Отечественные игры, в которые должен сыграть каждый, часть 2
Среди неудавшихся отечественных проектов нередко встречаются игры с высоким, но нереализованным потенциалом. Причины тому обычно банальны: где-то не хватило денег, где-то — опыта. Но в чем, в чем, а в фантазии нашим разработчикам не откажешь. Не отнять у них и внимание к деталям, и не поддающуюся внятному определению «душевность», и стремление развязать игроку руки везде, где только возможно.
За примерами далеко ходить не надо — достаточно запустить любую из игр, о которых мы писали в первой части. И сегодня мы продолжаем вспоминать самые удачные игры российских разработчиков. Перед вами вторая — но не последняя! — часть нашего цикла.
Аллоды
В 1998 году прославленная ныне студия Nival завершила работу над одним из своих знаковых творений. « Аллоды: Печать тайны » оказались причудливой смесью ролевой игры и стратегии в реальном времени — притом настолько удачной, что проект обрел в нашей стране бешеную популярность, умудрился окупиться, невзирая на разгул пиратства, и привлек внимание западных игроков и журналистов. Не исключено, что именно « Аллоды » проторили российским играм дорожку к успеху.
► Изначально « Печать тайны » должна была стать онлайновой ролевой игрой, но Nival пришлось отложить воплощение этой идеи до выхода «Аллодов онлайн».
Достоинств у игры хватало: и увлекательная история, и просторный, глубоко проработанный мир, и, что ныне уже конек хороших российских игр, ориентированный на тактику, выверенный геймплей. Местная система развития не позволяет стать суперменом, тренируясь на крысах, тут каждая стычка вынуждает включать мозги и грамотно пользоваться умениями героев и «пушечным мясом» в лице недешевых наемников. Для полноценной ролевой игры « Печать тайны » однобока, а для RTS — простовата, но именно в сплаве двух жанров ее механика работает замечательно, поэтому игровой процесс увлекает и по сей день.
« Аллоды » вскоре обросли продолжениями, самым удачным из которых стали « Проклятые земли ». Игру торжественно перевели в три измерения (получилось чертовски красиво), а механику переделали почти с нуля: RTS/RPG превратилась в… ролевой стелс, не растеряв при этом тактических достоинств и сюжетных изысков. « Проклятые земли », пожалуй, до сих пор остаются вершиной развития серии.
King’s Bounty. Легенда о рыцаре
В 1990 году студия **New World Computing**обрадовала пользователей MS-DOS игрой King’s Bounty. Новинка, сочетающая путешествия героя по глобальной карте с тактическими пошаговыми сражениями его войск, произвела фурор, была перенесена на каждый калькулятор и буквально сформировала новый жанр, который впоследствии подарит нам культовые Heroes of Might and Magic и Disciples. Технически игра не блистала, но это никого не волновало — King’s Bounty полюбили сразу и навсегда. А особенную славу она обрела в наших краях, чему доказательство — замечательный ремейк, выпущенный в 2008 году российской студией Katauri Interactive и превратившийся в самостоятельную серию.
► Немалую долю очарования и юмора обеспечивает Шкатулка ярости, которую герой отыскивает по ходу дела. Ее обитатели расширяют наши тактические возможности в бою.
Будучи ремейком, « King’s Bounty. Легенда о рыцаре » честно повторяет механику оригинала, внося аккуратные поправки и дополнения. Выбираете одного из трех героев и уже на тренировочной миссии отправляетесь выручать принцессу из лап дракона.
Путешествовать предстоит не в гордом одиночестве, а с целой армией, которую можно покупать в замке или пополнять по дороге. Сам герой перемещается в реальном времени, сражения же ведутся в пошаговом режиме. Количество и качество войск зависят как от личностных качеств героя, так и от суммы в вашем кармане, что мотивирует исследовать мир, развиваться и искать сокровища. Солдаты своенравны и привередливы, не заплатим им жалованье — дезертируют, а если оставим без внимания их личные пристрастия (чванливые паладины со всякой нежитью на одном поле морды врагу бить не станут!), инициатива бойцов катастрофически рухнет.
Обновленная King’s Bounty стала идеальным ремейком, какого поклонники всегда ждут, но, увы, редко получают: она преумножила достоинства оригинала умеренными нововведениями и фантастической работой дизайнеров. В « Легенде о рыцаре » гармонично всё: красочная картинка, романтическая музыка и выверенная боевка. А неизменные шутки и забавные коллизии разряжают атмосферу: вместо героического пафоса тут добродушная ирония, пародии на штампы и прочие прелести постмодернизма. Не играть в этот шедевр — значит многое потерять!
Heroes of Might and Magic 5
**Heroes of Might & Magic —**пожалуй, одно из самых громких названий в игровой индустрии. Родившись как ответвление от ролевого сериала Might & Magic, эта серия пошаговых стратегий переросла в совершенно самодостаточное явление, а слава ее затмила славу «родительницы» — и всех возможных конкурентов заодно.
В необозримые выси серию вознесла без пяти минут идеальная Heroes of Might and Magic 3, поэтому, когда в четвертой части разработчики всерьез изменили механику, многие поклонники рвали и метали. И тут на выручку пришли «наши».
