Neverhood возвращается. Первый взгляд на Armikrog
Мы говорим «ручная работа», когда хотим оценить продуманность и тщательность исполнения. Но порой, как в случае с легендарной игрой Neverhood и ее духовной последовательницей Armikrog, это выражение перестает быть метафоричным. Тонна пластилина, пара десятков картонных коробок, одна камера в режиме покадровой съемки, целый год кропотливой работы — и в результате на свет появляется игра по-настоящему штучной ручной выделки.
Спички в брюхе
► Космический корабль Томминавта выглядит… странновато.
В середине девяностых Neverhood стала белой вороной среди традиционных классических квестов подвида point-and-click. Пластилиновый герой Клэйман (он же Глинко в одном из русских переводов) просыпался в незнакомой комнате, не имея ни малейшего представления о том, как он там очутился. Чтобы понять, что произошло, предстояло собрать по всей Небывальщине двадцать видеокассет с запечатленной историей мира.
Увлекательная история и необычная пластилиновая графика были не единственными козырями игры. Она не утомляла занудным пиксельхантингом и перегруженным инвентарем. Подобранные предметы — например, спички — герой виртуозно прятал себе в живот и столь же беззаботно их оттуда доставал. Головоломки не требовали перебора несочетаемых предметов в инвентаре (его как такового и не было), нужно было полагаться на собственное внимание и логику.
Веселое яркое действо до сих пор живо в памяти многих квестоманов старой закалки. Если же вы к ним не относитесь или если вы игрок «новой школы», пересмотрите мультфильмы «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» — они очень близки по духу к уровням Neverhood.
► А вот и первый гость! Может, не стоит так беспечно себя вести?..
На волне успеха разработчики выпустили продолжение Skullmonkeys, только это уже был не квест, а «пластилиновый» платформер для первой PS. Однако консольная публика не оценила стараний DreamWorks Interactive. Через пару лет студию со всеми потрохами купила Electronic Arts , чьи боссы на дальнейшей судьбе Клэймана поставили крест.
Нужно больше пластилина
Создатели Neverhood руки, однако, не опустили. Все права на игру остались у ЕА, но кто заставляет цепляться за прошлое? Ведь можно назвать новую игру не Neverhood 2 , а, скажем… Armikrog! И героя пускай зовут иначе, и даже глаза у него будут другого цвета!
Главное, что вся старая команда опять в сборе. Аниматор Дуглас Тен-Нэйпел (помимо Клэймана он придумал Червяка Джима из Earth Worm Jim ), Майк Диц и Эд Скофилд, основавшие Pencil Test Studios , снова работают вместе. И даже композитор Терри Скотт Тейлор пишет новые мелодии для Armikrog , в то время как его прежние работы звучат в ее рекламных роликах.
Для полноты картины не хватало всего-навсего миллиона долларов. В этом традиционно помог Kickstarter, и независимая студия смогла закупить тонны пластилина для сотворения нового мира и новых персонажей, столь похожих на некоторых старых.
► …ведь то, к чему привязан этот хвостик, может оказаться далеко не безобидным!
Вся работа проделывается исключительно вручную. Вначале дизайнеры уровней лепят из разноцветного пластилина место действия в нескольких экземплярах. Одновременно художники сооружают металлические каркасы для фигурок персонажей. После скелеты обрастают плотью: на основе пластилинового макета изготавливают формочку, а затем из латекса отливают «живого» героя. Остаются мелочи: раскрасить и добавить мелких деталей — накладные губы, глаза и волосы.
Мастера используют самые разные природные материалы: клочки меха, горсти сухой травы, палочки, веревочки, деревяшки. По мнению аниматора Тен-Нэйпела, разнообразие текстур не рушит художественный замысел, а лишь делает картинку визуально интереснее.
Потом начинается самая кропотливая часть работы: мельчайшее движение героя выстраивается вручную и записывается на камеру. Кадр за кадром, секунда за секундой, шажок за шажком… Конечно, разработчики активно используют и современные технологии. Полировка постобработкой и финальное сведение отснятого материала происходит на компьютере, но во главе угла все равно ручная работа. Человеку свойственны неточности, мелкие огрехи и несовершенство. И все это передается персонажам, делая их трогательными, смешными и очень живыми. А игру — авторской. На некоторых кадрах даже можно различить оставленные разработчиками отпечатки пальцев. Почти уникальная подпись.
Что такое Армикрог?
► Колья, конечно, пластилиновые, но все же могут проколоть нашего героя буквально насквозь.
Итак, знакомьтесь: нового пластилинового героя зовут Томминавт, и, чтобы мы об этом не забыли, огромная литера «Т» украшает его майку. Она же выгравирована на корпусе квадратного космического корабля. Межпланетный путешественник не одинок, с ним по вселенной скитается болтливый слепой пес Клюв-Клюв.
В разговорчивости героев заключается важное отличие от оригинала. Если раньше персонажи умели произносить лишь свое имя, то теперь трещат без умолку. На озвучении задействованы Роб Полсен, он же Донателло, и Джон Хидер, он же Наполеон Бонафрог из телесериала «Черепашки-ниндзя». Помогает им Майкл Дж. Нельсон, известный по «Таинственному театру 3000 года».
Новая история традиционно начинается с ЧП. Во время штатного путешествия на корабль Томминавта внезапно нападает космическое чудище, принявшее его за лакомство. Подбитый звездолет терпит крушение на неизвестной планете, а герои оказываются запертыми в одной из комнат крепости Армикрог. Завязка точь-в-точь как в Neverhood! Однако дальше все развивается уже совсем иначе. Хотя пасхалки, шутки и отсылки к оригиналу разработчики все-таки обещают.
► Так выглядит студия записи. Деревянный каркас, картонные ящики и много-много разноцветного пластилина.
Искать спасение придется классическим способом: point-and-click. Неспешно исследуем залы крепости, выискивая полезности, давим на кнопочки, двигаем предметы, собираем всякие вещицы — Томминавт, как и Клэйман, ловко прячет найденное барахло себе в брюхо.
Как и прежде, никто не будет мучить перегруженным интерфейсом и унылым перебором предметов. Здесь нас ждут основанные на здравой логике задачки и общение с необычными созданиями, населяющими этот заброшенный уголок вселенной. А еще авторы обещают обойтись без длиннющих пустых коридоров, по которым приходилось часами бродить в Neverhood.
И главное новшество — слепой пес станет вторым играбельным персонажем. На взаимодействии героев построены многие головоломки. Простейшие примеры: четвероногий друг сможет протиснуться между прутьев решетки запертых ворот и дернуть за факел-рычаг, открывая их, или переплыть ров вокруг крепости.
► Одна из самых сложных головоломок. Для ее решения потребуется долго собирать предметы и подсказки, а затем просчитывать порядок действий.
Но этим фантазия разработчиков не ограничилась. Томминавт использует пса еще и как подзорную трубу. Ослепнув, собака обрела «астральное зрение» и теперь видит подсказки поверх окружающих предметов. Маленькое неудобство — Томми вынужден всматриваться вдаль буквально сквозь животное. В качестве окуляра — его, простите, попа.
В версии для Wii U обещают даже особое управление: нужно будет прицельно наводить планшет консоли на экран телевизора, высматривая астральные подсказки.
* * *
«Мы занимаемся искусством, в которое можно играть», — сказал когда-то Дуглас Тен-Нэйпел и не слукавил. Сегодня выходит масса конвейерных игр, созданных по указке маркетологов. Здесь же мы имеем чистое творчество нескольких увлеченных людей. Когда суперсовременные графические технологии с успехом заменяет простой пластилин, а голливудскую постановку — камерная история одного пришельца, начинаешь догадываться, что именно таких игр не хватает в эпоху современных консолей.
Факторы успеха
Факторы риска
- команде, которая сотворила Neverhood и много лет мечтала сделать его продолжение, можно верить;
- новый мир и новые загадки — это всегда интересно;
- игр ручной выделки никогда не бывает много;
- готовьтесь напевать песенки из Armikrog , как некогда из Neverhood!
- очень легко увлечься формой и потерять историю;
- дата релиза все еще не определена;
- команда разработчиков все растет, хватит ли им скромного миллиона?
Будем ждать?
Разве не стоит подождать еще немного, чтобы с головой окунуться в ироничный и волшебный мир Neverhood? Ну и что, что он теперь называется по-другому, мы-то знаем — изменился он только к лучшему.