Bedlam. Путешествие в девяностые — без пощады и скидок на возраст
Ностальгия — неоднозначное чувство, на котором очень любят спекулировать. Но время от времени разработчики, обратившись к прошлому, создают нечто действительно уникальное. Взять, например, прошлогоднюю Evoland: в крохотной двухчасовой кампании удалось передать весь путь развития ролевого жанра и попутно незлобиво высмеять его многочисленные штампы.
Bedlam примерно о том же, только рассматривает историю видеоигр в целом.
Ложки нет
► У Хизер Куин очень соблазнительный голос и прелестный акцент. Жаль, что внешне она — вылитый строгг из Quake 2.
Bedlam основана на одноименном романе шотландского писателя Кристофера Брукмайра. У нас Брукмайр не слишком известен, но в Европе весьма популярен. Кроме того, он игрок и идею проекта по мотивам «Бедлама» воспринял с большим энтузиазмом, даже сам влился в команду разработчиков.
« Bedlam — это дань видеоиграм во всех их формах и проявлениях. Признание важной роли игр в нашей жизни, — говорит Брукмайр. — Я с большим нетерпением жду встречи с персонажами из нашей игры, очень хочу прогуляться по мирам, которые мы создаем».
Сюжет романа, вышедшего в прошлом году, крутится вокруг Росса Бейкера — талантливого инженера, работающего на крупную корпорацию. Устав от статуса «офисного планктона», он вызвался быть подопытным для сомнительного эксперимента, связанного с новейшей технологией сканирования мозга. Результат оказался неожиданным — Росс очутился в мире шутера Starfire, заигранного до дыр еще в десятилетнем возрасте (не пытайтесь найти игру на просторах интернета, она придумана писателем).
► Арсенал под стать самой игре: бластер, дробовик, ракетница — чистая классика. Даже рокет-джампы делать можно!
Однако в Bedlam история чуть видоизменена. В главной роли здесь — Хизер Куин, коллега Росса, но ей уготовано схожее испытание. Притом девушке особенно не повезло: мало того, что она попала в видеоигру, так еще и превратилась в изуродованного имплантатами киборга.
Вскоре Хизер знакомится с другими застрявшими в виртуальном мире — оказывается, таких уже много. С помощью радиопереговоров «коллеги по несчастью» будут направлять девушку и влиять на ее судьбу. Впрочем, она и сама не робкого десятка, слезы лить, чуть что, не привыкла. Вместо этого она хватает бластер и начинает пробивать себе путь к свободе — то есть в реальный мир.
Тут-то ностальгия и накрывает с головой. На ранних этапах Bedlam выглядит, звучит и играется один в один как Unreal , Quake 2 и другие фантастические шутеры девяностых. Те же безумные скорости, то же приятное чувство полного контроля персонажа. Сразу понимаешь, что навыки стрейфа буквально въелись в подкорку, и нужно лишь подобрать верный «ключик», чтобы их активировать.
► Прежде чем попасть на следующий уровень, предстоит попрыгать среди таких вот психоделических пейзажей.
Стилизация вышла настолько подробной, насколько это возможно. Пиксели в пол-экрана, скудный набор звуков, полное отсутствие физики (только коробки да враги весело разлетаются в стороны) и окружение в духе «два ящика и стол» — а что еще нужно, черт подери? Вдобавок Хизер регулярно острит на тему FPS конца прошлого века. Игрок, заставший те времена, определенно сначала улыбнется, а затем умилится. Жаль только, что новое поколение, скорее всего, останется равнодушным.
Скупая слеза ностальгии
Но пелена ностальгических чувств потихоньку развеивается, и вот тогда геймплей двадцатилетней давности начинает ощущаться болезненней. Разработчики заботливо воссоздают классические геймдизайнерские болячки того времени. Например, раньше было не принято разжевывать игроку, как, куда и зачем ему нужно идти. Поэтому приготовьтесь — здесь с вами никто не станет нянчиться, разбираться во всем придется самостоятельно.
► Старое оружие на новом уровне игра отбирать не будет. Поэтому поначалу во фрицев можно задорно пострелять из бластера.
