбранного пути победы.
Улитка на склоне
Все планы развития, все тактики и стратегии в Beyond Earth отталкиваются от одного: от доктрины вашей колонии. Их три. Праведность — это такой воинствующий консерватизм: мы, люди, совершенные создания, поэтому пусть лучше мир прогнется под нас. А если не прогнется — терраформируем. Праведность подразумевает экспансию, потому что сценарий их победы, «Земля Обетованная», требует построить пространственные ворота на Землю, чтобы впустить орды переселенцев. Праведники пользуют месторождения антигравия.
Доктрина превосходства — это агрессивный трансгуманизм: «Мы улучшим себя, потому что мы можем». Киберимплантаты, интеграция с ИИ и прочие кошмары. Адептам превосходства тоже придется строить врата, но не из благих побуждений, а чтобы завоевать родную планету и истребить отсталых людей. Без раздутого бюджета на оборонку не обойтись — равно как и без фираксита, редкого внеземного минерала.
► Кроме полезных и очевидных краж энергии и технологий, шпионы могут устроить «референдум» в городе и переманить жителей на вашу сторону. У каждой идеологии есть своя уникальная операция — грязная бомба праведников или атака осадных червей гуманистов.
Наконец, адепты гармонии ищут единения с природой и готовы принять ее в себя. Природа будет, конечно же, сопротивляться — когда вы взрастите Цветок Разума, разгневанные аборигены немедленно бросятся его душить, пока колонисты не объединились с разумом планеты. Для своих целей «гармонисты» используют ксеномассу.
Выбранная доктрина дает определенные преимущества: например, гармония вдвое быстрее успокаивает враждебных пришельцев. Будут разниться улучшения базовых боевых единиц (которые суть продолжение традиционной парадигмы «солдат-стрелок-кавалерия-артиллерия»). При этом уникальных зданий и войск у отдельных корпораций нет, зато разницу между армиями праведников и трансгуманистов вы увидите мигом. Она сыграет свою роль и в бою.
Путь скажется и на древе технологий — точнее, намекнет, в какую сторону расти. Приверженцы превосходства получат мощного киборга с чудным названием КНОР, а слуги гармонии будут обучать отряды местной самообороны (то есть инопланетян). Одним — клонирование, другим — генетическое вмешательство, третьи молча взирают на происходящее с орбиты. Что особенно радует — нет никаких аллюзий с победами из классической Civilization , не считая победы захватом всех столиц. Firaxis действительно предлагает новую механику и учит совершенно новой стратегии, а от старой уцелели только принципы военных действий (и то не все — ведь появились спутники!) и рост городов благодаря развитию культуры.
► Возможности дипломатии не изменились. Но! Теперь, когда обнищавший сосед просит выручить энергией до среды, он останется должен вам ответную услугу. Может, этот день никогда не придет… но мы знаем, что он придет обязательно.
ЭТО ФАНТАСТИКА: самая аполитичная победа — контакт. Нужно построить хтонических масштабов орбитальный телескоп и связаться с высокоразвитой цивилизацией. Никакая идеологическая принадлежность не нужна — лишь море денег. То есть энергии.
Волны гасят ветер
Вопреки равноправию наций, которое воцарилось с Civilization 3, вы начинаете игру раньше соперников — они высаживаются позднее. Но не думайте, что легко снимете все сливки.
Местные формы жизни — примерный аналог варваров из прошлых частей, но по функционалу и близко не лежат. Прежде всего, инопланетяне нейтральны и не нападают первыми, пока их не переклинит. Почему их клинит — загадка, придающая невиданной остроты, но поселенцев аборигены недаром пытаются сгрызть. Если вы не бьете местных, они будут пастись на границах ультразвуковых барьеров (вы же их построили, да?) и с любопытством разглядывать пришельцев. То есть нас.
► Направления развития — сеть слабо связанных перков, долженствующих заткнуть дыры, которые возникают по пути к победе.
«Рода войск» дикарей с течением времени не меняются: как были стрекозы и жуки, так и останутся. Только осадные черви будут приползать чаще, чтобы показать вам, где фримены зимуют. Никакой варвар не сравнится с червем: эта тварь в три укуса сжирает целый город! Да и рядовые инопланетяне неплохо роятся и обеспечивают массу неприятностей: вместе с поселенцем автор вынужден был отправлять конвой из четырех-пяти боевых единиц. И то однажды пришлось отклониться от маршрута и основать аванпост в менее злобном местечке.
Сама природа служит оружием. На многих клетках чужого мира зеленеет ядовитая миазма, сжигающая по десять очков жизни за ход и не пропускающая караваны. Те, кто ничему не научился на ошибках человечества, построят особые спутники и растворят миазму. Те, кто научился, пойдут путем гармонии, будут лечиться в зловонных миазмах, а не получать урон, и смогут распылять их по территории, создавая смертоносные барьеры для внешнего врага.
* * *
Civilization: Beyond Earth не стесняется изменений ни в мелочах, ни в базовых концепциях. Это настоящая борьба с чужеродной средой, мало похожая на избиение дикарей и ленивый захват ресурсов. А игровые идеологии, в которых отдельные паникеры углядели сходство с треугольником «демократия-порядок-автократия», задают совершенно новый темп игры, равно как и технологическая паутина. Осталось лишь увидеть эндгейм, в превью-версии недоступный по причине ограничения в 250 ходов. Ждем релиза.
Факторы успеха
Факторы риска
- серьезная научная фантастика, доходящая порой до занудства;
- совершенно новый геймплей, сохранивший от старого только фундамент;
- новый мир сопротивляется захвату;
- шпионаж стал полезным, гибким, удобным и порой даже слишком эффективным;
- уже вполне недурная локализация.
- чувствуется задел на будущие дополнения;
- высокая для рублевого региона цена;
- Вадим Козлов, глава Славянского Союза, говорит на исковерканном русском — а ведь Екатерина в прошлой части общалась на великом и могучем без запинки!
Стадия разработки
Финальная доводка, до релиза осталось меньше месяца. Трепещите, ксеноморфы! Кованые сапоги наших колонистов уже готовятся раздавить ваши хитиновые панцири!
Будем ждать?
Будем, потому что Civilization спустя — святая закусь! — пятнадцать лет возвращается к позабытой космической теме. И команде господина Мейера есть что сказать.
Рейтинг ожидания: 90%