19 ноября 2014Спец
Обновлено 17.05.2023

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец»

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - изображение обложка
Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 1

Шестьдесят лет назад профессор Дж. Р. Р. Толкин выпустил в мир едва ли не эталон «волшебной сказки», как он сам называл книгу, — о дружбе и предательстве, о долгих путешествиях, интригах и грандиозных сражениях. С глубочайшей проработкой вселенной, что дает просто фантастический простор для создания всевозможных произведений по мотивам, особенно после того, как фильм Питера Джексона прорвал плотину, и «франшиза» отправилась покорять умы широких масс.

До поры до времени игровая индустрия отставала в этом отношении от, скажем, индустрии книжной, но в последнюю дюжину лет принялась наверстывать. И если книжники уж как только не изгалялись над каноном «ВК», то игроделы успешно показывают, что и они тут не лыком шиты. Не так давно как раз вышла весьма своеобразная Middle-earth: Shadow of Mordor, и мы решили вспомнить ее предшественниц.

The Hobbit (1982)

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 2

Целину поднял текстовый квест, вышедший чуть ли на всех популярных в то время платформах. Среди себе подобных игра выделялась не столько тем, что действие происходило в Средиземье, сколько текстовым движком Inglish. Команды тут можно было набирать в свободной форме — невиданное для того времени удобство!

А еще мы способны здесь взаимодействовать с миром игры напрямую. Все объекты обладают полноценными физическими параметрами, их можно перемещать, комбинировать, деформировать и ломать. Чем и предлагается вовсю пользоваться при решении хитрых головоломок.

Эти-то особенности геймплея и единственная на тот момент игровая возможность «пощупать» именитую вселенную принесли « Хоббиту » успех и народную любовь. Более миллиона проданных копий — даже по сегодняшним меркам результат внушительный. На западе игра вошла в массовую культуру, к ней делали отсылки, ее пародировали. А фраза « Thorin sits down and starts singing about gold » вообще стала крылатой.

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 3

► Поклонников вселенной игра способна увлечь даже сегодня. Если только вас не отпугнут чересчур уж простенькие изображения, которые еще и прорисовываются по несколько секунд.

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 4
Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 5

► У The Hobbit было три продолжения — Lords of the Rings: Game One , Shadows of Mordor: Game Two of Lord of the Rings и Cracks of Doom. Но успех оригинала они повторить не смогли. Может, сказались упрощения в игровом процессе, а может, просто не повезло.

ЭТО ЗАБАВНО: в том же году на Commodore 64 вышла Shadowfax , в которой Гэндальф (без подсказки вы бы не догадались) верхом на титульном Тенегриве уворачивается и чем-то отстреливается от бесконечных назгулов. Но такое вряд ли переварят даже самые ярые фанаты.

War in Middle-earth (1988)

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 6

Второй заметной игрой во вселенной Арды стала, на удивление, глобальная стратегия. Поначалу мы вместе с хоббитами, следуя сюжету книги, путешествовали по Средиземью, общались со знакомыми персонажами и участвовали в редких стычках с врагом.

Но со временем героев становилось все больше, а действие переносилось на глобальный уровень. Камеру можно было поднять высоко в облака, развернув перед глазами карту Средиземья (подробную и точную, между прочим). На ней мы могли управлять войсками людей и эльфов в битве с приспешниками Саурона, а также брать под свой непосредственный контроль главных героев.

От канонов первоисточника игра не отходила ни на шаг, но за такую скрупулезность расплачивалась отсутствием тактической свободы в сражениях (не дай бог что-то пойдет не по сценарию!) и весьма поверхностными ролевыми элементами.

Тем не менее War in Middle Earth вещь уникальная — ничего подобного ей нет до сих пор. Так что для поклонников вселенной знакомство с ней обязательно. Поиграть в эту игру можно, например, тут.

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 7

► Для ценителей вселенной авторы приготовили множество неочевидных мелочей. Так, к примеру, если Гэндальф Серый погибал во время сражения в Мории, позже он возрождался как Гэндальф Белый.

Японский ответ

В 1991 году силами Konami и Microsoft на свет появилась Riders of Rohan , которую быстро окрестили идейным наследником War in Middle Earth. Разработчики совсем отказались от ролевых элементов, зато стратегическая часть перекочевала почти без изменений, со всеми достоинствами и недостатками. А на поле боя по-прежнему могли присутствовать книжные герои, вроде Гэндальфа или Эовин, которые в бою применяли особые навыки. Правда, масштабы военных действий несколько уменьшились, на сей раз игрокам было доступно не все Средиземье, а лишь Рохан. Стратегия получилась неплохая, но очень уж простая.

