Игромир 2014. Total War: Attila
История с Total War: Attila перекликается с историей еще одной «именной» части серии. Napoleon: Total War тоже производила впечатление дополнения, которое ошибочным приказом сверху повысили до самостоятельной игры.
Мы напомнили об этом главному художнику Creative Assembly Павлу Войсу и менеджеру по работе с сообществом Элу Бикхэму , но британцы в ответ заявили, что теперь все иначе и это две разные игры. Если Total War: Rome 2 рассказывал о расцвете Римской республики, то Attila — о ее постыдной кончине.
Город, который разрушили мы
Creative Assembly отталкиваются от странной идеи фикс: всеми возможными способами показать настоящий апокалипсис (и закат цивилизации, плавно перешедший в «темные века»), поэтому почти все задумки новой Total War касаются вопросов гибели, разрушения и тлена.
Так, предельно буквально была воплощена тактика выжженной земли. Представьте себе, что некая провинция обречена со дня на день пасть под натиском врагов. Тогда отчего бы не спалить тамошний город ко всем псам? Поселение сотрется с карты Pax Romana вместе с движимым и недвижимым имуществом горожан, жители пропадут, а противник пускай жует угли на пепелище. Может, он и рассчитывал изрядно пополнить свою казну, но вместо ферм и лавочек получил горку сажи.
А чтобы вдохнуть в поселение новую жизнь, достаточно ввести в руины свою армию и половину ее оставить там жить. Чем многочисленнее были ряды солдат, тем больше народу окажется в возрожденном из пепла городе. Но жечь, конечно, веселее. И духу времени соответствует.
И осады тоже стали куда жестче. Достаточно пару ходов не снимать блокаду, и город начинает потихоньку рушиться. Степень разрухи снижает боевой дух защитников и наглядно отражает, насколько все запущено. Сломанные осадные машины, побитые стены, пожары, с завидной скоростью пожирающие дома и сады.
Creative Assembly подчеркнули, что захватить город можно и аккуратно, без разорений. Но какая уж тут аккуратность, когда рушится весь эллинский мир?
ФАКТ: отрядам варваров напрочь неведома дисциплина, они разбегаются мародерствовать, едва ступив за крепостные стены. А горожане — если таковые остались — бросятся наутек. Лишь самые отважные попробуют остановить натиск недругов. За этих — не чокаясь.
Обреченные быть намотанными на колесо истории римляне станут отстаивать свои города до последней капли крови. В эпоху Пунических войн сыны Марса могли позволить себе поднимать белый флаг, едва в крепостной стене появится первая дыра. Уличные бои в Total War: Rome 2 были краткими, взбалмошными и, собственно говоря, безальтернативными.
Но теперь, когда с Востока грозовой тучей мчится гуннское полчище, легионеры будут держаться за каждый кирпичик брусчатки. Creative Assembly реализовали это с помощью оборонительных сооружений внутри городских стен. Пока нам показали только баррикады — прочные деревянные преграды поперек улиц, за которыми могут гнездиться лучники и другие застрельщики. Воткнуть заграждение где угодно нельзя, только в ключевых точках, но их обычно много. Хитрость эта позволяет направлять орды дикарей по нужным бульварам, где их встретят отборные (и последние) защитники. Разработчики яростно отмахивались от сравнения с жанром tower defense, но сходство никуда не денешь.
Все вместе эти, казалось бы, незначительные детали превращают битву за полисы из толкучки между виллами и амбарами в кромешный ад, где трясутся обе стороны: защитники — за каждый шаг улиц, а нападающие — за сохранность города.
Бич божий
Кошмар не ограничивается пределами крепостных стен. Весь Древний мир склонился под напором бури, имя которой — Великое переселение народов, и чьим итогом станет погружение Европы в пучину «темных веков».
Карта расширилась на восток, а климат изменился. В Total War: Rome 2 зимняя стужа обходила нас стороной (один ход равнялся одному году). Теперь Генерал Мороз начнет наступление с привычных позиций, из Северной Европы (в последние годы существования Западной Римской империи случилось самое мощное похолодание за последние две тысячи лет, Creative Assembly ничего не выдумали).
Караул приближается по всем фронтам. Среди народов мира свирепствуют эпидемии в богатом ассортименте: дизентерия, чума, тиф и другие пакости. Новая система расползания заразы заставит не только изолировать целые армии, но даже обрубать торговые пути!
Наконец, вишенкой на торте имени Судного Дня станет нашествие восточных племен — гуннов и тех, кого гунны вытеснили с родных земель. Кочевые племена будут радостно гарцевать вдоль границ Римской империи, а то и внутри них.
ФАКТ: религия в Attila: Total War занимает особое место и дает различные бонусы и штрафы. При этом верования европейских племен попытались привести к реальной формуле: «Во имя Отца, и Леса, и святого Одина, аве». То есть тут причудливая мешанина из обрядов и предрассудков и целых пять ветвей христианства — малая доля ересей, исторически владевших умами варваров.
* * *
Attila: Total War справедливо называют стратегией на выживание. Атмосфера безнадеги и близкого конца ей удается настолько, насколько это вообще возможно в стратегической игре. Мрачная архитектура, свинцовые небеса, красно-коричневые тона, словно отражающие зарево грядущих вселенских пожаров. Можно ставить под вопрос самостоятельность игры, но одно очевидно — Attila будет играться совершенно иначе. Вектор развития будет направлен в противоположную сторону: вместо безудержной экспансии — отчаянная оборона.
Факторы успеха
Факторы риска
- декаданс и агония;
- новый взгляд на историю Рима;
- вернется генеалогическое древо!
- комплексных изменений нет;
- боевые единицы и тактика вне осад изменятся мало;
- не совсем понятно, как Creative Assembly отразят внутренние проблемы Римской империи.
Будем ждать?
С подозрением, но будем. Желание развивать проект сияет в глазах разработчиков, но пока изменения видны только в деталях. С другой стороны, эти детали должны принципиально повлиять на темп игры, а заодно наверняка решить оставшиеся проблемы Rome 2. Лучше меньше да лучше.
Рейтинг ожидания: 85%