Alien: Isolation — стелс-экшен года
Стелс-экшен года
Претенденты: Alien: Isolation, Metal Gear Solid: Ground Zeroes, Styx: Master of Shadows, This War of Mine, Thief
Благородный жанр стелс-экшена нынче есть одновременно везде и почти нигде. Его элементы благополучно разобраны всеми жанрами (кроме самых ленивых), а вот в классическом понимании он стал в основном уделом энтузиастов. И все же на 2014 год возлагалось немало надежд — в основном связанных с возвращением нетленной серии Thief и прологом к Metal Gear Solid 5 — Ground Zeroes.
А результат оказался неожиданным.
В качестве MGS никаких сомнений не было (Кодзима плохо делать не умеет), а вот Thief вызывала особый интерес. В конце концов, когда-то серия была не только эталоном жанра, но и законодательницей мод: концепция пряток в тени подарила нам именитую Splinter Cell и целый выводок игр «подешевле». Тем неприятнее было увидеть, что разработчики ориентировались на Thief: Deadly Shadows , самую слабую часть серии.
Но там, где Deadly Shadows компенсировала тесные локации с долгими дозагрузками потрясающей атмосферой и интригующим сюжетом, Eidos не придумали ничего лучше, чем отдать сценарий на растерзание печально известной Рианне Пратчетт.
В итоге Thief оказалась посредственным стелс-экшеном со смехотворным сюжетом, длинным списком раздражающих промахов и единственным неоспоримым достоинством — завораживающими городскими пейзажами.
При этом разработчики не удосужились создать действительно сложные и интересные уровни, вызывающие желание изучить каждый сантиметр и украсть каждый медяк. Да и «ценности» в Городе валяются где ни попадя, даже в канавах, даже под ногами у бомжей. Никто их не замечает, и симулятор вора превращается в симулятор собирателя металлолома. На этом фоне от игры остается лишь симпатичный корявенький стелс, названный гордым именем Thief.
Другое дело — Styx: Master of Shadows. Всё впечатление об игре воплотилось в образе ее протагониста — угрюмого и циничного гоблина Стикса, от которого так и несет п о том и харизмой. Master of Shadows — сугубо жанровое удовольствие, этакий привет из прошлого. Огромные сложные локации, своеобразная, вязкая, как смола, атмосфера — и, разумеется, игра в прятки.
Игра не похожа на бой Майка Тайсона с компанией сонных первоклассников: здесь враги не притворяются глухими и слепыми, обнаружение почти наверняка равносильно гибели, а дизайн локаций вынуждает мудро пользоваться ограниченным набором умений. Остается надеяться, что Cyanide сумеют отследить слабые места игры и выпустить продолжение, способное выйти за пределы жанровой ниши. А если и нет, мы все равно готовы к новому свиданию с обаятельным маленьким мерзавцем.
А вот Metal Gear Solid: Ground Zeroes приветом из прошлого не назвать — это самая настоящая эволюция. А эволюция, как известно, это не хорошо и не плохо. Это просто иначе. С одной стороны, Хидэо Кодзима углубил классическую механику MGS, создав потрясающе правдоподобный открытый мир и фактически добавив в игру новое измерение. С другой — формула скрытности стала на пару переменных проще, а противники со времен, скажем, Metal Gear Solid 2 драматично поглупели. Да и перестрелять их всех стало легче, чем когда-либо, — и дело не в том, что боевые навыки Снейка в кои-то веки соответствуют его статусу, просто враги не спешат давить вас числом.
И был бы это главный стелс года, не будь Ground Zeroes придатком к еще не вышедшей The Phantom Pain. В будущем — хоть игра года, Кодзима-сан. Но негоже ставить демоверсию наравне с полноценными играми — пусть она и переливается всеми цветами «нового поколения».
Элементы стелса в боевиках стали так популярны, что можно делать отдельную номинацию. В минувшем году нас этим добром потчевали и в Watch Dogs, и в Wolfenstein: The New Order, и в Far Cry 4 — и какую только игру ни возьми. Особенно к месту элементы скрытности пришлись в The Evil Within — главном садомазо-клубе по ту сторону Dark Souls. Синдзи Миками заставлял нас считать патроны по пальцам оторванной руки и на каждом сантиметре каждого уровня искать хоть какое-нибудь преимущество.
► Еще в этом году вышли заключительные эпизоды экспериментального стелса Republique для мобильных платформ. В этой праоруэлловской антиутопии мы играем роль хакера, направляющего героиню посредством взломанных камер, — в духе eXperience 112.
Акцент на скрытности уместен также в жанре survival и в хоррорах. Из представителей первого особо отличились Sir , You Are Being Hunted и This War of Mine. И если с Sir… все понятно (сиди в кустах, иначе будет больно), то TWoM сделала скрытность важной частью восприятия игрового мира.
Это куда больший «Вор», чем свежий Thief , — ведь, нервно копошась в домах других беженцев и отчаянно обворовывая полевой госпиталь, мы понимали: если попался, придется убить человека либо умереть. И первая перспектива казалась ничем не радостнее второй, ведь противники эти — не монстры и не роботы, а такие же жертвы войны. Они так же надеются пережить ад и вернуться к сладкой мирной рутине. Скрытность позволяла спасти больше, чем одну жизнь.
В хоррорах же стелс прижился настолько хорошо, что Alien: Isolation получает пальму первенства. Несмотря на очевидные технические недочеты, она сумела передать чувство истинного животного страха — страха перед чуждым, смертоносным и почти неуязвимым существом.
Элементы скрытности шли рука об руку с жанром хорроров с давних пор — чего стоит только культовая серия Forbidden Siren. Но ценность Alien: Isolation в том, что играть в нее в кои-то веки действительно приятно и интересно. Она не пытается вытолкнуть игрока стеной раздражающих условностей и кривого геймплея. Наоборот — она засасывает в свою жуткую атмосферу, заставляя завороженно сидеть под столами и в шкафчиках. Сидеть в надежде, что смерть пройдет стороной: что он не заглянет под койку, не принюхается к шкафчику, не обернется в самый неподходящий момент. Ведь предсказать его поведение невозможно, и даже спасительный огнемет не гарантирует, что он не настигнет вас и не разорвет на куски.
Как приобрести лучшие игры года? Все ссылки из статьи ведут в магазин G2A.com. Низкие цены — специально для жителей России.
Прогноз на 2015 год
Бочка меда и бочка дегтя. С одной стороны, мы все уже знаем имя главного стелс-экшена как минимум грядущего года — Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain. Самая амбициозная глава «змеиной саги», вполне способная стать и лучшей. Игра, которую при любом раскладе будут обсуждать и анализировать еще не один год. Флагман жанра в новом поколении — и, в конце концов, это MGS! Но будет ли у него достойная конкуренция? Пока не видно. На грядущий год не заявлен больше ни один крупный стелс-экшен, а вот из инди нас ждут как минимум Clandestine , Twin Souls: The Path of Shadows, Volume и Solarix.