Ballistic: настоящее и будущее браузерных шутеров
Браузерные шутеры — тема, в широких массах обсуждающаяся достаточно редко. Тут как с отдельными корейскими MMO: «Друг одного знакомого как-то играл, а я и не пробовал, да и зачем». Однако со временем все меняется, и браузерные шутеры становятся все более технологичными. Об одном таком проекте, Ballistic, который в браузере выглядит местами лучше, чем многие клиентские игры, мы сегодня и поговорим. А чтобы было интереснее, мы связались с представителями Rumble Entertainment — Марком Спеннером и Джимом Тсо , и они любезно ответили на несколько наших вопросов.
Настоящее
Скажи кто-нибудь несколько лет назад, что браузерный мультиплеерный шутер по качеству и проработке сможет составить конкуренцию большому проекту ( Call of Duty , Battlefield , даже Counter-Strike ), многие из нас, наверное, посмеялись бы.
И были бы неправы. На дворе 2014 год: Battlefield 4 наконец избавилась от большинства багов, сервера новой части Call of Duty набиты битком, а браузерные шутеры готовы наконец выйти из подполья и занять положенное место в индустрии. Все дело в гибких движках, заполняющих рынок, — по большей части спасибо Unity.
► Это хранилище контейнеров, с совершенно безумным количеством точек обстрела, — самая «мясная» карта Ballistic , особенно в режиме тотального deathmatch.
Игромания
На рынке сейчас катастрофически мало качественных браузерных шутеров. Почему так сложилось и что должно измениться в будущем, чтобы качество исполнения таких игр росло?
Марк Спеннер
Высокобюджетные браузерные игры — явление пока что новое, Rumble здесь в числе первопроходцев. Больше качественных браузерных шутеров появится, когда больше разработчиков по-настоящему освоит возможности работающих с браузерами движков — таких, как Unity.
► Диверсант — любимый персонаж большинства игроков. Оно и не удивительно. Мало того, что он способен становиться невидимым, так еще и катаной размахивает словно заправский ниндзя.
Конечно, и до Ballistic пытались создать достойный проект в этом жанре. Некоторые попытки были весьма удачные, хороший пример — Contract Wars от петербургской студии AbsolutSoft. И все же большинство браузерок либо представляли собой ремейки классики, вроде Counter-Strike и Quake , либо были откровенно скучны и неказисты. Ballistic в этом плане — настоящий скачок вперед.
Никаких неуместных экспериментов с механикой ждать не стоит. Режимов четыре: «командная битва», «каждый за себя», «захват точек» и «царь горы». Матчи предельно короткие и яростные, наскучить не успевают. Разработчики заявляют, что игра делалась с расчетом на максимальную скорость и насыщенность геймплея. В целом, все так и есть: загрузки, поиск сервера и возрождения происходят просто молниеносно, и от методичного истребления противника здесь (в отличие от многих крупных проектов) больше ничто не отвлекает.
Игромания
Что разрабатывать сложнее, на ваш взгляд, — клиентский шутер или браузерный? И почему?
Джим Тсо
Браузерный, безусловно, сложнее. Вы вынуждены работать в рамках собственно браузера, и это накладывает куда больше ограничений. Клиентская игра может устанавливать гигабайты данных на компьютер игрока, браузерной позволено сохранять лишь малую толику на протяжении сеанса игры. Иными словами, с передачей данных приходится хорошенько помучиться.
► Игровые локации не ограничиваются заводами и складами. Встречаются и более интересные.
Игроку на выбор дается семь классов: солдат, штурмовик, гренадер, стрелок, диверсант, пулеметчик и снайпер. Изначально, правда, открыт только солдат, остальных придется разблокировать, заработав на это достаточно денег. У каждого класса имеется развесистое дерево навыков, а также определенный набор оружия. Пушки можно ненадолго арендовать или купить насовсем, что гораздо дороже.
Время от времени, с набором опыта, открываются контейнеры со случайным содержимым, похожие на баттлпаки из Battlefield. Таких контейнеров три типа: продвинутый, элитный и легендарный (бывают еще особые, связанные с игровыми событиями). И если в первом чаще попадается всякая мелочевка, вроде ускорителей набора опыта, то в последних двух могут попасться действительно редкие стволы (ограничений по уровню на них нет, так что лучшая пушка в игре может использоваться на самых начальных уровнях).
Игромания
Ballistic сделана на Unity, но в последние годы под браузеры адаптируют и другие популярные движки — вплоть до Unreal и CryEngine. Как думаете, насколько это вообще оправданно? Браузерные игры должны быть легкими, нетребовательными к ресурсам и быстро загружаться — разве подобный прогресс не мешает всему этому?
