«Читергейт»: Valve объявляет войну читерам
Читы — это палка о двух концах. Одно дело накрутить себе денег в одиночной кампании (это затрагивает только вас и целиком на вашей совести), и совсем другое — мухлевать в соревновательных матчах, где на кону порой стоят сотни тысяч долларов.
В прошлом месяце профессиональную сцену Counter-Strike: Global Offensive взбудоражил громкий скандал. Система отлова мошенников Valve Anti-Cheat (VAC) вдруг забанила трех известных игроков — двух французов из Titan и Epsilon и немца из ALTERNATE. Провинившиеся, как говорят, играли с читами в крупных онлайновых лигах.
Французы Ховик Товмасян (KQLY) и Гордон Жири (Sf) поначалу отрицали свою вину, а вот немец Симон Бек (smn) признался почти сразу и сказал, что, по его подсчетам, примерно 30% игроков сильнейших команд мира регулярно играют с современными читами. Но насколько это возможно?
Суть проблемы
Мошеннические инструменты всегда были и будут неотъемлемой частью современной игровой индустрии. Никому еще не удавалось полностью обрубить возможность применять читы, хотя попыток таких было неисчислимое множество. Сегодня процветает несколько успешных «кодерских» сайтов, много лет распространяющих и продающих самые разные читы: от бесплатных и почти безобидных до дорогих и высокотехнологичных в плане скрытности и оказываемого на игру эффекта.
► Примитивные читы для Counter-Strike: Global Offensive. ► Ховик Товмасян (KQLY) когда-то был одним из сильнейших игроков в Global Offensive, а сегодня считается обыкновенным читером.
Сам факт ловли очередной порции читеров не вызвал у сообщества особого удивления — их ловили еще во времена расцвета Counter-Strike 1.6 , когда считалось, что анти-чит VAC почти бесполезен, потому как несколько лет толком не обновлялся.
Вся соль в другом — в самих читах, ставших с тех пор значительно совершеннее. Раньше на турнирах по Counter-Strike 1.6 разыгрывались куда более скромные деньги, потому и внимание создателей запрещенных программ к дисциплине было значительно меньшим. Теперь же денег на профессиональной сцене в несколько раз больше — есть четыре турнира «Большого шлема» с 250 тысячами долларов призового фонда на каждом и десятка два-три соревнований поменьше, от StarLadder StarSeries и до заокеанского ESEA. А еще можно здорово заработать на командных стикерах.
Таким образом, сегодня, имея голову на плечах и хороший чит, можно выбиться в мировой топ за какие-то полгода, а значит, выиграть несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов. Чем же вы при этом рискуете? Ну, разве что репутацией и игровой карьерой, которая немедленно завершится после того, как вас поймают на горячем.
► Командные стикеры с турнира ESL One Katowice. Датчане Copenhagen Wolves заработали на их продаже около пятидесяти тысяч долларов.
Чем новые читы отличаются от старых? Неделю назад на немецком сайте 99damage.de появилось интервью с одним из кодеров, решившим остаться анонимным. По его словам, в Европе есть пять-семь людей, способных создавать качественные высокотехнологичные читы для Counter-Strike (для других игр, полагаем, тоже). Стоимость разная — от 500 до 800 евро в зависимости от продавца, чаще всего практикуются продажи годовой поддержки с предварительным ознакомлением через бета-версию с урезанным функционалом. Чем круче читы, тем тщательнее их создатель подбирает себе будущих клиентов.
После публикации этого интервью на Reddit внезапно объявился легендарный немецкий создатель читов ko1n , который подтвердил все сказанное, хоть и засомневался в личности интервьюируемого. Оказывается, современные читы обладают очень широкими возможностями для настройки (вплоть до того, сколько процентов выстрелов в какую часть тела попадет), а еще могут запускаться с помощью смартфонов (через приложения на Android) и даже вшиваться в игровые устройства с «хардовой» памятью (мышки, клавиатуры).
► Скриншот письма, в котором создатель чита объясняет своим клиентам, как правильно им пользоваться. Размещен на сайте vaccen.in.
