Впечатления от Black Desert и сказ о возвращении ММО-песочниц
На идеях, лежащих в основе Black Desert Online, давным-давно работает Lineage и многие другие онлайновые миры. Открытое PvP, где каждый может напасть на каждого, — было. Захват и оборона замков с участием сотен игроков и их осадных машин — было. Много разрозненных поручений вместо одной сюжетной линии, тянущей вас от одного квестового хаба к другому, — и это тоже было. Все это было. Только давно. Куда раньше, чем может показаться.
Black Desert продвигают как MMORPG, стоящую на принципиально новой ступени эволюции жанра, хотя на поверку в ней оказывается куда больше «хорошо забытого старого», чем совершенно нового. Но, в принципе, это скорее хорошо.
Контроль хаоса
Философия MMORPG, похоже, сделала полный оборот и вернулась туда, где была десять-пятнадцать лет назад. Взять хотя бы ту же ArcheAge: она изо всех сил пытается изобразить из себя современную Ultima Online, где каждый может заняться любым из доступных дел. Получается с переменным успехом: на зарубежных серверах (за рубежом, в отличие от России, никого не волнует, какая компания ее издает) многие жалуются на странный баланс, засилье ботов и хакеров и совершенно душераздирающее PvE.
Но многие из тех, кто продолжает играть, ценят ArcheAge за сумасшедшие ситуации, которые в ней можно создать буквально из ничего. Игроки строят дома, копаются в грядках, путешествуют, крадут, убивают, судят друг друга («Ваша киска купила бы вискас? — Нет! — ВЫ ЛЖЕТЕ, ПОЖИЗНЕННЫЙ ПРИГОВОР!» — любой день в местном суде) и всячески самоутверждаются. Это онлайновый Дикий Запад. Здесь правит хаос.
► Большие боссы. Еще больше. Интересно, что намерены сделать разработчики, чтобы битвы с такими монстрами не напоминали адские столпотворения подле того же Антараса.
И этот хаос — ровно то, чего не хватает многим современным MMORPG. Какой бы славной ни была та же World of Warcraft, хаоса в ней почти нет. Она планомерно ведет игрока от одного аттракциона к другому, и почти все интересные ситуации там — это заранее прописанные истории. Но ведь зачастую игроки способны создавать истории куда интереснее. Нужно только дать им для этого нужные инструменты.
Нужен хаос. В Ultima и Lineage его было предостаточно, но со временем разработчики все сильнее боялись пустить систему на самотек. Песочницы заняли скромную нишу: оставалась EVE, оставались старые игры, оставались корявенькие инди с амбициозными идеями. Но большие бюджеты дозволялось осваивать только наследникам EverQuest и World of Warcraft — четким, выверенным паркам развлечений.
► На старте классы будут намертво привязаны к полу и расе персонажа, но со временем это планируют исправить. Так или иначе.
Теперь, судя по всему, баланс начал смещаться. ArcheAge вспоминает Ultima Online. Создатели Dark Age of Camelot переиначивают родоначальницу RvR в Camelot Unchained. Sony делают EverQuest Next по своему хитрому рецепту. А Black Desert возвращается к тому, за что любили Lineage. Песочницы снова востребованы.
Будущее прекрасно
В то же время, несмотря на старые ценности, по Black Desert хорошо видно, насколько онлайн продвинулся за минувшие годы. Она производит впечатление хорошей одиночной игры. То, как движется персонаж, то, как он связывает удары в комбинации. То, как ведут себя NPC, — гуляют, общаются и всячески имитируют бурную рабочую деятельность. Ничто из этого не было возможно на технологиях времен Lineage 2. Времена меняются.
Единственное, что с ходу выдавало онлайновость Black Desert на «Игромире», — чудовищный пинг до тестового сервера. Иногда игра внезапно понимала, что мой персонаж с виду движется быстрее, чем на самом деле, и откатывала его на несколько метров назад. Русский издатель пообещал, что лаги проблемой не будут, и, если понадобится, они поставят сервера в других городах. Будет очень кстати — те же осады лагов не терпят.
Создатели делают особый акцент на том, что Black Desert — это песочница. Здесь нет истории, к которой вы прикованы железом. Вы развиваетесь тем способом, который вам удобен (в основном, конечно, бьете монстров, но есть альтернативы). Просто делайте что делается, и будь что будет.
Одни займутся квестами, попытаются вникнуть в историю мира и разобраться, что тут происходит. Другие с головой уйдут в экономику, будут гонять караваны с ресурсами и диктовать свои законы на городских рынках. Третьи устроят охоту на караванщиков. Четвертые посвятят себя ремеслам (хотя ремесла тут, по идее, не должны нисколько мешать любому другому занятию) и будут обеспечивать результатами своего труда целые гильдии. Некоторые поднимут свои гильдии и пойдут воевать за замки. А кто-то плюнет на все и пойдет делать красивые картинки с помощью встроенного фоторежима а-ля Instagram.
► А еще в Black Desert не будет инстансов. Вот чисто из принципа. Весь мир — это одно открытое для всех полотно. Пока, правда, еще предстоит понять, как будет работать фазирование и зеркалирование локаций (чтобы допускать путешествие между серверами, как в Guild Wars 2 ): чисто технически оно осуществимо, но пока не ясно, возникнет ли в этом необходимость.
Главное, к чему должна стремиться Black Desert , — это убедить всех в том, что даже дорогие онлайновые миры могут перестать держать игроков за идиотов. Предоставить их самим себе, не опасаясь, что те сломают систему неожиданными действиями.
И если получится, это будет замечательно.
* * *
Впрочем, какой бы складной Black Desert ни казалась сейчас, это почти не важно — все ключевые проблемы MMO обычно всплывают уже после запуска, когда игровые механики вдруг распространяются на тысячи игроков. Так получилось с ArcheAge и даже с нехитрой с виду Wildstar. Онлайновые миры непредсказуемы. Но так даже интереснее.