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 8

► Сюжетно игра тоже «скукожилась» и охватывала только события второй части книги — «Две башни». Да и то не все.

The Lord of the Rings, Vol. I-II (1990—1992)

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 9

Полноценная ролевая игра по мотивам «Властелина колец» увидела свет пару лет спустя. И вышла она из рук Interplay , той самой студии, что через несколько лет подарит миру Fallout. Пошаговые бои, огромный, полностью открытый для исследования мир и сотни разнообразных заданий — многие отличительные черты Fallout впервые проявились как раз в игре о Средиземье.

Так почему же сегодня она почти забыта?

Дело в чересчур уж вольном обращении со вселенной. Хоббиты здесь свободно путешествуют по Ширу и Ривенделлу, общаются со множеством персонажей, подчас выдуманных разработчиками, щелкают по лбу назгулов и почему-то собирают кусочки Андурила.

Поклонники полет фантазии не оценили. Разумеется, были и те, кому возможность исследовать Средиземье, не будучи связанным оковами книжного сюжета, пришлась по вкусу. Но они остались в меньшинстве.

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 10
Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 11

► Разработчики все же выпустили в 1992 году вторую часть, но ее встретили еще более прохладно, и третья, заключительная, так и не увидела свет. ► В 1994 году вышла адаптация первой части для SNES. С оригиналом она имела мало общего и предлагала линейное прохождение истории, сражения в реальном времени и сильно урезанные ролевые элементы.

The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring и Two Towers (2002)

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 12

В двухтысячных грянула киноадаптация от Питера Джексона, и интерес к вселенной забурлил как никогда прежде. Но тут случился казус. Права на выпуск игр по мотивам кинокартины приобрела Electronic Arts , а права на игры по книжной лицензии отхватила себе Sierra. В результате в 2002 году мы получили два проекта — The Fellowship of the Ring от Sierra , не имевший ничего общего с фильмом, и Two Towers от EA , охватывавший, несмотря на название, события и первого, и второго фильмов.

В невыгодном положении оказывались покупатели. Поклонник киноадаптации, вылетев из кинотеатра, мог на радостях, не вглядываясь в описание, схватить коробку с The Fellowship of the Ring и круто разочароваться, увидев незнакомые (хоть и соответствующие книжному описанию) лица.

Сама игра при этом была очень даже ничего, разрешала примерить на себя роли Фродо, Арагорна и Гэндальфа и события первой части книги пересказывала гораздо подробнее, чем кинокартина. А игровой процесс, несмотря на аркадную простоту, радовал некоторым разнообразием — помимо рукопашных сражений и стрельбы из лука здесь были даже стелc-эпизоды.

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 13

► А еще здесь есть сцены с ясенем и Томом Бомбадилом, которых нет в фильме (как и в игре от EA, соответственно).

ЭТО ЗАБАВНО: на фоне сложившейся путаницы особенно занятно смотрится то, что в русской версии Гэндальфа сыграл Рогволд Суховерко, озвучивающий мага в официальном российском дубляже кинотрилогии.

Two Towers таким разнообразием похвалиться не могла. Зато в ней были фрагменты из фильмов вместо роликов между заданиями и полюбившаяся всем музыка Говарда Шора. С точки зрения же игрового процесса это был слэшер с зачатками ролевых элементов. До God of War и DmC, конечно, не дотягивает, но даже сейчас играется достаточно бодро.

В России игра прошла незамеченной из-за отмены PC- версии, а вот на западе версии для PS2 и Xbox не только хорошо продались, но и отзывы критиков получили лестные.

Лучшие игры по вселенной «Властелина колец» - фото 14

► Играли мы за Арагорна, Гимли, Леголаса и Исилдура. История Фродо, Сэма и остальных почему-то по большей части игнорировалась.

* * *

На этом история игр по вселенной Арды, разумеется, не заканчивается. Во второй части мы расскажем, как дальше развивалось молчаливое противостояние Electronic Arts и Sierra, и о том, как «Властелин колец» отправился покорять онлайн и новые жанры.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь