Лауреаты премии Дарвина. Обзор Helldivers
Близкие по духу
)
Сверхзвуковым дятлом десантируюсь в боевую зону. Попадаю прямо в шагающую машину предполагаемого товарища, окруженную ксеножуками. Машина взрывается, убивает пилота и его соратников, я остаюсь один и, не успев сориентироваться, умираю. Конец.
В первые часы игры в кооперативе с незнакомцами Helldivers — это психологический триллер. «Евангелион» про звездного десантника с комплексом вины. Почему все умерли? Что было бы, если б я не присоединился к партии? Кто во всем виноват, если не я?
Со временем это проходит, потому что Helldivers почти вся такая. Как и Magicka, первая игра студии Arrowhead, это роскошный симулятор фиаско.
Управляемую демократию в массы
Миссии устроены по одной простой схеме: на процедурно сгенерированной карте отмечаются цели (защитить, занять, сопроводить, активировать), вы вместе с троицей коллег высаживаетесь в выбранной точке и выполняете задачи в любом порядке. Далее двигаетесь к точке эвакуации, переживаете полторы минуты, загружаетесь в шаттл и наблюдаете за подсчетом наград. Награждают опытом, новыми игрушками и очками для улучшения снаряжения.
Но хотя уровни и цели предельно схематичны, на каждой из вылазок складывается своя динамика. По умолчанию вы не просто пробиваетесь сквозь орды чужих — любую операцию стоит попытаться провести по-тихому. Вы двигаетесь от одного маркера к другому, периодически выявляя на радаре патрули и мгновенно устраняя тех, на кого наткнулись, пока те не успели объявить тревогу.
До какой-то поры все идет гладко, но в один момент что-то непременно срывается. Вас захватывает лавина. Упустив один патруль, вы почти наверняка не заметите и второй, затем третий. Напряжение сменяется жаждой крови, противников становится все больше, и тайная диверсионная операция превращается в адское месиво, в котором десантники жгут и чужих, и своих. Собственно, в то, ради чего все здесь собрались.
► В игре три расы пришельцев очень разного уровня. Жуки — простое, тупое, но мощное мясо. Киборги давят тяжелым вооружением. Хитрее всех просветленные: некоторые из них оплетают округу лучами, убивающими с одного касания. На их планетах нужно двигаться очень аккуратно.
Мизоксения
В Helldivers сумасшедший баланс: Arrowhead не стали сглаживать плюсы и минусы экипировки, а попросту задрали до предела и то и другое. Почти все оружие опустошительно мощное — даже обычная штурмовая винтовка гораздо убойнее, чем ее обязывает положение, а управлять тяжелым шагающим мехом, похожим разом на AT-ST и дредноуты из Warhammer 40k, радостно просто до мурашек. Helldivers сходу вводит аксиому: вы адские десантники, вы кромешно невероятны, вы несете демократию. Ксеносы для вас — ничто.
Но лишь до тех пор, пока кажущийся бесконечным боезапас меха вдруг не иссякнет. Или пока вы не срубите очередью напарника. Или случайно не утопите в озере броневичок со всей командой. Или, запутавшись в коде вызова стратагемы, не угодите в объятья невидимого охотника просветленных.
► На каждую миссию можно брать по четыре стратагемы. Авиаудары разного толка, боевая техника, тяжелое оружие, вспомогательная экипировка — по большому счету, именно стратагемы определяют вашу роль в команде. Их довольно много, и у всех есть свои огромные достоинства и зияющие недостатки, которые перекрываются грамотной командной работой.
Helldivers не знает полумер — она заставляет балансировать между всемогуществом и абсолютной беспомощностью, даруя огромную мощь, но постоянно сохраняя ощущение риска. Одна ошибка, одно послабление — и вас прикончат за доли секунды.
И на кооперативное прохождение философия игры ложится блестяще. С одной стороны, другие игроки — сдерживающий фактор: нужно тщательно целиться, чтоб не попасть в своих (как и в Magicka), нужно постоянно координировать свои действия. Иной раз проще пройти миссию в одиночку, быстро устраняя патрули или избегая их.
