Dragon Age: Inquisition — ролевая игра года
Ролевая игра года
Претенденты: Divinity: Original Sin, Child of Light, Dragon Age 3, Wasteland 2, Legend of Grimrock 2, Persona Q, Risen 3: Titan Lords, Diablo 3: Reaper of Souls, Shin Megami Tensei 4, South Park: The Stick of Truth, Might & Magic X, Dead State
В прошлый раз выбрать ролевую игру года было невероятно сложно из-за нехватки претендентов. В этот раз все наоборот. Ролевых игр в этом году действительно много, причем самых разных, но выбрать среди них лучшую — еще сложнее.
С одной стороны, начался массовый подъем традиционных изометрических ролевок. Wasteland 2, Dead State и отличное дополнение Dragonfall для Shadowrun Returns — вещи явно нишевые и очень старомодные (в отличие от Divinity: Original Sin , которая тоже верна традициям, но пользуется возможностями современных PC с куда большим энтузиазмом), однако на них однозначно стоит обратить внимание тем, кто любит вдумчивые игры с тоннами текста. Особенно на Wasteland 2 — одну из тех игр с Kickstarter, которые получились ровно такими, какими должны были стать. Если кто-то ждал от Wasteland чего-то иного, то это сугубо его проблемы.
В нише игр про творческий гринд блестяще отработали Persona Q и Diablo 3: Reaper of Souls ( Destiny тоже, но она в другой номинации). Dark Souls 2 дала нам больше хорошей Dark Souls. Восхитительная Legend of Grimrock 2 и умеренно толковая Might & Magic X вернули нас в ранние девяностые. А Risen 3 пробудила тоску по Gothic — потому что тоскливая, пускай и не без проблесков.
Еще были JRPG, хотя и не так много, как в прошлом году. В Европе наконец-то вышла Shin Megami Tensei 4 , ценителям странного упала Ar no Surge , а на PC посыпались версии тринадцатых Final Fantasy и, как снег на голову, приятная The Legend of Heroes: Trails in the Sky. Ну и очередная Tales в этом году вышла. Куда без нее.
Вдобавок были Child of Light и South Park: The Stick of Truth, которые совсем не японские, но явно позаимствовали многие специфические особенности восточной школы RPG. Классическую боевку, например.
На The Stick of Truth остановимся отдельно. Это лучшая игра по «Южному Парку», которую в принципе можно представить: насыщенная событиями, верная первоисточнику и беспощадно высмеивающая все на своем пути. Как ролевая игра она довольно проста и прямолинейна, но даже это Паркер, Стоун и Obsidian обыгрывают с характерным южнопарковским цинизмом — и становится вроде как хорошо.
Ваше отношение к игре во многом зависит от того, что вы думаете о сериале. The Stick of Truth — это только с одной стороны забавные пародии на истории про драконорожденных, избранных, всяких там эльфов-евреев, Facebook и всё-всё-всё на свете. С другой — это грязь, пердёж, блевотина, менструальная кровь принцессы Кенни, зомби-эсэсовцы и путешествие по кишечнику пассивного гея. «Южный Парк» отвратителен и никогда не стесняется в выражениях. Как раз тем и прекрасен.
The Stick of Truth— игра точно не для всех, но она очень правильная (в контексте «Южного Парка», естественно), очень смелая и очень смешная. Поэтому мы дадим ей медаль «За отвагу» и усадим на третье место.
Дальше — сложнее. О двух претендентах на звание ролевой игры года мы спорили дольше, чем о чем бы то ни было (не считая, возможно, игры года). Divinity: Original Sin и Dragon Age: Inquisition. Две абсолютно противоположных игры — как по наполнению, так и по смыслу.
