02 декабря 2014Спец
Обновлено 17.05.2023

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - изображение обложка
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 1

Не так уж много в мире компаний, которые позволяют себе делать большие, дорогие и эпичные ролевые игры. Точнее говоря, их три — Bethesda (серия The Elder Scrolls), CD Projekt RED (« Ведьмак») и BioWare, недавно выпустившие, возможно, лучшую ролевую игру года — Dragon Age: Inquisition. У каждой — свои особенности, каждая уникальна.

Серия Dragon Age для BioWare оказалась во многом экспериментальной — если сравнивать с той же Neverwinter Nights, многие тактические возможности и развитие персонажей здесь ограничены, чтобы было комфортно и тем, кто пришел за одной лишь увлекательной историей, а ставка сделана на проработанных персонажей и исследование игрового мира.

Но в то же время все три части Dragon Age кардинально отличаются друг от друга. BioWare будто исследуют собственные возможности и пытаются выбрать дальнейший путь. Так что самое время определить, в чем же основные особенности игр знаменитой канадской студии, которые во что бы то ни стало следует сохранить.

Запредельная эпичность

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 2

Масштабы действия в играх BioWare всегда растут по экспоненте. В первом Baldur’s Gate мы участвуем в пусть и локальном, но эпичном конфликте детей богов, а уже во второй части (ее делали не только BioWare, но все равно) под угрозой оказывается весь мир. В Neverwinter Nights все начинается со спасения города от чумы, а заканчивается борьбой с самым настоящим Древним Злом. В Knights of The Old Republic и Mass Effect мы начинаем сразу с судеб планет и заканчиваем судьбой вселенной.

Казалось бы, дальше уже некуда. Но нет, в Dragon Age: Inquisition канадцы вмешивают в конфликт Тень, потусторонний мир снов, откуда в реальность через разломы прорываются демоны. Впрочем, даже это еще не самое страшное. В конфликте участвует множество сторон, и у всех свои мотивы. Игроку предстоит управлять целой армией — инквизицией, — находить себе союзников, нещадно карать врагов и… обустраивать крепость, выбирая цвет занавесок.

Людям нравится ощущать себя действительно могучими героями; именно благодаря этому капитан Шепард обрел такую популярность. Но есть еще одна особенность: в играх BioWare своего шепарда вы «лепите» сами.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 3
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 4

► В этот раз игрок не просто борется со злом, он борется за влияние и место среди сильных мира сего.

Герой — это вы

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 5

Готовых главных героев у BioWare нет в принципе — мы всегда создаем персонажа с нуля. Придумываем (или выбираем из имеющихся вариантов, если это влияет на сюжет) ему прошлое, формируем ему настоящее (профессию, навыки и даже внешний вид) и всю игру решаем, как он будет вести себя в разных ситуациях.

Дарт Реван — мужчина или женщина? Закаленный солдат или, скажем, бывший контрабандист? Хорошо умеет драться на световых мечах? Прекрасно контролирует Силу? Решает конфликты переговорами или сразу лезет в драку? Очаровывает собеседников врожденным обаянием или запугивает угрожающим видом?

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 6

Так Хоук выглядит на обложках. Но как он выглядит в игре — решать нам.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 7
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 8

► В Knights of the Old Republic Реван носил маску, и всю игру под ней скрывалось наше лицо. ► Но уже к The Old Republic авторам все-таки пришлось придумать Ревану каноничный вид — и утвердить каноничную биографию.

В каждом диалоге, в каждом задании, в каждом бою мы добавляем к характеру своего персонажа новые штрихи. И едва ли найдутся на Земле два совершенно одинаковых капитана Шепарда, серых стража или наследника Баала.

