Ил-2 Штурмовик
Скрин для ценителей “лепоты”. Взят с сайта “1С”. Там таких много
Свершилось. Эпохальный трехлетний труд команды Maddox Games… нет, не завершился, но, по крайней мере, материализовался в виде красивых коробочек на лотках продавцов. Несомненно, игра будет развиваться еще долго, ведь реализовать удалось далеко не все, что планировалось. В разработке находились десятки самолетов, а пока доступны только следующие типы (каждый — в нескольких модификациях): советский штурмовик “Ил-2” (в том числе и двухместный, можно играть за стрелка); советские истребители “МиГ-3”, “ЛаГГ-3”, “Ла-5ФН”, линейка “Як-1” — “Як-9”; “ленд-лизовские” американские P-39 Aircobra; немецкие истребители Bf.109F и G и Fw.190A. Играть “не за летчика” пока можно только в роли стрелка “Ил-2.” С B-17 Flying Fortress , где можно играть за любого члена экипажа, не сравнить. Несомненно, список ролей и самолетов будет расти (и уже растет, об этом ниже). Но давайте забудем обо всех ожиданиях и предварительных материалах. Вот игра, и надо ее оценить как “реальность, данную нам в ощущениях”. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины? Запускается игра, и на экране — вступительные
А Microsoft еще хвастается своим “виртуальным кокпитом”! Такая детализация им и не снилась.
кадры. Старая кинохроника. Сегодня, 22 июня 1941 года, без объявления войны…
Сейчас немного опустим нос, и…
Полосы и пятна на истертой пленке. Хрипы моторов. Завывание бомб. Через несколько секунд понимаешь — это не кинохроника. Это трехмерные модели из игры. Но сердце уже там. Прыгнуло на 60 лет назад. В самое начало войны. Конечно, я воспринял эту игру весьма необъективно. Мое детство прошло в авиационных гарнизонах, а любимыми игрушками были летный планшет и навигационная линейка НЛ-3. И, запустив игру, я снова оказался там, в детстве, и в рассказах моего отца. Но другим симуляторам такой “необъективной реакции” добиться от меня не удавалось. Потертости и карандашные отметки на летной карте, тембр голоса в наушниках, марши 40-х годов — все это не отпускает вас, и выйти из игры очень сложно. И все прорисовано с очень высоким качеством. “Ил-2” — как раз тот случай, когда графика действительно улучшает геймплей и является его существенной частью. Это не просто красивая игра, а игра, в которой красота используется для
создания атмосферы. Скажу еще только о реализме управления. И даже не столько о реализме (“Штурмовик” исключительно достоверен), а об “эмоциональности управления”. Даже при игре с клавиатуры, без джойстика (не надо кидаться табуретками, тестирование подразумевает проверку всех видов интерфейса) чувствуешь, как самолет упруго сидит в воздухе. Такое со мной было в первый раз. Все-таки клавиатура подразумевает “аркадность” — влево-вправо, вверх-вниз. Но в “Ил-2” даже она дает почувствовать мощь ураганного ветра, поднимаемого винтом и бьющегося о борта фюзеляжа. Ну а про джойстик и не говорю — эта игра одна стоит того, чтобы тут же купить его. Курс молодого бойца Пару месяцев назад я с большим
одобрением писал об обучающем курсе в Microsoft Flight Simulator 2002. Скажу кратко: здесь он намного лучше. Основное отличие в том, что вы не просто смотрите фильм, а действительно летите с инструктором. Вначале он показывает вам приемы полета, вы видите, как двигаются органы управления в кабине, а затем можно попробовать повторить все это самому. Обучение проходит быстро, и, несмотря на историчность симулятора, уже через 10-20 минут начинаешь кайфовать от полета. Освоение игры облегчают и настройки. Настраиваются 18 параметров, от “неуязвимости” до “учета гироскопического момента винта”. Поэтому — редкий случай — получилась игра для всех категорий “авиаторов”: от любителей аркад до ярых хардкорщиков. Очень упрощают полеты “условности” (это игра все-таки). Основных “условностей” три — это карта с инерциальной навигационной системой, индикатор на лобовом стекле и вокруг него и возможность изменить масштаб времени. Расскажем о них немного подробнее, поскольку данными устройствами оборудованы только новейшие советские самолеты. Естественно, эта информация совершенно секретна, во втором отделе вы должны оставить расписку о неразглашении.
При нажатии клавиши M справа вверху появляется карта с проложенным на ней маршрутом. Ее можно двигать и масштабировать, что намного удобнее “радарного” экрана из стратегий. На карте показано расположение ваших самолетов и самолетов противника, а также курс на следующую контрольную точку! Этакий AWACS, ИНС и радиокомпас в одном флаконе. Каюсь, в бою (особенно на сближении) я чаще смотрел на карту, чем по сторонам.
Игру стоит покупать ради одной энциклопедии. Великолепные модели.
