Четыре факта о «Героях 3», которые вы могли не знать
В этом году Heroes of Might and Magic стукнет ни много ни мало двадцать лет, и в честь знаменательной даты Ubisoft решила выпустить самую знаменитую часть серии в HD-качестве. Это отличный повод вспомнить, как хорошо нам игралось в Heroes of Might and Magic 3 шестнадцать лет, прошедших с момента ее выхода.
Однако всё ли вы знали о любимой игре? Сейчас проверим!
Факт 1: на самом деле это фантастика, а не фэнтези
Вселенная Might & Magic имеет самые что ни на есть научно-фантастические корни. Издревле в ней существовала могущественная, но мирная цивилизация Древних, которая в итоге разрослась до таких неприличных размеров, что пришлось создавать систему порталов между планетами («паутину врат»).
Как это часто бывает — если в обществе все хорошо, рано или поздно появляется внешний враг. Вот и Древние однажды наткнулись на криган, преотвратнейших тварей из самых глубин космоса. Уклад их жизни был похож на пчелиный или муравьиный (ничего не напоминает?), из-за постоянного размножения криганам требовались все новые и новые планеты, поэтому распря с Древними была вопросом времени.
Так началась Великая Война. Ценой огромных усилий и потерь Древним удалось оттеснить криган на окраину Вселенной, но в процессе утратилась связь с некоторыми колониями.
► Демоны из ада? Вовсе нет!
И вот тут-то настает черед самого интересного. Одной из таких колоний оказался Энрот, всего за несколько поколений деградировавший до феодального строя, который мы и видим в Heroes of Might and Magic 3. Все старые технологии Древних утеряны, а немногие оставшиеся воспринимаются как… магия, что только подтверждает третий закон Кларка. Разноцветные порталы, с помощью которых можно попасть в отдаленные уголки континента, — это осколки бывшей «паутины врат». А демоны, вечно сеющие хаос среди смертных, — это те самые кригане, упорно пытающиеся захватить планету.
► Родной город криган Инферно (да, на самом деле они космические захватчики!). Лава, багровое небо и пятиконечные звезды только усиливают сходство со средневековым представлением об Аде.
Ирония в том, что игроки, как и жители Энрота, тоже постепенно забыли о научно-фантастической составляющей Heroes of Might and Magic. Когда 3DO анонсировала дополнение Armageddon’s Blade , а в нем — новый город Кузницу (Forge), поклонники возроптали, и город быстренько заменили достаточно безликим Сопряжением (Conflux). Обидно, ведь мы могли бы познакомиться с такими выразительными товарищами, как киберзомби, да и сам сюжет мог стать намного интересней!
► Вот так выглядел первоначальный набросок Кузницы… ► …и нагатанка. Кстати говоря, обнаженную натуру общественность тоже не оценила.
В 2012 году Ubisoft объявила о новом городе для Heroes of Might and Magic 6 , которым оказалась… та самая Кузница. Нам показали четыре новых бойца и обещали невиданный доселе сплав технологии и магии. Жаль, что все оказалось первоапрельской шуткой.
Факт 2: ходить в храм по воскресеньям выгодно
Heroes of Might and Magic 3 полна мелких деталей, незаметных на первый взгляд, но показывающих, с какой любовью разработчики подошли к процессу создания игры. Скажем, копейщики и алебардисты имеют иммунитет к кавалерийскому бонусу, стойла могут бесплатно улучшить ваших кавалеристов до чемпионов, что очень полезно, а посещение храма в воскресенье даст +2 к боевому духу вместо +1.
Все отряды в игре делятся на неупокоенных (куда относится население Некрополиса и мумии), неживых и живых. Формально об этом нигде не говорится, но именно из-за этого горгулий нельзя воскрешать (ведь они — неживые), а големы не получают прибавок к боевому духу. Хорошо известно, что заклинания уровней с первого по четвертый нельзя накладывать на черных и золотых драконов, но фактически это не совсем правда. Они подвержены заклинанию «Рассеивание» (Dispel), поскольку его цель — не существа, а чары.
► Встречаются в игре и не известные многим баги. Увеличенный урон от башен во время осады по отрядам с «Защитой» или «Воздушным щитом», например.