Инквизитор в этом отношении еще больше зависит от игрока. В отличие от Dragon Age 2, в Inquisition вновь можно вылепить лицо героя самостоятельно, но, кроме того, при наборе команды и армии постоянно придется делать выбор. Кому довериться — магам или храмовникам? Брать ли в команду мага из враждебной империи Тевинтер? Ну и да, какого цвета занавески повесить на окна в своей крепости? Ролевые игры BioWare регулярно заставляют игрока принимать решения, и от этого тоже зависит то, какой герой в результате у вас получится.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 9
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 10

► Вылепить можно кого угодно, редактор позволяет многое. Было бы забавно, если бы внешность влияла на тональность диалогов и сексуальный интерес: «Господи, ты лысая! Ужас какой, я вижу на твоей голове свое отражение». Может быть, в следующей игре?

Моральный выбор

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 11

BioWare обожает ставить игроков перед всевозможными выборами и моральными дилеммами разной степени масштабности. Многие из них почти ни на что не влияют и нужны лишь чтобы игрок мог четче обрисовать характер своего персонажа: бросит герой попрошайке монетку или пошлет его подальше, попросит награду за доброе дело или ограничится простым «спасибо».

Но некоторые решения аукаются по сюжету в будущем. Взяли в далекое путешествие незнакомца, который очень уж просил, — а он возьми да и окажись засланным казачком. Пощадили мерзавца, который пытался вас убить, — может статься, он устыдится и отплатит добром за добро. Иногда ставки вырастают до совсем уж неприличных величин, и одна неудачная фраза может привести к войне, а один меткий выстрел — остановить массовое смертоубийство.

Кроме сюжетных последствий решения героя обычно оставляют пятна соответствующего цвета на его виртуальной совести — скажем, в Baldur’s Gate характер персонажа определяется по классической шкале DnD (между «добрым» и «злым» и между «порядочным» и «хаотическим»), а в KotOR злые или добрые поступки сдвигают баланс Силы в душе героя к темной или светлой стороне.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 12
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 13

► В этом знаменитом диалоге из Mass Effect мы можем выбрать лишь между «согласиться вежливо» и «согласиться грубо»… ► …но чем ближе к финалу, тем больше будет по-настоящему судьбоносных решений, которые изменят лик галактики.

В Dragon Age: Inquisition игрок вообще собственноручно добавляет или выбрасывает целые куски сюжета — решает, с кем будет воевать, с кем дружить. Сценарий меняется прямо по ходу пьесы, и режиссером выступаете вы сами.

А еще во всех играх BioWare поступки героя влияют на отношения с товарищами. Никогда добрая Аэри не станет помогать негодяю, никогда скептически настроенная Морриган не оценит альтруистичного поступка, никогда язвительный дроид-убийца не спустит герою мягкотелости.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 14
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 15

► Поскольку вы — глава инквизиции (и у вас даже есть трон), выбирать придется со всей ответственностью. Казнить преступника, или пусть гниет в тюрьме? Ваша милость, решение за вами.

Звездная команда

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 16

Поэтому BioWare нарочно делает команду как можно более разношерстной, как в комиксах про супергероев. Для персонажей они подбирают клишированные типажи — глуповатый силач, ловкий воришка, острая на язык девушка с тяжелой судьбой, — которые умудряются прорабатывать до последней запятой, а то и вовсе выворачивать наизнанку по ходу истории.

Там, где иной автор просто обозначит типаж «благородный воитель», BioWare продумают биографию от рождения и до знакомства с героем, обоснуют, почему воитель и откуда взялось благородство, обеспечат личной мотивацией и — не всегда, но часто — цепочкой личных заданий.

Такой подход дает любопытный результат — приглянувшийся вам милый человек после пары квестов запросто может оказаться злобным тираном, вернейший друг — предателем, обаятельный рубаха-парень — убийцей или еще кем похуже. Да и вообще всегда удивительно узнать, что могучих героев могут мучить самые что ни есть житейские проблемы, и у храброго мудрого паладина жена давно бегает к соседу, а дети забыли лицо отца — он же всю жизнь адских чудовищ повергает в прах и миры спасает, когда ему дома-то показываться?