Вдобавок выяснилось, что вышеупомянутые пять-семь лучших создателей читов Европы почти не знакомы друг с другом, и если поддерживают связь, то очень редко, ведь между ними сильная конкуренция (пытаются «утопить» друг друга при возможности). У каждого читы написаны разным кодом, и VAC их почти не способен обнаружить. Что же касается пойманной тройки игроков, все они пользовались читом от кодера supex0 , который, по словам ko1n, трудно назвать самым передовым на данный момент.
Чит от supex0 был сделан в Steam Workshop и загружался в игру через Steam Cloud. Например, был вшит в некую карту через .dll файлы, которые VAC не распознавал как чужеродные. По своему принципу это был универсальный aimlock с возможностью просвечивать стены. Визуально чит был почти незаметен — все, что он делал, — немного доводил ваш прицел, устанавливая его ровно на пиксель головы соперника, что, конечно же, давало огромное преимущество в поединках сильнейших команд планеты.
► Современный чит вполне может быть грамотно спрятан в такой «aim-карте».
Читеры летят на юг
После того как забанили двух французов, чьи команды должны были вот-вот принять участие в Dreamhack Winter 2014 и позже были дисквалифицированы, и менее титулованного немца, игровое сообщество устроило настоящую «охоту на ведьм»: все бросились просматривать демозаписи других игроков, пытаясь найти новых читеров. В первую очередь взялись за совсем молодых игроков с хорошей стрельбой, выбившихся в элиту за последние год-два. Именно таких игроков много в команде Fnatic, считающейся одной из лучших в мире.
Из пяти стрелков «черно-оранжевой» дружины лишь Маркус Вальштен ( pronax ) был известным игроком в Counter-Strike 1.6 , остальная четверка либо пришла из Counter-Strike: Source, либо была известна в узких кругах шведского игрового сообщества. В принципе, подозрения пали на всех четырех, но больше всего досталось Робину Ронквисту , более известному как flusha. То, что его моменты очень подозрительны, признали все известные эксперты профессиональной CS:GO-сцены.
Создатель читов ko1n тоже упоминал flusha и другого игрока Fnatic — olofmeister, — намекая, что они играют с читами, но с другими, не от supex0, и VAC пока не может их обнаружить. Этот поток скандальных «вбросов» так напугал организаторов Dreamhack Winter 2014 , что те принудили всех игроков в CS:GO сдать перед играми свои смартфоны и вдобавок отключили интернет на компьютерах в турнирной зоне, чтобы никто не смог скачать ничего запрещенного. Подобные процедуры часто практикуются в StarCraft 2, где некогда были очень распространены так называемые maphacks, открывающие карту.
► Видео с подозрительными моментами в исполнении Fnatic.flusha
Но почему же Valve вдруг начала обновлять свой анти-чит и ловить читеров после десяти лет фактического бездействия на этом поприще? Полагаем, дело в самом развитии киберспорта в целом и Counter-Strike: Global Offensive в частности. Сделав весьма спорную на момент релиза игру, Valve долго анализировали ее потенциал, прежде чем взяться за новую «контру» по-настоящему. Два года назад GO могла похвастаться онлайном в 20—30 тысяч игроков, а сегодня их количество порой переваливает за 300—350 тысяч.
Огромный интерес у публики вызывают и 250-тысячные чемпионаты, проходящие четыре раза в год при поддержке Valve. Так, гранд-финал Dreamhack Winter 2014 в прямом эфире смотрели 430 тысяч человек на разных стримах — значительно больше, чем было зрителей у идущей параллельным курсом лиги DreamLeague по Dota 2. Кажется, Valve начинает осознавать, что жанр FPS в компьютерном спорте не только жив, но еще и показывает неплохую динамику роста. Кто знает, быть может, в 2015—2016 годах по Counter-Strike:Global Offensive уже пройдет свой The International.
* * *
Словом, киберспорт с каждым днем становится все больше похожим на традиционный спорт. Появление высокоразвитых мошенников — типичный побочный эффект взросления. Как в большом спорте игроков проверяют на допинг, так и электронным соревнованиям недалеко до обследований на предмет читов. Цикл повторяется почти с хирургической точностью… только киберспорт достиг этого гораздо быстрее.