«Фокус»: обман на обмане
Когда на просмотре « Фокуса » вам покажется, что фильм окончательно превратился в слезливую мелодраму, не верьте. И когда покажется, что герои ведут себя глупо, тоже не верьте. Тут нельзя доверять вообще ничему. Это не просто фильм про ловких мошенников — это фильм-мошенник, обманывающий каждое ваше ожидание. В этом прелесть « Фокуса », и за это ему стоит простить многочисленные недостатки.
Жанр : авантюрная романтическая комедия Режиссеры : Гленн Фикарра, Джон Рекуа Сценаристы : Гленн Фикарра, Джон Рекуа В ролях : Уилл Смит, Марго Робби, Адриан Мартинес, Родриго Санторо Премьера в России : 26 февраля 2015 года Возрастной рейтинг : 18+ Похожие фильмы : «Одиннадцать друзей Оушена» (2001), «Блеф» (1976), «Отпетые мошенники» (1988)
Джокер Смит
Иногда кажется, что есть два Уилла Смита. Один снимается в фантастических боевиках средней руки, где с суровым выражением лица побеждает зло. Другой же — полный самоиронии комик, играющий веселых разгильдяев и балагуров в комедиях типа « Люди в черном » и « Дикий, дикий запад ».
В « Фокусе » нам показали именно второй вариант.
Герой Смита — Никки Сперджен — обаятельный аферист, который, ослепительно улыбаясь, выуживает деньги у наивных богачей. Вдобавок он еще и вор-карманник с проворными пальцами. В реальности эти две криминальных «профессии» редко пересекаются, но в универсального жулика Никки поверить легко. Талант щипача, почти бесполезный для сюжета, придает герою дополнительный шарм и подчеркивает его ловкость.
История начинается с того, что Никки берется обучать своему ремеслу юную аферистку Джесс. Она становится его напарницей, потом любовницей, а со временем и соперницей. Джесс играет Марго Робби, и по всему видно, что Warner Bros. не прогадали, взяв эту актрису на роль Харли Куинн. Роль в « Фокусе » для Марго — своего рода репетиция перед « Отрядом самоубийц ». Красавица-авантюристка, гибкая, насмешливая и влюбленная в более опытного преступника, — Джесс, в сущности, и есть Харли, только без клоунского трико и манеры мерзко хихикать.
► Представляете себе эту красоту в черно-красном костюме в обтяжку?
Роману между Никки и Джесс посвящена значительная часть фильма. Герои то сходятся, то расходятся, то обманывают один другого, то снова забываются в объятьях друг друга. Томных взглядов, задушевных разговоров и легкой эротики в «Фокусе» на удивление много. И это далеко не лучшие его моменты.
Возможно, дело в том, что у фильма два режиссера и два сценариста — и оба со своим видением картины. Иначе трудно объяснить, почему в одних сценах « Фокус » уморителен и энергичен, а в других — медлителен и мелодраматичен. Герои, только что ироничные и хитрые, вдруг превращаются в страстных любовников и подолгу выясняют отношения. В такие моменты начинаешь думать, что авантюрная комедия окончательно превратилась в мелодраму.
Но уже через несколько минут нежные слова любви оказываются не понятым нами сарказмом, ревность — тщательно спровоцированной, а вся «мелодрама» — частью очередного хитрого плана по отъему чужих денег. Это здорово бодрит после очередной порции «сиропа» и лишний раз напоминает: не верь в этом фильме никому.
► Любовные игры жуликов: Никки и Джесс постоянно воруют друг у друга вещи из-под носа.
Никому не верю
« Фокус » — это фильм-обман. Пересказывать его сюжет нельзя. Каждое лишнее слово может стать спойлером и выдать какой-нибудь из неожиданных поворотов сюжета, которых здесь хватает.
Вы ни за что не угадаете, чем закончится безумная серия пари с китайским миллионером, кто в итоге выиграет от великой аферы на гонках «Индикар» и чем обернется байка, которую Никки рассказывает про своего отца. Даже под конец, когда « Фокус » уже научит вас не верить вообще ничему и никому, сценаристы все равно найдут способ обмануть ожидания.
Но в этом кроется вторая проблема фильма: стремление удивить заходит у создателей слишком далеко. Порой кажется, что Фиккара и Рекуа сперва придумывали яркую сцену, а потом уже лепили для нее какое-нибудь объяснение. Во многие повороты и откровения просто невозможно поверить.
Большинство «гениальных» планов Никки в реальности не сработали бы. Они держатся на таких заумных допущениях, на таком наборе случайностей, что ни один вменяемый человек не поставит на подобное свои деньги и свободу. Шансов удачно провернуть эти аферы не больше, чем случайно найти под кроватью чемодан с миллионом долларов.
К финалу откровения становятся совсем уж абсурдными, и из-за этого даже пропадает спортивный интерес. Какой смысл угадывать, чем все кончится, если сценаристы откровенно жульничают?
Однако это не столь уж серьезный недостаток. Ведь никто и не говорит, что « Фокус » — серьезное кино о реальных способах мошенничества. Да и существует ли такое вообще? Про грабителей и воров еще можно снять драму, но фильмы о великих аферистах — это почти всегда комедии. В этом плане « Фокус » продолжает традиции авантюрного жанра. Это чисто развлекательное, смешное и полное неожиданностей кино, у которого только две задачи — удивить нас и развлечь. И с ними фильм справляется неплохо.
В начале картины есть отличный обмен репликами между Никки и Джесс: она подбивает любовника на «большое дело», а он отказывается, потому что ведет только «стабильный бизнес». Весь остальной фильм показывает, что и этим словам нельзя верить.
Рейтинг
Н
Не верьте ни единому слову героев — именно так смотреть «Фокус» интереснее всего.