Inquisition— это та игра, какой по-хорошему должна была стать Dragon Age 2. Нет, мы всеми руками за эксперименты с подачей истории и нестандартные идеи — но реализация тех идей в случае с DA2 однозначно подкачала. Inquisition же почти все сделала как надо. Это большая, красивая, эпичная игра с отполированной механикой и мощнейшей сценарной работой. Только наполнение открытого мира получилось посредственным — он хорош собой, но количество занятий в нем преобладает над качеством. Как обычно у BioWare, все самое ценное — в сюжете. Интересные персонажи, грамотное раскрытие образов и история мира, которая от игры к игре охватывает все больше областей и тонкостей.
Inquisition — это хорошая, тщательно выверенная история. Часто она предлагает сделать выбор, и почти всегда выбор ведет к каким-то последствиям. Но работает это только в тех местах, где выбор предусмотрели разработчики. Вы обязаны играть по ее правилам.
В Divinity же иные законы. Вы вольны решать проблемы любым угодным вам способом, делать что угодно, как угодно — и в конце концов почти наверняка достичь цели. Вскапывайте кладбища, разговаривайте с коровами, ходите по городу с ведром на голове. Это ваш мир — здесь вы имеете право на всё.
Жаль лишь, что история, начинающаяся с многообещающего расследования, под конец скатывается в заурядный рассказ про спасение мира от зла… как и в Inquisition в общем-то. Но в Inquisition есть глубокие персонажи и превосходная постановка, а в Divinity — только ощущение легкого сумасшествия и специфический мета-юмор. И она не такая цельная. Пускай в Inquisition вы не настолько свободны, как в Original Sin , у BioWare ваши поступки действительно имеют вес (что только подтверждает гигантский перечень сюжетных опций из прошлых частей в Dragon Age Keep), а у Larian о них забудут, как только вы покинете локацию.
Очевидно, Divinity — это еще один шаг на пути к большой и светлой мечте Свена Винке. Очень убедительный. Вот вы видели редактор, который Larian отдают в комплекте с игрой? Мощнейший зверь. Учитывая, что не так давно бельгийцы открыли в Питере и Квебеке филиалы, которые будут заниматься новыми ролевыми играми на движке Divinity , вывод очевиден: Original Sin — это только проба пера. Дальше будет лучше и круче. А пока мы отдадим ей первое место в другой номинации.
Возможно, спустя несколько лет мы назовем Divinity: Original Sin игрой поколения, научившей всех делать правильную свободу выбора и породившей орды талантливых эпигонов. Но сейчас ролевая игра года — Dragon Age: Inquisition.
Как приобрести лучшие игры года? Все ссылки из статьи ведут в магазин G2A.com. Низкие цены — специально для жителей России.
Прогноз на 2015 год
На носу еще один хороший год. Во-первых, будет, разумеется, Ведьмак 3: Дикая охота , который теперь перенесли уже на май. Дальше — Pillars of Eternity , современная наследница Baldur’s Gate от Obsidian. Есть шансы, что успеет выйти Torment: Tides of Numenera , претендующая на повествовательную глубину и экзотичность мультивселенной Planescape: Torment. Может быть, поспеет и умопомрачительно технологичная Kingdom Come: Deliverance с настоящим средневековьем без эльфов и магии. А еще пиратская Raven’s Cry от создателей Two Worlds — вдруг ее все-таки устанут переносить?
Что-то занятное может прийти от небольших студий. Например, десятилетний долгострой The Age of Decadence — сколько уже можно его мучить? Или звезды Kickstarter в лице стильной процедурной Bedlam и Darkest Dungeon , которая обещает показать все психологические муки, испытываемые затерявшимися в подземельях приключенцами. Приятное впечатление производит Northern Shadow.
И еще будет много-много-много разного японского. Final Fantasy XV — уже больше экшен, чем ролевка, англоязычный дебют Final Fantasy Type-0 на больших платформах, Persona 5 (обещают западный релиз в 2015 году), Tales of Zestiria , Xenoblade Chronicles X , Bravely Second… Из менее очевидного — Project Phoenix с Kickstarter (в команде — куча ветеранов индустрии, включая композитора Нобуо Уэмацу) и новая игра подзабытой серии SaGa , анонсированная не так давно.