Апокалипсис от Родригеса: играем в Just Cause 3
В стокгольмском офисе Avalanche Studios на входе висит искореженная железяка: куча дыр от пуль разного калибра, где-то металл вообще разворочен. В этой груде железа с трудом узнается капот от автомобиля, чей владелец был настолько озабочен проблемой вентиляции, что решил превратить его в дуршлаг.
« Это мы записывали звуки стрельбы для Just Cause 2 и почему-то стреляли при этом в капот. Логики никакой, но было весело », — рассказывает руководитель студии Кристофер Сандберг.
История с капотом удачно соотносится с общим впечатлением от Just Cause. В серии можно попытаться отыскать глубокий смысл, но не стоит, если вы не хотите ощутить неловкость — как если бы ваш товарищ принялся детально разбирать зрелищный кинофильм и объяснять, что вот этого и этого быть не может. Парашюты так не работают, оружие так не стреляет, а человек по воздуху с такой скоростью летать не умеет и наверняка разобьется. Замечания верные, но совершенно никому не нужные.
И вообще трогательная история про свержение диктаторского режима вряд ли раскроется с неожиданной стороны, как в случае с лощеным тираном Пэйганом Мином. Она и не должна — Just Cause не склонна ни к рефлексии, ни к постмодернизму Saints Row 4, где по радио читают Шекспира.
Вместо этого она бережно поддерживает атмосферу мачизма в духе «крутые парни не смотрят на взрывы»: для нашего героя Рико Родригеса в порядке вещей запрыгнуть на реактивный истребитель и не сорваться, устроить космической мощи диверсию или схватить большую пушку и что-нибудь разнести.
Если уж и свергать диктаторский строй, то с головокружительными трюками и стрельбой из тяжелого пулемета на весу.
Навстречу солнцу
Так было и во время сорокаминутной превью-сессии: стоишь себе на обочине, вокруг средиземноморские пейзажи, домики, крытые красной черепицей, туда-сюда проносятся машины. На полях аккуратно расставлены тюки с сеном, вдали море, пляж и скалы. По правую руку поселение, а в центре, конечно, сверкает бронзовая статуя диктатора. В руках у Родригеса тяжелый пулемет — тот самый, что рвет автомобиль в клочья. И это на редкость бестолковая штука, особенно когда начинаешь понимать, на что способен главный герой.
Дело вот в чем. Основная механика в Just Cause 3 — взаимодействие с чудо-крюком. Как и во второй части, персонаж может цепляться почти за любую поверхность и быстро притягиваться к ней. Раз — и мы на крыше дома. Два — приземляемся. Три — цепляемся за что-нибудь далекое, набираем скорость, в воздухе волшебным образом раскрываем парашют и уносимся в закат.
Веселье с крюком на этом не заканчивается: намного полезнее не притягиваться к чему-нибудь, а связывать предметы и людей. Так, можно прицепить к какому-нибудь неудачнику баллон с пропаном, а потом аккуратно в него выстрелить — в космос жертва не улетит, зато смачно взорвется в небе.
Эти два важных момента — маневрирование и сцепление — в Just Cause 3 серьезно переработали.
Во-первых, для более скоростных и опасных полетов у Рико есть костюм для планирования — вингсьют. Он настолько хорошо прижился в новой игре, что вторую часть без него уже не воспринимаешь, слишком медленно все происходит. Парашют недостаточно быстр и теперь нужен скорее для того, чтобы кружить около базы и лениво плеваться из гранатомета или набирать высоту. Иное дело вингсьют — на нем удобно летать по тоннелям и быть человеком-ракетой.
Во-вторых, раньше у героя имелся только один трос, которым можно было сцеплять два объекта. Теперь этих тросов три штуки, но важно даже не количество, а новый способ взаимодействия с ними — мы дистанционно контролируем степень натяжения тросов.
Потенциал для веселья и тактических маневров при этом ощутимо увеличивается. Ничто не мешает поймать часового между двух автомобилей и со всей силы его расплющить. Или соединить машины вереницей и устроить серьезную катастрофу.