Но чем выше сложность миссии, тем это труднее — в конце концов, без команды будет никак. Но когда вы соберете достойную четверку, Helldivers превратится в симфонию. У сработавшегося отряда уже нет слабых мест. Игра в хорошей группе выматывает, но приносит море удовольствия.
► Купив Helldivers для любой из консолей Sony, вы получите и все прочие версии. На Vita она играется слегка неуклюже (сказывается нехватка курков), но терпимо. Жаль, что Cross Buy — настолько редкая фишка; той же Destiny она явно не помешала бы.
А потом вы возвращаетесь на базу — потные, уставшие и счастливые. И вам говорят, что теперь доступны еще более сложные задания. И вы идете их выполнять. И ваша команда снова превращается в ту неуклюжую шайку, какой она была с десяток забегов назад.
Дела нет до дела общего
Вместо сюжетной кампании в Helldivers — неиссякающий поток отдельных миссий. Их выполнение напрямую связано с местной мета-игрой: зачищая планеты, вы заполняете общий для всех игроков счетчик влияния и мало-помалу освобождаете онлайновую галактику от захватчиков. Но свой персональный вклад в освобождение галактики вы вряд ли ощутите — за отдельные освобожденные планеты дают какие-то крохи, и действительно сдвинуть счетчик влияния можно только совместными усилиями сотен игроков.
Впрочем, читать ежедневные отчеты об изменениях в галактике бывает занимательно — мир как будто бы действительно живет. Это отличная находка, пускай служит она, скорее, важной деталью антуража, чем существенной движущей силой.
► Мостик корабля — здесь мы роемся в экипировке, читаем записи в энциклопедии, выбираем миссии и следим за ходом галактической кампании.
И все же главное — не ситуация в галактике, а сами вылазки, которые на практике оказываются неожиданно аддиктивными. У Helldivers нет конца: даже когда кто-то победит в войне, игрокам покажут титры и все начнется сызнова.
Здесь можно бесконечно совершенствоваться в обращении с оружием и стратагемами, хотя и не у всех хватит духу. Многие, завидев, что творится в относительно трудных заданиях, в ужасе оседают на четвертом-пятом уровнях сложности из двенадцати и больше не отсвечивают. Местный эндгейм не щадит никого и рассчитан больше на тех, кто привык воевать с таблицами рекордов в хардкорных «шмапах» или выбивать сакральные платиновые трофеи.
► С седьмого-восьмого уровня сложности новые виды противников перестают появляться. Зато меняется их количество, а также число и сложность заданий. Очень часто нам просто указывают радиус, в котором нужно искать. Нередко встречаются глушители сигнала, запрещающие использовать стратагемы.
Идеологически Helldivers — это не Magicka , а, скорее, Resogun от кооперативных шутеров. Ее прелесть не в сюжетной кампании, а в яростном и отточенном геймплее с ошеломляюще высоким пределом развития. Те, кто к этому не готов, просто хорошо проведут время в локальном и онлайновом кооперативе.
Да, из многих команд получатся не машины смерти, а машины смертников. Но по крайней мере веселых смертников — потому что в Arrowhead все еще знают, как сделать из поражения шоу.
Порадовало
Огорчило
- отточенный, динамичный кооператив;
- сотни способов погибнуть глупо и нелепо;
- приятные ощущения от оружия;
- локальный режим для кровавых вечеринок;
- большой потенциал для развития.
- нет стимула играть на пределе возможностей, кроме тяги к совершенству и охоты за «платиной»;
- онлайновая кампания служит лишь фоном.
Как мы играли
Во что: код на цифровую версию был предоставлен издателем незадолго до релиза. На чем: PS4 и PS Vita Сколько: чуть больше десяти часов. Этого хватило, чтобы взять четырнадцатый ранг и превозмочь миссию восьмого уровня.
«Ачивка» редакции
Выше среднего
Сообразить, что эвакуационным шаттлом тоже можно убить, избежав опытной проверки.
Оценка сайта
8,5
Отлично
Вердикт
Симулятор катастрофы в рамках отдельно взятого отряда космических десантников. Время от времени превращается в потрясающе складную кооперативную бойню.