На индикаторе лобового стекла отображается информация, полученная от системы государственного опознавания самолетов (в обиходе “ответчики “свой-чужой””). При этом благодаря полковнику М. М. Исаеву нам удалось узнать коды противника, и на расстоянии 8-9 км появляется надпись “He.111” и даже бортовой номер. Нет слов, как помогает — даже в ближнем бою, когда надо молниеносно определить: свой или чужой в прицеле. Время при движении можно ускорять в два, четыре или восемь раз. Это удобно, особенно когда в пятый раз приходится переигрывать миссию. Но, кроме того, наши ученые изобрели адреналиновые инъекции (клавиша [ ), благодаря которым время можно и замедлять в восемь раз! При этом вы видите, как летящий мимо “мессер” плавно вплывает в прицел и буквально застывает в нем. Машина ведет себя исключительно плавно, меткость повышается на порядок. При помощи этого трюка я в первом же вылете сбил два “Хейнкеля” и два “Мессершмитта”. Энциклопедия не только показывает характеристики вашей машины и противников. Она интересна сама по себе. Я увлекаюсь историей авиации много лет, но только сейчас рассмотрел, как именно располагались крыльевые стрелки на “Гигантах” Мессершмитта. Кабины смоделированы очень достоверно, практически все выверялось по “Руководствам по летной эксплуатации” и другим подобным документам. Это касается не только приборной доски, но и боковых панелей (посмотрите на рисунок). Показания приборов также индивидуальны для каждого типа машин. В том же MSFS’2000 в обучающем курсе вас научат пользоваться шестью “основными приборами”, вокруг которых строится вся приборная доска. Здесь не так. Если на “ЛаГГ-3” и “Ла-5” не было авиагоризонта — то и в игре не будет. И вот тогда вы поймете, что проблемы с авионикой начались в России отнюдь не во времена перестройки. Особенно когда попадете на таком самолете в облако. Барельеф __
В тестировании **_
_** Лейтенант Монро К. Вильямс 351-й истребительной эскадрильи ВВС США, будущий тестер “Ил-2 Штурмовик”, садится в свой P-47D “Willie the Wolf”.
игры принимали участие ветераны Второй мировой войны, причем и наши, и немецкие, и американские, возрастом не менее 75 лет. Вот эти люди: Виктор Александрович Кумсков , ас “Ил-2” (летчик), 90-й гвардейский штурмовой авиационный полк. Совершил более 200 боевых вылетов; Джордж Адам , летчик-истребитель, летал на Bf.109, Bf.110, Fw.190, Me.262; Юрген Габриэль , летчик Ju-87; Вильхельм Розенбаум , стрелок Ar.196 (гидросамолет-разведчик); Чак Уолтерс , P-47 Thunderbolt; Монро К. Вильямс , летчик 8 воздушной армии ВВС США, P-47 и P-51 Mustang.
Двигатель “АМ-38Ф” конструкции инженера Микулина Двигатели Микулина, стоявшие на самолетах “Ил-2”, “МиГ-3”, “Пе-8”, были в то время самыми
мощными советскими моторами с водяным охлаждением и в то же время очень надежными. Единственно — они были заметно тяжелее моторов Климова, ведущих свое начало от лицензионных Hispano-Suiza. Движок игры сочетает надежность и мощь микулинских моторов с легкостью “М-105”. Качество моделей — великолепное. Единственное замечание: на стыке полигонов они “просвечивают” швы. Земля — та просто красива. Насколько невнятно она выглядит в Microsoft Flight Simulator, настолько же хороша она здесь. Еще повысить разрешение, “добавить” грачей (птичек, а не “Су-25”) — и картину “Весна” можно
Так выглядит “вид с земли”. Вдали работают наши “Ил-2”. “Голубой 5” - это тактический номер самолета и его цвет, разные цвета были у разных эскадрилий.
