This War of Mine: первые ощущения
Встречались ли вам игры, где цена человека измерялась бы в консервах? Я вот не припомню ни одной. Разве что DayZ, но там переживания немного другого толка.
Мы привыкли, что игра про войну — это игра про форму. Ночные полеты среди прожекторов и трассеров зенитных установок, вода, в которой плавают внутренности, в день высадки в Нормандии, расколотые черепа пришельцев под ногами, кровь на силовой броне. В играх про войну игрок всегда готов к яростной схватке, в них он герой, спаситель, противостоящий целым армиям. И даже недавняя Valiant Hearts, несмотря на неожиданную манеру подачи, все равно бросает вас в самое пекло. Такова уж война в играх.
«На войне не только солдаты» — гласит слоган игры от польской студии 11 Bit. This War of Mine показывает совсем иную войну — такую, какой она предстает перед глазами обычных гражданских.
Технически This War of Mine — это симулятор жизни (точнее, выживания). Вашими подопечными становятся трое горожан с разными исходными данными и навыками. Днем вы управляете убежищем, мастерите из подручных материалов оружие, предметы обихода, укрепления для своего жилища, распределяете медикаменты и провизию между членами команды.
Ночью, когда вероятность поймать пулю снайпера значительно ниже, один из членов вашего отряда может отправиться в город на поиски пищи и нужных материалов. Достаточно просто. Но во всем это вы предоставлены сами себе. Делайте что хотите. Выкручивайтесь как хотите.
Кое-как я собрала и настроила радио. Вы, конечно же, можете не тратить драгоценные ресурсы на столь бесполезную, казалось бы, вещь. Но попытайтесь представить, какой психологический комфорт может даровать чужой голос людям, отрезанным от внешнего мира. А поддержание душевного здоровья ваших подопечных играет не меньшую роль, чем забота об их физическом состоянии.
К тому же радио — это информация. This War of Mine отказывается кормить вас деталями за так. Только из сообщений диктора я выяснила, что действие происходит в некоем восточноевропейском городе, где бушует гражданская война. Город полностью отрезан от внешних поставок, поскольку правительство опасается, что провизия попадет в руки сепаратистов. Из подобных деталей выстраивается картина ситуации, в которой мы оказались.
Дневная деятельность сводится к обыкновенному менеджменту ресурсов. Самое интересное начинается ночью. Заброшенных домов, где можно собрать припасы, не нарвавшись на солдат и других выживших, довольно мало. Вернувшись с ночной охоты c торбами, полными припасов, вы можете обнаружить, что на вашу базу напали, запасы исчезли, а половина команды тяжело ранена.
В этот же момент в вашу дверь могут постучаться люди, отчаянно нуждающиеся в бинтах и антибиотиках. Как вы поступите в данной ситуации? Отдадите последние лекарства чужим и будете смотреть, как умирают ваши люди? Отправитесь грабить других бродяг? Откажете в помощи и будете наблюдать, как муки совести грызут членов вашей команды?
Легко быть героем, когда ты не чувствуешь ответственности за собственные поступки. В This War of Mine любое ваше решение влечет за собой последствия, зачастую критические для выживания команды. Но, в отличие от той же Gods Will Be Watching, This War of Mine не стремится держать вас в железных тисках, не ставит вас между однозначно «правильными» и «неправильными» решений. Проигрывать здесь — обычное дело. Это часть процесса.
Подобная обстановка — благодатная почва для фокусов в духе roguelike. Здесь нет сохранений, а смерть вашей команды необратима. Каждый раз, когда вы начинаете игру заново, состав отряда, его параметры и расположение ресурсов на карте меняются, что порождает бесчисленное количество сценариев для прохождения. Правда, оценивать, надолго ли этого хватит, пока рано. Демо-версия оказалась совсем небольшой и рассчитана в лучшем случае часа на три.
Но само по себе важно, что This War of Mine заставляет задуматься о том, о чем многие не привыкли думать и о чем им думать некомфортно. Даже если их это почти наверняка не затронет.