Зато на разнообразие грех жаловаться. Уже через двадцать минут после начала и после сражения с первым невероятно сложным боссом (хардкорность — еще одна дань «старой школе») девушка находит портал — «глюк системы». За ним обнаруживается типичный восточноевропейский городок времен второй мировой. Разгневанные фрицы, маузеры и танки прилагаются. Предмет для шуток главной героини резко меняется. Бывалые игроки распознают колкости в адрес первых Medal of Honor и Call of Duty.
Перестреляв пиксельных немцев и снова шагнув в портал, девушка оказывается на арене типичного онлайнового шутера в духе Quake 3. Здесь ей предстоит сразиться против монстров под аккомпанемент гневных воплей школьников в общем чате…
Еще через пару порталов Хизер перенесется в сырые подземелья, а потом в средневековый городок с ворохом отсылок к The Elder Scrolls. Затем будут поля сражений стратегии в реальном времени, Space Invaders и лабиринт из Pac-Man! И это только самое начало.
«Денди» наносит ответный удар
► Этот абстрактно-кубический босс обладает уникальной способностью — он может в одиночку испортить впечатление от всей игры. Придется перетерпеть.
Сменой декораций создатели не ограничиваются, на каждом уровне меняется и игровой процесс. Так, в Восточной Европе времен второй мировой вместо лихих и дерзких бластерных перестрелок нас ждут аккуратные вылазки из окопов и метания гранат в окна — снайперы, знаете ли, не дремлют.
В кромешной тьме подземелий воевать предстоит уже с живыми мертвецами, ориентируясь по хрипам, стонам и звуку волочащихся конечностей зомби. Ну а на улочках фэнтезийного города мы отбиваемся мечом от скелетов и отчаянно швыряем в них огненные шары.
Но такие изменения в механике значительными не назовешь. Совсем другое дело — RTS-уровень. Крошечные танчики обстреливают девушку из всех своих орудий, заставляя действовать как можно быстрее. Убраться с уровня, пока таймер не отсчитал последние секунды, поможет проверенный временем и испытанный тысячами игроков старый добрый рокет-джамп. Универсальный ускоритель! Однако ракеты в дефиците, а вражеские боевые машины все быстрее окружают великаншу — убивают тут на счет раз.
► Градус абсурда порой достигает запредельных значений — однажды придется отбиваться от толпы мультяшных зверушек.
Но совершенно особый случай — эра восьмибитных игр! На уровне имени легендарной Space Invaders придется сесть за штурвал космического кораблика и побороть свору невежественных пришельцев. С пулеметом наперевес мы носимся по локации и поливаем огнем спускающихся откуда-то сверху недружелюбных инопланетян. С такого ракурса классическую игру мы еще не видели.
В лабиринтах Pac-Man придется, наоборот, сложить оружие — и широко раскрыть рот, чтобы слопать все шарики, избегая при этом встречи с привидениями, — все как в классической игре. С той лишь разницей, что бегать нужно с видом от первого лица. Понятно, что ориентироваться в лабиринте с такой перспективой почти невозможно. Спасением станет проекция на потолке, отображающая передвижения Хизер и всех ее противников. И вот нам еще одно нестандартное переосмысление игры детства.
* * *
Даже будучи в «раннем доступе Steam» (сейчас игра представлена короткой демоверсией), Bedlam вызывает исключительно приятные эмоции. Умелое заигрывание с ностальгическими чувствами дополняется прекрасной стилизацией уровней и оригинальными геймплейными находками. Кроме того, безумное действо подчеркивает необыкновенная история, за которую в ответе автор книги-первоисточника. Мы однозначно хотим это увидеть!
Факторы успеха
Факторы риска
- масштабный и проработанный привет от всей «старой школы»;
- разнообразие геймплейных моментов;
- необычная история.
- немаленькая часть аудитории (особенно молодой) может не оценить;
- и, возможно, геймплею девяностых лучше оставаться в девяностых.
Будем ждать?
Для любого, кто провел девяностые в обнимку с компьютером, Bedlam — настоящий подарок. Разработчикам осталось придумать, чем заманить в свою игру тех, кто не знаком с Quake и Unreal и младше Space Invaders лет на десять.