вешать в Третьяковской галерее. “Ил-2” идет на Celeron-400 c 64Мб оперативки и GeForce 2MX, причем именно идет, а не еле тащится. Несмотря на интенсивное использование видеокарты, игра абсолютно спокойно реагирует на переключение окон. При написании этой статьи у меня одновременно были запущены “Ил-2”, Word, HyperSnap, FAR, FrontPage и Internet Explorer, и при этом не возникло ни малейших проблем. Меня поразила реакция “Ил-2” на такое некорректное действие, как переход в другое окно в момент загрузки миссии. Обычно игры просто вылетают. А здесь появилось культурное окно с надписью “Ошибка. Загрузка была прервана пользователем”. Это говорит о том, что “Штурмовик” — не только красивая, но и хорошо спрограммированная игра, и что в ней правильно обработаны недопустимые ситуации. За что ее создателям честь и хвала. И одно замечание для любителей отдохнуть на работе: игра не прекращается, если вы переходите в другое окно! Самолеты (в том числе вражеские) продолжают лететь, и могут улететь даже очень далеко. Соотношение “эффективность-стоимость” Компания “1С” совершила своего рода переворот на рынке игр в России. Лицензионный диск в “джевеле” в Москве на Кузнецком мосту стоит 70 рублей. Это потрясает. Выпускается и коробочный вариант (рекомендованная цена
— 24 доллара). “Ил-2”, наверное, станет одной из немногих “игр в коробке”, которые я куплю. Подвигла меня на это книга “Наставление по боевым действиям штурмовой авиации” Валентина Логинова , онлайн-версию которой я увидел на российском сайте игры. Это бережная стилизация под времена Великой Отечественной войны, и обложка, и бумага — все, как в библиотеке моего отца, Кузьмина Виктора Федоровича, штурмана 260бап 243бад 17-й Воздушной армии. А в подарочном наборе — еще четыре книги, футболка и постер. Ил-2: модернизация и варианты Уже через две недели после поступления игры в продажу появились первые адд-оны. Например, Вадим “Starshoy” Колосов создал генератор кампаний. Он действует так: автор кампании рисует очень большую карту, не обращая внимания на ограничения по производительности. Хоть всю фронтовую полосу от Черного моря до Балтики. На карту наносится множество объектов. Затем выбирается
Учебный полет. Вверху - наставления инструктора.
цель данной миссии (это может сделать и сам генератор), а при игре в память загружается только часть объектов — а именно те, которые находятся в полосе шириной 30 км вдоль маршрута главной группы. Сам генератор можно скачать с сайта игры (прямая ссылка http://campaigns.il2center.com/IL2gen.zip , размер — всего 245Кб).
Очень большое подспорье - карта со встроенной “инерциальной навигационной системой”. Мы (белый самолетик) ведем группу “Ил-2”.
Обратите внимание на нетривиальность подхода и скорость разработки. Это говорит о том, что движок игры имеет много резервов и хорошую устойчивость в работе. Что касается новых самолетов, то на этот счет у Maddox Games планов громадье. Они собираются как создавать собственные модели, так и сертифицировать и включать в игру модели, сделанные игроками. В игру уже добавлен Fw.190A-5 и четыре миссии для него. Скачать их можно с русского сайта игры. Можно, конечно, злопыхательски сообщить, что A-5, в общем-то, ничем не отличается от A-4, кроме удлиненной на 15 см моторамы и выросшей в результате до 8,95 м длины фюзеляжа. Но мы поступим иначе и отметим, что этот адд-он вышел в самый напряженный момент — в первые недели после запуска игры, а кроме того, 15 см для Олега Медокса — это повод сделать новую модель. И это еще одно доказательство глубочайшей исторической достоверности этого учебника военной истории, выполненного в форме компьютерной игры. Ложка дегтя в бочке бензина Вряд ли найдется игровой журнал или сайт, который не опубликует хвалебную статью об “Ил-2”. А это означает, что у нас есть очень простой способ выделиться среди друзейконкурентов: написать о недостатках игры. Итак, начнем. Самый забавный глюк — это ваше собственное пустующее сиденье. В других самолетах сидят настоящие пилоты, которые даже крутят головой. Если активировать внешнюю камеру и взглянуть на кабину со стороны — то за бронестеклом проявится мужественный усатый профиль (или фас — кому что нравится). Но
вот собственные коленки увидеть — это
никак. Жалко, что такая “технология стелс” никак не сказывается на поведении врагов — пули попадают в остекление фонаря с удручающей частотой. Еще одна недоделка. Для включения мотора есть отдельная кнопка — I на клавиатуре (на “Ил-2” она называлась “кнопка вибратора”). Явный недосмотр разработчиков в том, что сектор газа и даже кнопка “форсаж” работают и при выключенном моторе. Очень забавно сидеть на земле с неподвижным винтом и видеть справа надписи “Тяга 100%” и “форсаж включен”. Описания в энциклопедии не всегда соответствуют игровым моделям техники. Например, для итальянского торпедного катера MAS501 указано вооружение — один 13,2мм пулемет, а на модели их стоит два. Наконец, итальянские MC.202 и румынские IAR.80 и IAR.81 в “Энциклопедии” описаны как немецкие. Пользователей часто раздражают надписи “Вы уверены?” в Windows, но без них, как оказалось, еще хуже. Здесь кнопка “Продолжить” в экране карьеры (кампании) означает не “продолжить миссию”, а завершить ее автоматически и записать в файл карьеры. Действие “удалить карьеру” тоже не требует подтверждения. Вспомним, однако, что мы обсуждаем самую первую версию игры. Известно, что в Maddox готовится патч, в котором, надеемся, будет исправлено даже то, что мы не заметили. Рейтинги Геймплей: 10 Графика: 10 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 10 Новизна: 7 Рейтинг “Мании”: 10 Дождались? Лучший авиасимулятор. Потрясающая историчность. Ошеломляющие играбельность и погружение в мир. В сумме — шедевр мирового значения. Оправданность ожиданий: 100% __