Wasteland 2
Близкие по духу
Подчеркивая в своих речах родство Wasteland и Fallout, inXile не то чтобы были неправы. Но опираться на это в работе над продолжением Wasteland — все равно что, образно говоря, клонировать Теодора Рузвельта, потому что Франклин Рузвельт был сногсшибательным чуваком. При том, что они друг другу даже не отец и сын, а натуральная седьмая вода на киселе.
Многие вкладчики и покупатели скуксились, как от лимона, потому что вместо личного, тревожного и остроумного приключения они получили каленый тактический боевик с зачатками отыгрыша роли. Но заметьте — никто никого не обманул. Wasteland — это Wasteland. Fallout — это Fallout. Совершенно разные вещи.
Осадки в пустоши
Чтобы не вызвать возмущенный стон миллиарда душ, уточним: Fallout немало почерпнул из Wasteland. Прежде всего, декорации: и там и там постъядерная желтая выжженная земля и низкое свинцовое небо… но дальше уже начинаются расхождения. И Wasteland 2, противясь влиянию прогресса и вращению колеса истории, сохраняет отличия, сколь бы ни был велик соблазн сделать ее Van Buren под новой вывеской.
► Пустоши не хватает мелких деталей: сейчас она напоминает равнины из Mount & Blade, только с родничками и зонами радиоактивного заражения.
Мы снова облачаемся в форму пустынных рейнджеров (рвань, крутая шляпа, значок со звездой). Костяк отряда из четырех «счастливчиков» настраивается вручную, но не корпите слишком долго над прической для своего мексиканского еврея-коротышки (это, кстати, реальные параметры). Задача у команды зачастую исключительно прикладная: накостылять встречным-поперечным и обойтись при этом без торжественных похорон павших соратников. И, что опечалит любителей словесных баталий, без лишних разговоров.
Перестрелки и поножовщина — литая основа Wasteland 2. Здесь пошаговая боевая система с очками действий: три на пистолетный выстрел, четыре на винтовочный, два — на удар по морде. Есть и процент попадания, над которым явно поколдовал маг-недоучка из песни Аллы Борисовны, а вот прицельной пальбы по яйцам нет. Зато всякая преграда на местности может служить укрытием, что делает бой немного похожим на ксеноцид из XCOM: Enemy Unknown.
► Глаза разбегаются. Будьте осторожны, практические навыки не зависят от характеристик героя. Вот и вырастают хакеры, которые ломают стены натруженной головой.
Сражения страдают легким однообразием, но их выручает необходимость «держать строй»: если вашего стрелка окружат враги, меткость у него резко упадет, а стало быть, его хилую задницу обязаны прикрывать мастера ближнего боя. Врагов почти всегда полно, у них много ОД и толстые шкуры — придется подолгу напрягать извилины, обдумывая каждый ход и сопровождая громкой бранью осечки, промахи и глупости.
You are S.P.E.C.I.A.L
Выжить в Пустошах непросто, поэтому будущие разносчики справедливости оборудованы множеством навыков разной полезности: по видам оружия, по некоторым «выживательным» дисциплинам типа вскрытия замков и — не путать! — взлома сейфов. Найти между ними строгий баланс — та еще морока. Обычно и одного жизнеспособного персонажа сконструировать нелегко, а тут — четверо. Опыт в игре дают неохотно, а вот тумаками оделяют щедрее некуда: от начального выбора умений зависит успех партии в целом.
► Очки навыков — на вес золота: развитие идет медленно и мучительно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: вызывающе бессмысленный навык починки тостеров — искусно замаскированный поиск сокровищ. Тостеры хранят в себе ценные реликвии, только тс-с! Не разболтайте ненароком!
Удачное сочетание разносторонней боевой подготовки и навыков-«выручалочек» на черный день — уже полдела. Без загодя развитой первой помощи, грубой силы и зоркого глаза игра запросто превратится для вас в изощренную пытку, замешанную на тонком управлении, паранойе и волшебной комбинации save/load.