Джим Тсо
Все сводится к компромиссу между доступностью, производительностью и качеством. Каждому свое, но мы считаем, что в плане графики и геймплея Ballistic вполне способна конкурировать с другими играми на рынке, независимо от движка.
► Каждому персонажу можно настроить несколько различных комплектов оружия.
Будущее
Самый большой комплимент, который можно адресовать Ballistic , — прекрасная для браузерной игры графика и анимация. Брэтт Бейтс из Rumble Entertainment в одном из интервью рассказал про первый показ Ballistic на GDC’13 (тогда еще никто не знал, что игра делается для браузера). Игроки сыграли пару матчей, после чего один из разработчиков между делом обронил нечто вроде: «Ах да, ребята, игра на ваших компьютерах запущена через Facebook».
Игромания
Нынешняя аудитория (условно назовем ее хардкорной) очень чувствительна к агрессивному донату. Как соблюсти баланс, чтобы и игрокам было комфортно, и оператор получал прибыль и мог развивать игру дальше? И, если можно, расскажите, как будут обстоять дела с микроплатежами в вашей игре.
Джим Тсо
Изобрести способ увеличить доходы, сохраняя справедливую игру, — задача не из легких. В Ballistic мы используем систему «играй на выигрыш»: чем больше вы играете, тем выше шансы получить новое оружие и снаряжение.
► Успешный захват и удержание точек возможны исключительно при командной работе. Одиночки в этом режиме долго не живут.
Есть, впрочем, и вещи, которые понравятся не всем: чересчур агрессивная монетизация, например. За реальные деньги в Ballistic можно купить почти всё. Только начали играть, но хотите быть максимального уровня? Хотите купить любое оружие в постоянное пользование или добавить брони? Нет ничего проще — заплатите. Никто, правда, не запрещает играть бесплатно и стоически копить на все необходимое. Однако на это придется убить немало времени: даже при хорошей игре за матч дают совсем немного денег. Чтобы позволить себе арендовать бронежилет на сутки, придется потратить на игру долгие часы.
А вот во «Вконтакте», где сейчас тестируется Ballistic , за «реал» купить покамест ничего не удастся — все покупки только за внутриигровую валюту. Впрочем, люди регулярно пишут в обсуждениях, что хотели бы активно донатить, так что проблем с игроками явно не будет, а новичок с тем, кто вложил в игру много денег, столкнуться в бою не сможет — «ветераны» играют отдельно.
Игромания
Как вы считаете, за каким игровым форматом будущее? В каком направлении должен развиваться геймдев? К чему следует готовиться игрокам?
Марк Спеннер
Я считаю, что много нового и интересного делается сейчас в мобильной сфере. Мобильные устройства у игрока всегда с собой, а по мощности они уже почти сравнялись с консолями. Шутеры как раз созрели для такого мобильного прорыва — интересно будет посмотреть, кто в конце концов преуспеет. Может, даже Ballistic.
► Высокоуровневые навыки дают впечатляющие бонусы к характеристикам, но стоят большого количества очков опыта.
Вторая претензия к Ballistic — прорва читеров на серверах. Доходит до того, что буквально в каждом матче вам попадается умник, сидящий где-нибудь за текстурами и раздающий хэдшоты через всю карту. Вины разработчиков в этом, конечно, нет. Более того, в официальном русском сообществе игры «Вконтакте» уже создана тема, куда можно скидывать ники всех подозрительных игроков (проверяются администраторами). Если к никнейму прикрепить видео, доказывающее факт читерства, нечестного игрока банят буквально в тот же момент. Впрочем, сейчас идет разработка и системы защиты, так что, надеемся, скоро проблему решат.
Игромания
Почему именно браузерная игра? Чем браузерный шутер выгоднее клиентского с точки зрения разработчика?
Марк Спеннер
Все дело в доступности. Для игры в браузере не обязательно сидеть у своего компьютера — можно играть в гостях у друзей, на работе, в школе. И не нужно скачивать здоровенные файлы-клиенты.
* * *
Ballistic — проект все-таки знаковый. Качественных браузерных шутеров сейчас настолько мало, что каждый из них буквально на вес золота. Ради Ballistic вы, конечно, не бросите Call of Duty , Battlefield или Destiny , да и монетизация может многих оттолкнуть. Но у Ballistic есть два весомых преимущества — современная картинка и возможность играть где угодно, где есть компьютер. Не сомневаемся, в скором времени браузерных шутеров такого качества будет гораздо больше, но пока что у Ballistic , можно сказать, конкурентов нет.