Лучшие игры 2014 года: мнение редактора Олега Чимде
Все-таки как бы ни хотелось, но не получается игнорировать экономические проблемы нашей страны. Потрясение года: я внезапно осознал, что 2700 рублей — мой порог. Все игры, которые стоят столько или выше, должны окупать вложенные деньги по времени, так что один из главных критериев при выборе в этом году — окупаемость. Shadow of Mordor вот, например, своих денег не отбил — я прошел примерно половину сюжета и умер от скуки. Всяческим Call of Duty , которые проходятся за пять-шесть часов, это и подавно не дано. В мультиплеер я играть не буду, а один, пусть и насыщенный вечер, за почти три тысячи — это как-то неправильно, особенно в наше время. Так что…
Игра года
P.T.
Игровой тизер новой части Silent Hill , блистательно преподнесенный Хидэо Кодзимой, шокировал. Абсолютно бесплатная и при этом — законченная, самодостаточная игра умудрилась дать мне то, что не смогла ни одна другая в этом году. Страх.
И дело вовсе не в скримерах, которых никогда толком не было в Silent Hill (а тут почему-то есть), — это меня совсем не пугает. Вся суть в… нет, пожалуй, одним словом это описать невозможно. Вспомните лучше Silent Hill 4: Генри Таунсенд, залезая в дыру в своем туалете, попадал в миры, полные иррационального. Там его поджидали призраки — натягивая пространство, они выползали прямо из стен и постоянно преследовали вас, а убить их было невозможно. Стоило оказаться рядом с этими тварями, как Генри сразу хватался за голову, а экран, под отвратительный гнетущий звук, покрывался зернами шума.
P.T. угнетает точно так же. От нее точно так же физически болит голова. Психический мазохизм — вот что действительно пугает. Раз за разом вы проходите по одному и тому же коридору под натужный скрип люстры в коридоре, вглядываетесь в одни и те же картины, прислушиваетесь к женскому плачу из ванной… И с каждым новым витком этого психического узла что-то меняется, но что-то и остается с тобой.
А уж когда появляется призрак мертвой женщины, которая оказывается где-то у вас за спиной (остановитесь — и услышите ее предсмертные хрипы возле уха, сделайте пару шагов — послышится стук каблука)… В P.T. физически неуютно находиться. Она выталкивает тебя, но уйти ты не можешь — ты заперт в ней.
Судя по всему, Silent Hills будет совсем не такой, как классическая тетралогия, а чем-то совершенно иным. Чем-то неуютным, агрессивным к вашему разуму и максимально мазохистским. И я очень этого жду.
В P.T. я играл в общей сумме около 10 часов.
Другие игры года
Далее в списке сплошь старомодные игры. Во-первых, во всех них — устаревший геймдизайн (но так ли это плохо?), а во-вторых, все они отрабатывают свои деньги по продолжительности (а вот это определенно хорошо).
Alien: Isolation
Creative Assembly сделали нечто удивительное — мало того что они вывели культовых ксеноморфов из спячки, в которую их загнал фильм « Чужой: Воскрешение », так еще и создали потрясающий искусственный интеллект, ломающий все ваши представления о противниках в видеоиграх. Местный Чужой, конечно, действует по скриптам (а как иначе?), но у него их столько , что в каждой новой локации его поведение приходится изучать заново. И даже при этом всегда есть элемент неожиданности — в этой игре вы не хозяин, вы ничего не сможете контролировать.
Игроки, привыкшие к чувству контроля в видеоиграх, не обрадовались такому разрыву шаблона. Но я не против умирать не только в результате своих ошибок, но и по воле случая. В конце концов, так ведь оно в реальности и бывает.
В Alien: Isolation я играл примерно 25 часов.
The Evil Within
Все, что я думаю о новом произведении Синдзи Миками, хранится здесь (но осторожно, там спойлеры). В личном топе я напишу лишь одно — The Evil Within заставила меня вновь поверить в нереальное. Жизнь становится слишком размеренной: сон, кофе, работа, встреча с друзьями, работа, сон, кофе, встреча с друзьями, работа, сон… На фантазии времени почти не остается, приходится пользоваться плодами чужого воображения.
Но Синдзи Миками опять заставил меня выдумывать что-то свое. В конце концов, никогда не знаешь, продолжает ли существовать этот мир, когда ты моргаешь или засыпаешь. Солипсизм и мысли о нереальном чертовски будоражат воображение.
В The Evil Within я играл примерно 20 часов.