Факт 3: композитор «Героев» попал в разработку совершенно случайно
Музыка всегда была фирменной особенностью игр под вывеской Heroes of Might and Magic , но для третьей части это справедливо вдвойне: Пол Ромеро, бессменный композитор серии, написал великолепнейший саундтрек. Струящиеся переливы арфы в Оплоте, степенный марш Замка, вкрадчивые духовые Темницы, монументальная неотвратимость Инферно — эти мелодии узнаются любителями «Героев» сразу.
► Пол Ромеро и Роб Кинг. Двадцать лет и сотни музыкальных композиций спустя этот дуэт продолжает радовать поклонников.
Но всего этого могло и не быть. Пол Ромеро попал в индустрию игр по чистой случайности и изначально собирался стать академическим пианистом. На одной из своих вечеринок он познакомился с Робом Кингом, который полгода спустя, став звукорежиссером в New World Computing, вспомнил про итальянского музыканта и пригласил его поработать вместе. Это и стало началом их успешного двадцатилетнего сотрудничества.
Во время работы над саундтреком к третьим «Героям» Ромеро вдохновлялся не только творчеством классических композиторов (Вивальди, Баха, Генделя), но и не столь очевидными источниками. Например, тема лесного города Оплот была придумана под впечатлением от образа Клеопатры, плывущей по Нилу. Звучит неожиданно — но если вслушаться и абстрагироваться от уже имеющихся ассоциаций…
► Возможно, именно эта картина вдохновила Ромеро на написание темы к Оплоту.
Вообще, среди авторов серии Heroes of Might and Magic именно состав музыкантов и певцов был самым стабильным. В выходящей в этом году Heroes of Might and Magic 7 оперные композиции исполняет Карина Мушегян — именно она восемнадцать лет назад в возрасте пятнадцати (!) лет участвовала в записи саундтрека для Heroes 2. А ведь в свое время руководство New World Computing выступило против использования оперной музыки (просто потому, что прежде никто в играх так не делал). В качестве компромисса появилась отдельная клавиша, позволявшая отключать пение в музыкальных композициях.
Ходят слухи, что Роб Кинг лично исполнил две песни из саундтрека Heroes of Might and Magic 7.
► Карина Мушегян в процессе звукозаписи. ► Пока сложно говорить о геймплее и сюжете седьмых «Героев», но с музыкой все должно быть отлично — при такой-то команде!
Факт 4: половина жителей Инферно взята из Библии
Начнем с бесов — самых низкоуровневых существ этого города. Бесы встречаются и в христианстве, и в славянской мифологии, и даже в египетской. Если верить Ветхому и Новому Заветам, это падшие ангелы, низвергнутые вместе с дьяволом. Кстати, о последнем (а точнее — последних) никак нельзя забывать, ведь дьявол — самый высокоуровневый боец Инферно (и тоже, как вы понимаете, библейский персонаж).
Нельзя не упомянуть и ифритов — хотя они и принадлежат к мусульманской культуре, но имеют в первую очередь религиозное, а не мифическое происхождение.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: после установки Грааля в любом замке Инферно каждая неделя и каждый месяц в будущем становятся неделей и месяцем Бесов.
Но, наверное, самые малоизвестные с точки зрения происхождения существа — это гоги и магоги. Каждый любитель «Героев» с легкостью может их описать, но вот объяснить, кто они и откуда, сумеют лишь единицы. Гоги и магоги упоминаются и в христианских, и в иудаистских, и в мусульманских текстах, более того, в русском языке существует фразеологизм «Гог и Магог», обозначающий нечто таинственное и жуткое.
Так кто же они? По одной из версий, это два народа (скорее всего, северных), чье нашествие потрясет мир незадолго до прихода мессии, они — антагонисты «народа божьего». Согласно другой, Гог — вполне конкретное существо, которое происходит из земли Магог и будет призвано Сатаной. В общем, вне зависимости от трактовки создание получается не самое приятное — как раз для армии криган.
► Изображение магога из игры (слева) и как предводителя диких племен (справа).
* * *
Heroes of Might and Magic 3 — словно хороший старый друг. Вы его давно знаете как облупленного, успели досконально изучить все привычки и особенности, но вам с ним все равно интересно и не скучно. С ним хорошо как вдвоем, так и в большой компании, и если после стольких лет знакомства он все еще в состоянии вас удивить — это же чудесно!