Фишка с тросом работает и во время маневрирования: летишь себе, цепляешься за скалу, натягиваешь трос как следует — и тебя уносит еще быстрее, словно из рогатки. Почти как Человека-паука, если б он был латиносом и любил взрывчатку.
О головокружительных полетах и твердом намерении отвоевать средиземноморский архипелаг поначалу забываешь: когда в твоем распоряжении такие возможности по экспериментам с физическим движком, думать о том, что где-то там еще припасен адской мощи пулемет, совсем не хочется.
Навстречу взрывам
Just Cause 3 осторожно заходит на территорию Goat Simulator (играми с физической моделью) и Battlefield 4. Ведь для кого-то популярный военный шутер — это нудная игра про беготню от точки возрождения до места очередной смерти, а другие, весело хохоча, сносят людей на реактивных истребителях ударом шасси в голову. Ну или минируют решетку джипа, чтобы потом не так обидно было врезаться в танк.
Свержение диктаторского режима требует определенных навыков и воображения. В том же Saints Row 4 вы летаете с помощью одной кнопки, а в Just Cause 3 важно вовремя переключаться между парашютом и костюмом и заранее просчитывать траекторию, чтобы зацепиться крюком за скалы и ловко взмыть в воздух.
Дополнительные задания поощряют творческий подход — после того как Рико зачистит тот или иной стратегически важный объект, откроется мини-игра. В ваших руках вся взрывчатка мира, на базе никого нет, и ваша задача, как в древней The Incredible Machine, разложить бомбы и закрепить тросы так, чтобы спровоцировать цепную реакцию и причинить комплексу побольше разрушений.
В превью-версии получилось сделать одно серьезное дело — освободить полицейский участок, уничтожив при этом автостоянку, и не оставить камня на камне у прибрежной базы. Из дополнительных развлечений нас ждали неуклюжая езда на машине по шоссе (авто управляется ужасно неотзывчиво) и полет на вингсьюте по контрольным точкам (уже веселее).
Штурмовать базу было увлекательнее всего — она большая, на территорию можно зайти с нескольких сторон. Сразу поднимается тревога, на шум слетаются вертолеты — после чего Рико, естественно, соединяет вертушки и сталкивает их с чем-нибудь взрывоопасным. Огромная антенна на верху башни падает и накрывает часовых огненным всполохом.
Вне городка с полицейским участком и базой делать пока нечего, вокруг скалы и дикая природа. Не совсем понятно, насколько насыщенной будет карта. Сборка ранняя, не во все места можно попасть — вдали от цивилизации только пальмы, песчаные пляжи и пустая пещера со входом в форме черепа. Зато по такой красоте можно беспрепятственно летать.
В многоэтажных конструкциях, где полно вышек и решеток, наоборот, легко запутаться. Можно неудачно зацепиться и удариться головой о потолок. Игра более или менее неплохо работает на просторных локациях, там все трюки делаются без проблем, но как только Рико становится тесно, раздражение испытывает и игрок.
* * *
В те сорок минут, что я провел за игрой, веселее всего было экспериментировать с тросом: обрушивать статуи, сталкивать врагов, выстраивать сложные цепочки из объектов и одним нажатием кнопки проделывать солидную дыру в бюджете бородатого диктатора.
Другое дело, что эта взрывная и искрящая история может надоесть: если вся Just Cause 3 будет как первые сорок минут, без новых элементов, то хулиганство со статуями и опыты по запуску наемников в стратосферу однажды перестанут развлекать.
Факторы успеха
Факторы риска
- развлекаться с тросом можно очень долго;
- маневрировать в вингсьюте — одно удовольствие.
- но если в игре не будет новых элементов, то упражнения с тросом могут надоесть;
- не слишком удобное управление, если вы находитесь в тесном пространстве.
Будем ждать?
В Just Cause 3 ты как акула — никогда не останавливаешься и смертельно опасен. Осталось поместить акулу в осмысленный контекст и посмотреть, какая у игры будет история.