Galactic Civilizations 3
В Galactic Civilizations 3, которая сейчас находится в «раннем доступе» Steam, половина кнопочек, сулящих заманчивые возможности, стыдливо прикрыта в интерфейсе заглушками Coming Soon, стабильность здорово подкачала, ИИ чудит… Но уже сейчас в ней есть много такого, за что давние поклонники серии с радостью простят многие недостатки.
► Взгляд с высоты над плоскостью эклиптики. Красиво и удобно.
Блеск надраенных лун
Первый запуск GC 3 подобен возне с елочными игрушками: каждый год они одни и те же, а восторгу все равно нет предела. Вот перед нами родная планета, рядышком на орбите висит исполинская верфь, качается в порывах солнечного ветра неказистый корабль колонистов — картинка красоты неземной. Графика сама по себе небогата, но детализация судов, звезд и планет заставляет, забыв обо всем, пересчитывать хитиновые чешуйки на алтарианских разведчиках. Дотошность — одна из визитных карточек Stardock Entertainment.
► Классический пример «входного» квеста — просто и со вкусом.
Очень скоро мы замечаем, что вслед за Civilization 5 ее космическая кузина отбросила деление карты на квадраты и возлюбила шестигранники (даже сама карта тут шестиугольная). Но приверженцам классических частей серии волноваться не стоит. Новую стратегию это вовсе не превратило в варгейм, как ту же «Циву», ведь препятствий и удобных направлений для атаки в космосе попросту нет.
Не в ту сторону воюешь!
Система колонизации и развития почти не изменилась с 2006 года. Первые ходов семьдесят всегда были самыми беззаботными. Ищем толковые планеты, лезем в аномалии, проверяем соседей на благонадежность. Корабль переселенцев строится все так же долго, может взять на борт миллиардов пять человек, но при этом совершенно беззащитен.
На планете обнаруживаются несколько ячеек для строений. Быстренько возводим рядом с залежами ресурсов космобазу и старательно оснащаем ее модулями, чтобы и добытое собирать, и от незваных гостей не огрести ненароком на орехи.
Собственно, кровавая экспансия какой была, такой осталась. По большей части… и не без огрехов. ИИ пока не вполне владеет военной наукой, хотя захват удобных систем освоил великолепно и не чурается присваивать свободное небесное тело в вашей же системе (если законодательство Объединенных Планет позволяет).
► ИИ объявляет войну безо всякой причины, а на поле брани показываться не спешит. И на ком тогда испытывать новенькие ракета класса «БОЛЬ»?
Однако, когда дело доходит до объявления войны, начинаются странности. Например, ИИ даже не пытается наступать. Предположим, он опасается превосходящих сил противника — но тогда зачем было объявлять войну? Тем более что никакие опасения не мешают ему отправлять колонистов безо всякой защиты в самое сердце вражеского стана. Заключать перемирие при этом смысла нет, оно будет разорвано на следующий же ход.
Мы все же верим, что скудоумие ИИ — временная издержка альфа-версии. Ведь в Galactic Civilizations он всегда отличался исключительным умом и сообразительностью.
Пепелац Mk.VII
Что изменилось заметно, так это наука. Технологические древа приобрели такой угрожающий масштаб, что к ним первое время страшно подступиться. Мало того, некоторые исследования подразумевают выбор из нескольких вариантов с разной отдачей: добавить ли торговый путь, увеличить ли выхлоп экономики, повысить ли довольство населения…
Однако главная цель научно-технического прогресса — новые корабли. Galactic Civilizations 3 кроме стандартного набора суденышек предлагает мощный конструктор для реализации собственных глобальных проектов.
► Вот такую нелепость мы собрали в редакторе за десять минут. Без фантазии тут делать нечего — придется ставить «обвесы» на базовые модели.
Нечто похожее мы видели в Galactic Civilizations 2, но функционал нового редактора заметно расширился. Детали вертятся, крутятся и растягиваются как угодно, а их количество ничем не ограничено. Поработали и над анимацией: любой фрагмент корабля можно заставить вращаться вокруг любой оси и с любой скоростью. Есть даже ограничитель: провернулся на сколько-то градусов — крутись, дорогой, обратно.
Казалось бы, мелочь, но именно из них складывается общее впечатление. Детали еще и шевелиться умеют, нужно лишь правильно выставить ползунки. В итоге на один корабль запросто уходит минут двадцать-тридцать, хотя самые занятые игроки вправе ограничиться стандартным флотом.
К радости поклонников, разработчики не отказались от тройственной системы вооружения: лазер, ракеты и снаряды против щитов, перехвата и брони. И это значит, что флот по-прежнему должен быть гибким. Или придется строить торговую сеть, чтобы оплатить модификации боевых единиц: миллиард кредитов-то сделает конфетку из любого корыта.
Словом, конструкторская составляющая удалась как минимум не хуже, чем во второй части, а в деталях стала даже лучше.
Простая, большая и великая ложь
► Распределение ролей в клетках убрали: строй что хочешь и где хочешь, но на каждой планете есть одна-две особые ячейки со специфическим бонусом. Берегите их!
Моральные различия между нациями получили дополнительные смыслы. Игра постоянно ставит вас перед критически важными вопросами, и ваши решения будут формировать идеологию подконтрольной вам империи. Некоторые проблемы возникают как будто «из воздуха» и чаще всего решаются колонизацией очередного небесного тела.
Но не всегда. Если, допустим, на планете разгулялись тектонические плиты, вызвав извержения и катаклизмы, можно пойти одним из трех путей. Инженерам по силам заглушить природные процессы, что спасет жизни, но лишит нас доступа к извергаемым минералам, — и это путь великодушия. Собрав колонистов под одним колпаком и осторожно добывая полезные ископаемые, вы вступите на путь прагматизма. А можно наплевать на вопросы безопасности и начать хищническую разработку месторождений — таков путь беспощадности.
Подобные вопросы всплывали и прежде, но тогда философия развивалась пассивно. Теперь же по мере продвижения по одному из путей нам позволяют открывать все новые и новые навыки в особом древе. Так, прагматиков «пирамида» идеологии подталкивает к торговым достижениям, а беспощадных игроков — разумеется, к тотальной войне против жизни в галактике. Как и в любой игре с подобной развилкой, разрешено и сосредоточивать внимание на одной отрасли, и распыляться хоть на все сразу.
► Абстрактная философия приносит конкретные бонусы. И, конечно же, кругом надпись Coming Soon.
* * *
В Galactic Civilizations 3 очень легко разглядеть ту великую стратегию, потенциал которой заложен в альфа-версии. Фундамент игры уже сейчас почти в полной боевой готовности, но требует обкатки, проверки и скрупулезного тестирования. Впрочем, до релиза в следующем году еще достаточно времени, и мы верим, что разработчики успеют решить все проблемы ранней альфы.
Факторы успеха
Факторы риска
- новый и потенциально отличный представитель редкого и достойного жанра;
- скрупулезно детализированной картинке глаз радуется;
- отличный конструктор кораблей;
- любопытная и влияющая на процесс система идеологий.
- пока не видна половина возможностей игры;
- не известно, сколько проблем альфа-версии не успеют отладить к релизу.
Будем ждать?
Galactic Civilizations 3 выходит консервативной — иначе говоря, игрой старой закалки. Но мы и рады. Глобальная пошаговая космическая стратегия — не тот жанр, где требуются лихие инновации. Ведь не так уж часто появляются хорошие игры в этой нише.
Рейтинг ожидания: 80%