Dragon Age: Inquisition
Такой должна была быть вторая часть Dragon Age — очень большой, насыщенной, открытой, в высшей степени эпичной. Да, BioWare в рамках эксперимента позаимствовала некоторые элементы из старых ММО, а некоторые — из социальных игр. Получилось местами странно: множество интересных событий происходит где-то за пределами самой игры, в текстовых описаниях. Но вот в чем фишка: я люблю читать не меньше, чем играть. А хорошего текста в Inquisition не просто много, а очень много.
Я часами не выхожу из собственной крепости — читаю книжки, которые собрал во время прошлой вылазки, перебираю ресурсы и кую себе новую броню и оружие, общаюсь с командой…
А когда все же выбираюсь — часами просто гуляю по великолепным, ярким местам, которые хранят в себе множество секретов, выполняю типичные для ММО поручения и изредка пытаюсь нападать на драконов. И я ни за что не перейду в другую локацию, пока полностью не излазаю все закоулки в уже открытой. В отличие от многих игр, Dragon Age: Inquisition не только развлекает и бросает вызов, но и позволяет расслабиться. Я чувствую себя тут как дома. Эффект даже мощнее, чем в, не побоюсь этого слова, Morrowind.
В Dragon Age: Inquisition я наиграл уже 150 часов и не прошел даже половину сюжета.
Infinite Crisis
Я не играю в MOBA. Когда-то давно, в компьютерных клубах, я просиживал ночи напролет за DotA , но потом охладел к ней. Пробовал League of Legends, пробовал Dota 2, пробовал Smite — но ни одна не захватила меня в свои клешни. Зато это внезапно сделала Infinite Crisis, клон LoL, но про супергероев из мультивселенной DC и со своими особенностями.
Подозреваю, дело вовсе не в жанре, а в самих супергероях — MOBA удивительно хорошо подходит для эпичной драки Супермена, Зеленого Фонаря, Чудо-женщины, Флэша и других. Во многом даже лучше, чем файтинги. Тем более что Turbine качественно работают с первоисточником — с каноничностью тут все хорошо.
В Infinite Crisis я наиграл уже около 100 часов и намерен продолжать.
Дадаизм и безысходность года
«Бивень»
Впрочем, не играми едиными. В этом году Кевин «Молчаливый Боб» Смит выпустил свое очередное провокационное произведение, и оно потрясло меня до самых глубоких закоулков разума.Настолько бесполезный фильм я еще не встречал. Начнем с того, что снят он по мотивам собственного аудиоподкаста Смита — а это уже само по себе странно. Во-вторых, это комедийный хоррор, от которого не страшно, не смешно, а очень грустно. Или нет… Или все же смешно? Я не знаю. От него хочется плакать, смеяться, одухотворенно поесть шоколада и забиться в угол одновременно.
Боритесь за свою жизнь, мистер Бивень!
Событие года
Флэш против Стрелы
DC Comics делает свою собственную телевселенную, и это потрясающе. Супергерои — это всегда очень эпично, а что может быть эпичнее, чем сразу несколько сериалов, герои которых постоянно пересекаются друг с другом?
В этом году запустился « Флэш » и стремительно набрал себе лояльных зрителей. Уже в середине сезона он встретился со Стрелой из соседнего сериала. Пусть денег у создателей сериалов немного и зрелищную битву снять не получилось, но все равно для меня это самое эпичное событие года.
Потрясение года
Midnight City в Лос-Сантосе
В этом году я познакомился с творчеством замечательных электронных хипстеров M83 (да, so slow), и песня Midnight City тут же стала любимой. Кажется, ее очень не хватает в фильме Рефна « Драйв ». И самое удивительное: три месяца она стояла у меня на будильнике, но все равно не надоела.
И вот я покупаю себе GTA 5 для PS4, на всех скоростях «вваливаю» по центру ночного Лос-Сантоса на красивой и дорогой тачке, и тут включается она. Надо ли говорить, что я тут же принял форму кресла?
Саундтреки года
И в заключение — три музыкальные темы из видеоигр, создающие атмосферу.
* * *
Даже несмотря на то, что этот год явно не был богат на отличные игры, приятных моментов в нем набралось предостаточно. И я желаю всем вам в будущем году, дорогие читатели, таких моментов еще больше. Что бы мы ни выбрали лучшими играми года (а наш большой ивент стартует уже в ближайшие дни) коллективно, действительно лучшие игры у каждого свои, как и эмоции, которые нам дарят представители этого прекрасного вида интерактивного искусства.
Больше хорошего! Наслаждайтесь видеоиграми. С наступающим вас, и веселых праздников!