Игра года: второе место — Wolfenstein: The New Order
Игра года: второе место
The New Order, злой и быстрый боевик про безостановочную казнь фашистов, важен для нас не только потому, что в нем можно взять в каждую руку по дробовику. И не потому, что в нем можно найти иудейский боевой экзоскелет и разрушительные шары смерти. Новая игра про Уилла Блажковича превращает плоского и карикатурного героя в цельный, законченный образ и закрепляет его в популярной культуре. Поэтому сейчас — почти ни слова про стрельбу.
Герой
В Wolfenstein 3D Уильям Блажкович был персонажем-функцией — держал в руках пулемет, много ел с чужих тарелок, вершил судьбы эсэсовцев и их бойцовских собак, а потом уничтожал Гитлера в экзоскелете. Фашистам и их атрибутике в игре, кажется, уделили больше внимания, чем главному герою, — тут и уровень, состоящий из свастик, и песня Хорста Весселя в главном меню.
Что сделали в The New Order : стряхнули пыль с главного символа борьбы с фашизмом в видеоиграх и наделили его глубиной. Теперь Уильям Блажкович — живой, сильно уставший от войны человек. Трагическая фигура. Мир и спокойствие не для него, потому что Блажкович заложник своего образа — воплощение смерти, мужчина с пушкой, герой боевика.
При этом диссонанса между душевными переживаниями и тем неловким моментом, когда Уилл лопает собачью еду из миски, а потом с невероятной жестокостью отправляет в Вальхаллу дюжину арийцев и ворует тайное золото Рейха, не появляется. Мы помним, что Блажкович уже был персонажем-функцией, и спокойно воспринимаем игровые условности. Похожая история складывается с Metal Gear Solid — вокруг главного героя за много лет сформировалась определенная меметика. Например, прятаться в картонной коробке — это здорово, курить — вредно, но попасться под лазер — еще вреднее, и так далее.
The New Order время от времени напоминает, что мы играем в игру, — это как фильм «Бесславные ублюдки». Он тоже был не про фашистов, а про кино. Сделать такую работу с нуля, без культурного фундамента, без внутренней мифологии, которую заложил Wolfenstein 3D , невозможно.
Последний раз к нам вернулся Дюк Ньюкем — с понятными последствиями. Так вот, Дюк Ньюкем должен умереть, а Блажкович стараниями MachineGames будет жить вечно.
Мир
Второй важный момент — The New Order правильно подает историю. Мы узнаем ее не напрямую, не через экспозиционные диалоги, а через контекст. MachineGames выстроили вокруг игры альтернативную реальность, большинство подробностей мы выясняем через газетные вырезки и письма. По такому принципу работает Valiant Hearts , это же отлично получается у Gone Home — мы постоянно находимся в замкнутом пространстве, но верим, что вне тесного уровня, вне тех пространств, куда нас загоняют дизайнеры, есть живой, правдоподобный мир.
В промо-видео по телевизору показывают, как космонавт вскидывает руку перед флагом. На Луне. После идет реклама: «Мы завоевали мир, мы завоевали Луну, мы завоевали рок-н-ролл». Из динамиков слышна Mond, Mond, Ja, Ja от расово верных Die Kafer. Вместо ливерпульской четверки на Эбби-Роуд — штурмовики в форме от Hugo Boss.
По версии The New Order , за четырнадцать лет нацисты освободили Англию от монархического гнета и устроили в Лондоне правостороннее движение. В Берлине (который, по-хорошему, и не Берлин уже вовсе, а гитлеровская столица мира) красуется Volkshalle, большой зал Альберта Шпеера.
Нацисты оккупировали Америку — не забыв предварительно сбросить на землю свободы и демократии атомную бомбу. Для профилактики. Теперь блондин Ганс сидит где-нибудь, слушает Zug Nach Hamburg вместо Last Train to Clarksville от The Monkees и улыбается во весь рот.
The New Order намного глубже, чем может показаться на первый взгляд: игра аккуратно ссылается на роман Филиппа Дика «Человек в высоком замке». Там, если что, у Третьего рейха тоже все неплохо, а герои читают книгу «Когда наестся саранча» — в ней описана альтернативная история, не похожая на нашу, хотя немцы там и потерпели поражение. Писатель подчеркивает, что не понятно, где настоящая реальность, а где поддельная. В MachineGames неплохо знакомы с работой Дика — сценарий делится на две параллельные реальности в самом начале.
Смерть
В чем-то идея с реальностями перекликается с ситуацией, сложившейся вокруг игры. Wolfenstein: The New Order с ходу формирует представление о том, каким должен был быть боевик, если б игрострой в какой-то момент решил, что делать Call of Duty — слишком глупая идея. Перед нами почти игра из параллельной вселенной, где победили не зрелищные военные шутеры, а, например, Half-Life 2. Но на самом деле Call of Duty никуда не делась, и в таких условиях наблюдать за The New Order становится невероятно интересно.
В The New Order нет волшебной регенерации, зато есть злые бронированные немцы, которых лучше всего вырезать без лишнего шума. Однако чаще всего Уильям Блажкович берет в каждую руку по стволу и проносится сквозь ряды фашистских механоидов свинцовым ураганом. Это рок-н-ролл от шутеров. И довольно старомодная игра — во всех смыслах.
Выпускать в наше время историю для одного игрока, без многопользовательского режима, дополнительных надстроек и наборов карт, которые будут приносить дополнительный доход и поддерживать интерес к игре еще полгода-год, — достаточно рискованный шаг. Но ставка сыграла.
The New Order — это ручная и очень ценная работа. Суровые шведы из Уппсалы (действительно суровые — после работы они ломают друг другу носы в бойцовском клубе в подвале студии) воспользовались позабытыми правилами, чтобы выстроить умное, цельное, законченное произведение.
Которое, надеемся, не станет последним в своем роде.
Как приобрести лучшие игры года? Все ссылки из статьи ведут в магазин G2A.com. Низкие цены — специально для жителей России.