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 17
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 18

► Экстравагантный гном Ян Янсен мог бы послужить прекрасной иллюстрацией к рассказам Михаила Жванецкого об Одессе. ► Робот-убийца HK-47 может простить своему хозяину все, кроме мягкотелости.

Впрочем, последнее время BioWare перестали совсем уж шокировать (все помнят сцену на пляже с Мисси и Заалбаром из Star Wars: Knight of The Old Republic?). Копаться в чужих шкафах в поисках скелетов все равно как-то боязно, но меж тем очень-очень интересно.

Команда Dragon Age: Inquisition получилась вполне в духе BioWare. Дориан Павус — щеголь, эстет и нахал. Подданный Тевинтерской империи, где правят маги (в остальном мире их боятся и презирают) и где рабство абсолютно законно. Обожает красоваться и ущемлять чьи-нибудь права, но при этом сам — гей, сексуальное меньшинство. Серый страж Блэкволл, обладатель аналитического склада ума и шикарной бороды, всячески желает выяснить, в какую яму провалился его орден, но на самом деле… ну да ладно, обойдемся без спойлеров. Остальные тоже не отстают. И, что самое любопытное, с героями из партии частенько можно завести роман.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 19
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 20

► Герои «Инквизиции» постоянно взаимодействуют между собой. И зачастую диалог получается действительно живым.

Множество любовных линий

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 21

Играм еще только предстоит дорасти до других видов искусства в плане любовных отношений. BioWare тут, пожалуй, преуспели больше всех. Еще Baldur’s Gate 2 могла выписывать перед нами целые любовные романы — и далеко не всегда со счастливым концом. Не каждый решался ответить на заигрывания Виконии и перехватить инициативу, наблюдая за паникой и растерянностью развязной темной эльфийки, — а те, кто решился, в финале частенько об этом жалели.

BioWare регулярно меняют форму подачи и содержание, усиливают влияние на сюжет. Любовь может спасти если не жизнь, то хотя бы душу леди Арибет. Любовь — к слову, запретная для джедаев — сможет вернуть к свету сломленную ситхами Бастилу Шан. Любовь, которую старательно душит в себе Морриган, решит судьбу серого стража в конце первой части Dragon Age.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 22
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 23

Джахейра и Морриган похожи больше, чем может показаться. Каждая из них по-своему нуждается в мужском плече, но обе одинаково стыдятся этого и отчаянно пытаются скрыть.

А еще BioWare все чаще экспериментируют с однополыми отношениями. Иногда такие эксперименты удаются: мало кому помешала скрытая бисексуальность Лелианы и явная — чертовски обаятельного, но напрочь аморального развратника Зеврана. Но и провалов не меньше. После навязчивости Андерса, с которым либо в зубы целуйся, либо враждуй на веки вечные, и вечно рыдающего по погибшему мужу Кортеса в трюме «Нормандии» за играми от BioWare закрепился статус чуть ли не рекламирующих гомосексуализм.

В Dragon Age: Inquisition наконец-то подобрались к нужной формуле. Хотя все равно получилось забавно — почти вся команда бисексуальна. Зато, по крайней мере, нельзя ни с кем переспать случайно, перепутав любовь с обычной симпатией. А о сексуальных предпочтениях персонажа вы узнаете лишь если сами начнете подбивать к нему клинья — свою личную жизнь здесь в лицо тыкать не принято.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 24
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 25

► Если вы выбрали мужского персонажа, даже не пытайтесь подкатить к Сэре. Зато остальная команда в вашем распоряжении.

Много-много разговоров

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 26

Такое внимание к персонажам приводит к интересному побочному эффекту — очень часто отряд подбирается не по принципу «кто нужнее в партии», а по принципу «с кем есть о чем поговорить». Диалогов в играх BioWare не просто много, а очень много — и иногда напарники могут в них вклиниваться, влияя на ход разговора или подкидывая новую информацию.