► Асхан может отпугнуть своей нарочитой карамельной сказочностью, но атмосфера игры это сглаживает.
Разработку пятой части поручили русской студии Nival Interactive, и она выбрала самый верный путь. Если четвертая часть стала своего рода революцией, то Nival устроили «Героям» реставрацию: вернули на фундамент всеми любимой HoMM 3 , учтя опыт четвертой части, ну и от себя немного добавили.
Главными нововведениями в пятых «Героях» стали полный переход в три измерения и переосмысленный мир. Да, Асхан — это самое обыкновенное фэнтези, вычурное и цветастое. Зато как игра пятая часть — ровно то, чего и хотели поклонники: старые добрые третьи «Герои» на новый лад, с улучшенной и дополненной механикой, отличным сюжетом, завлекающей сказочной атмосферой и симпатичной картинкой.
Пятая часть не затмила HoMM 3 , но сделала главное: возродила, казалось бы, захиревшую серию. А после всех выпущенных патчей и дополнений стала, вероятно, и одной из самых сбалансированных игр в серии. Жаль, что ныне «Герои» вновь отчаянно нуждаются в «возрождении».
Sublustrum
Квест Sublustrum от питерской студии Phantomery Interactive стал доказательством того, что **Ice-Pick Lodge —**не исключение из правил, и российским разработчикам игры как произведения искусства даются куда лучше, чем просто игры-развлечения.
Sublustrum — это классическое приключение в лучших традициях Myst, но прелесть его не в нововведениях и оригинальных геймплейных находках — они есть, но погоды не делают. Ее делает звук. И цвет. И то, как игра обращается с нашим хрупким восприятием. Завораживающие образы подсознания, мерно плывущие на волнах меланхоличного dark ambient, — вот что такое Sublustrum.
► Музыка в Sublustrum играет ключевую — если не самую важную — роль. И она чертовски хороша.
Да, тут нас ждут обыденные занятия в духе Myst. Логичные, временами сложные головоломки, педантичный перебор предметов, чтение многих и многих записок, изучение локаций. Но какие это локации! Медный стимпанк, проекция черно-белой пленки, сепия выцветших фотографий, пространственные парадоксы…
Sublustrum с тем же успехом мог бы стать интерактивной аудиовизуальной инсталляцией — но не стал. Он рассказывает сюрреалистичную детективную историю с психологической подоплекой и собственной логикой недосказанности. Путешествие по туманным закоулкам подсознания не приведет вас к единому выводу по поводу того, что происходит, но даст сразу несколько одинаково осмысленных вариантов — и полное право выбрать самый уместный для вас.
Sublustrum не из тех игр, что угодят всем и каждому. Это настоящий артхаус от индустрии, созерцательный и задумчивый. Он не разменивается на подсказки — и потому все-таки бросает вызов. Но этот вызов на равных примут и поклонник Myst , и просто ценитель эстетики декаданса. Остальным же перед запуском не помешает немного лирической или даже экзистенциальной тоски.
Блицкриг
Самый первый « Блицкриг » стал не просто подарком, но самым настоящим шедевром. «Нивал» показали, насколько они чтут российскую историю: настолько, что сделали, вероятно, лучшую стратегию о второй мировой на тот момент, обыграв Sudden Strike на ее же поле. И закрепив результат образцово-показательным продолжением.
► В обоих « Блицкригах » по три кампании: за СССР, союзников и Германию. Каждая миссия в каждой кампании строжайше следует исторической правде, и никаких вам «Бесславных ублюдков».
« Блицкриг » привлекает своим камерным, но ювелирно точным взглядом на войну. В отличие от большинства стратегий своего времени, он отбросил классическое строительство базы — только войска и тактика. Войск вам выдают, как правило, немного, поэтому сражений масштаба Курской битвы не ждите, а вот склад захватить или городок зачистить — это можно.
Там же, где враги превосходят вас числом, придется уравновешивать это превосходство умом. Благо для ума тут настоящий пир: нужно анализировать местность, использовать трехмерный ландшафт, грамотно сочетать разные рода войск, проворачивать многоходовые комбинации и параллельно учить историю — с информативностью у « Блицкрига » все в полном порядке. Из местного руководства можно узнать много нового — скажем, про уязвимые места бронетехники.
Второй « Блицкриг » избавился от большинства недостатков оригинала, стал реалистичнее, детальнее и заметно сложнее — уже хотя бы потому, что козырной туз артиллерии здесь роскошь, на которую лучше особо не рассчитывать.
Теперь же разработчики готовят триумфальное возвращение серии — третью часть с новеньким асинхронным мультиплеером. Ну а мы ждем и надеемся на все ту же камерную, суровую и реалистичную игру, в которой нюансов не меньше, чем орденов на груди у ветерана.
* * *
Как показывает опыт, у отечественных разработчиков не складываются отношения со зрелищными адреналиновыми экшенами. Зато им свойственна любовь к вдумчивому, глубокому геймплею, в сердце которого лежат максимальная тактическая свобода, внимание к мелочам и учет всех возможных нюансов. И лучшие российские проекты не стыдно запускать даже через пятнадцать лет после релиза.
Наш список еще далеко не полон, продолжение следует!