Столь ценимая знатоками жестокость первобытных игр, конечно, вещь приятная, особенно если воплощена не в «ретро»-платформере с душегубским дизайном уровней. Но Wasteland 2 издевается над игроком только затем, чтобы тот в следующий раз (читай — после загрузки) не наступил на те же грабли: не подставлялся под выстрелы товарищей, экономил патроны, не стеснялся убегать и так далее. А еще — просто для веселья, чтобы вы потом красочно описывали друзьям, как подорвались на заминированном сундуке после пирровой победы над боссом.
Wasteland 2 будет нещадно лупить вас за ошибки и в конце концов доведет до побега на рабочий стол и поучительного создания партии заново. По традициям ролевых игр прошлого века она запросто поставит перед вами непроходимую преграду или не по уровню кусачих противников. И подарит сладость реванша, который вы возьмете, возвратившись спустя пару часов поисков себя на Пустошах.
► Один ход — четыре трупа. Новоиспеченные рейнджеры «съедаются» в три-четыре укуса, даже кролики их жрут.
Но даже правильный коллектив нуждается в талантливом руководстве. Это не Fallout , где вы отвечаете только за выходца из Убежища, а скорее додуманный и более современный Fallout Tactics. Что само по себе хорошо, но с одной оговоркой. В Wasteland 2 много напряженных боев и не меньше любопытных мест, однако изюминка осталась за кадром. Черный юмор, которым славились Interplay, попросту некуда приткнуть. Битвы же не утихают — впрочем, нас предупреждали.
Сто зивертов до дома
Культурно Wasteland 2 — это все-таки вестерн в условиях постъядерного мира, а не черная комедия про людей плохих и людей совсем омерзительных. Поэтому история неоперившихся рейнджеров, расследующих убийство старшего сослуживца, не сравнится по глубине погружения с безнадежными поисками водяного чипа, где мы деремся не только с плохими парнями, но и с хорошими, да и вообще не вылезаем из круто сваренной похлебки на гнусненьких человеческих душах. Это не значит, что цинизм из мира Wasteland выдрали под корень, — вовсе нет. Например, можно перестрелять обреченных исследователей, которых заживо поедают растения-мутанты, а потом слушать поток матюков из рации: рейнджеры так не делают-с.
► Ах, эти милые совдеповские ковры! Художники поработали куда лучше, чем программисты и моделлеры.
Wasteland 2 удается изобразить горький и пыльный быт в эпоху победившего атома. Ржавые трущобы, неуклюжие домики, рассыпающиеся бункеры — из проверенных и даже предсказуемых деталей складывается убедительная картина. Однако эмоциональной глубины и отчуждения Fallout 2 игре недостает. У погибшей Америки своя специфическая романтика и посмертная красота, но — не до мороза по коже. И даже музыка, а писал ее тот самый Марк Морган , не берет за душу. Сделана на совесть, но без откровения.
И выглядит новая Wasteland , мягко говоря, устаревшей. Квадратные лица, нарисованные глазки — чистый Morrowind, зато с постэффектами. Потому и камера не рискует приближаться к земле даже на десять футов — на задуманной-то высоте внешние недостатки тонут в работе художников. Главное — не присматриваться.
* * *
Возвращение классики проходит мягко и безболезненно, если с момента выхода священного канона так и не вышло ничего аналогичного по мощности. Но постъядерное учение Wasteland получило развитие не раз и не два (если считать Fallout: New Vegas). Поэтому блестящая тактическая ролевая игра, которую выпустили inXile, в душе так и останется прототипом Fallout из далекого прошлого.
Такова печальная реальность: Wasteland 2 при всех своих личных достоинствах проигрывает последним Fallout, потому что те куда глубже погружают в постъядерный мир. Это отличная пошаговая тактика, но как ролевая игра Wasteland 2 не преуспевает.
- суровые тактические бои
- хороший постапокалиптический мир (без зомби!)
- катализатор ностальгических слез для тех, кому за тридцать.
- мнимая ролевая глубина не оправдывает себя
- выказать умение решать проблемы миром получается нечасто
- работа художников не скрывает посредственности технической части.
9/10
Геймплей
6/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
Группа захвата
Убиться об дверь, пытаясь ее выбить.