За разговорами обычно пролетает до половины игры, и многие проблемы можно решать только переговорами. В ранних играх BioWare нам обычно предлагали выбирать целые реплики из набора вариантов. В поздних — после Mass Effect — мы в основном задаем беседе эмоциональный тон (говорить вежливо, хамить, отшучиваться), переходя на конкретный выбор реплик только в отдельных ключевых сюжетных моментах. Варианты же выбора отображаются не списком, а в виде секторов на круге — и это «диалоговое колесо» стало одной из визитных карточек BioWare.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 27
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 28

► В Dragon Age 2 герои не менее болтливы, чем в KotOR — просто на этапе выбора мы не знаем, что именно скажет персонаж.

В некоторых играх ( Neverwinter Nights, KotOR , Dragon Age: начало ) главный герой может развивать себе разговорные навыки вроде убеждения, очковтирательства или запугивания — они помогают выпутаться из затруднительной ситуации без рукоприкладства.

А, скажем, в серии Mass Effect варианты реплик в диалогах могут зависеть от характера персонажа — в критической ситуации «добрый» Шепард сумеет подобрать убедительный аргумент, а «злой» разрешит конфликт, наорав на оппонента или врезав ему. В Inquisition дополнительные варианты диалогов открываются за особые очки инквизиции. В зависимости от выбранного пути (войска, тайны, связи, инквизиция) вы научитесь общаться на языке подпольного мира, с умным видом говорить о магии, политике и сильных мира сего или же блистать знанием истории Тедаса и Церкви. В формировании сложных дипломатических отношений пригодится все.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 29
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 30

► Как всегда, болтать с товарищами рекомендуется как можно чаще. Со временем каждый из них предложит интересный личный квест.

Управляемая пауза

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 31

Baldur’s Gate популяризовала словосочетание «управляемая пауза» так, как ни одна игра до нее. С тех пор все без исключения RPG от BioWare протекают в реальном времени, но в любой момент игру можно поставить на паузу, чтобы спокойно оценить обстановку и раздать персонажам указания. В итоге сражения протекают быстро и динамично — чего нельзя было бы добиться при помощи пошагового режима, — но требуют от игрока планирования, а не быстрой реакции.

Забавно, что BioWare умудрились засунуть управляемую паузу даже в Mass Effect — игру, казалось бы, самого не подходящего для этого жанра. Но и там она пришлась ко двору: во время паузы Шепард отдает прямые приказы напарникам — стань туда, используй тот навык — и не торопясь изучает собственные возможности — какое оружие у него под рукой, какие к нему есть патроны, что за умения можно применить прямо сейчас. Без паузы то же самое делается лишь панической долбежкой по всем горячим клавишам без разбору.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 32
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 33

► Разбираться в эффектах заклинаний в реальном времени — занятие малоприятное. То ли дело с паузой!

Жаль только, что в Dragon Age пропала очередность действий — теперь можно приказать персонажу либо, например, выпить зелье, либо использовать какой-то навык. Цепочку выстроить не получится. Зато каждый противник обладает набором свойств (скажем, уязвим к огню, неуязвим к оглушению, тяжелобронированный), и в тактической паузе можно спланировать массированную атаку на него — сначала ломаем броню, потом поджигаем, ну а затем валим с ног.

А еще управляемая пауза — прекрасный способ поймать отличный момент для скриншота или просто полюбоваться на взрывающийся спецэффектами бой, пока время стоит на месте.

Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 34
Dragon Age: Inquisition и другие — угадываем игры BioWare с семи нот - фото 35

► Местоположение особенно важно для лучников. У них есть способность, благодаря которой стрельба с возвышенности удается лучше.

* * *

Вот семь особенностей, делающих ролевки BioWare уникальными. Как можно заметить, от игры к игре что-то постоянно меняется — эксперименты ведутся и с нелинейностью, и с любовными отношениями, и с управляемой паузой. Канадцы постоянно что-то пробуют, но, думается нам, если про эти семь особенностей не забудут, то все у ролевых игр BioWare будет хорошо.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь