Делу Бритиша верны. Ultima Online и наследие главной онлайновой «песочницы»
Ultima Online была далеко не первой графической онлайновой ролевой игрой — однако многие ли помнят о ее предшественницах? А старенькая, десяток раз латанная «Ультима» до сих пор жива. Более того, она по-прежнему живет на несовременной, экономически неоправданной и устаревшей подписочной модели с коротким пробным периодом. Но настолько преданными игроками не может похвастаться больше ни один онлайновый проект: Ultima Online — рекордсмен по среднему времени активности подписки.
Секрет вечной игровой жизни тщатся раскрыть все разработчики ММО. В конце концов, Ultima Online давным-давно безбожно устарела, ее движком можно пугать детей, а отдельные элементы — например, инвентарь и управление в бою — демонстрируют, как надо делать, чтобы всем было неудобно.
Казалось бы, что проще: взять все, что превратило Ultima Online в неумирающую классику, и сделать то же, но современно, красиво и продуманно! Идея настолько проста, что кто только не пытался воплотить ее в жизнь… Давайте же сегодня припомним игры, которые по-разному использовали щедрые дары старушки «Ультимы».
Напрасные надежды
Ultima Online не зря красуется в «Книге рекордов Гиннеса» сразу на нескольких позициях. Игра была революционной чуть ли не во всех аспектах сразу и определила свод правил на многие годы вперед. Правда, впоследствии многие из них сама же и нарушила.
Неудивительно, что отдельные фрагменты наследия Ultima Online можно встретить в доброй сотне современных ММО, вплоть до Hello Kitty Online. Взять хотя бы классический банк, систему кармы или обустройство собственного домика. Но заимствуются эти элементы в основном частично и без явной ссылки на предшественницу. Как, скажем, мирные занятия, приручение питомцев и постройка кораблей во вполне традиционной ArcheAge.
► Ultima Online. Кто притащил в таверну огромного голубого таракана? А убирать за ним кто будет?
Тоскующие по кровавой борьбе за контроль над территориями и по жестокому убиению ближних своих некогда с надеждой смотрели на Shadowbane. Масса комбинаций рас, классов и уникальных умений, безнаказанное истребление других игроков, возможность заниматься ремеслами, торговлей и даже политикой заставляли забыть об отсутствии бесшовного мира.
Зато здесь можно было построить собственный дом и даже личную деревню и укрыться за надежной дверью от полчищ, штурмующих ваше родовое имение. Система распределения опыта активно поощряла игроков объединяться в группы и позволяла помогать «маленьким». А с убитого игрока можно было стащить даже портки, не говоря уже о кошельке и содержимом карманов.
Но увы, придавленная вначале техническими проблемами, а затем и отчаянным читерством, игра отправилась в рай для «песочниц».
► Shadowbane. Вскоре после закрытия права на игру выкупила китайская компания Changyou, пообещав выпустить ее под новым именем. Что было дальше, мы не знаем.
От Darkfall тоже ожидали многого, и более всего — беспрецедентной суровости. Огромный открытый мир, почти лишенный безопасных зон. Возможность в любое время и в любом месте погибнуть как от лап сильного монстра, так и от рук мимохожего игрока — оставшись при этом почти голышом и с пустыми карманами. Но внезапно оказалось, что неограниченное PvP и полная потеря имущества — лишь вишенки на пирожном. И они не насытят никого, если само пирожное отсутствует. Глобальный перезапуск игры помог ненадолго: основную массу игроков игра потеряла навсегда.
► Darkfall. С редких ездовых животных лучше не слезать — упрут.
Впечатляющим набором навыков и профессий (от пистолетчика до визажиста), прекрасной системой ремесел, сложностью и нелинейностью развития героев, продуманной социальной системой наслаждались мы в Star Wars Galaxies — пока непродуманная политика издателя не привела к массовому оттоку игроков и, в конечном итоге, к закрытию игры.
К счастью, сообщество с этим не смирилось. Игра до сих пор жива, но исключительно на пиратских серверах. Здесь она законсервирована в изначальном, не испорченном необдуманными обновлениями виде. Можно ли считать это полноценной жизнью? Вопрос философский.
► Star Wars Galaxies. Огромная тварь выглядит озадаченной. Наверное, не ожидала встретить группу имперских штурмовиков.
Отступления от канона
EVE Online
► На космос в EVE Online многим приятнее смотреть со стороны, чем пытаться участвовать в происходящем самому. Что, впрочем, не отменяет одного: в исландской «песочнице» игроки могут организовывать невероятные политические маневры.
Нигде в описании EVE Online не увидеть отсылки к Ultima Online. Однако именно переосмысленное наследие «Ультимы» делает EVE столь сложной и притягательной. Безграничный космос, уйма доступных умений, невероятная суровость испытаний, экономика, создаваемая и регулируемая самими игроками, возможность как боевого, так и мирного, ремесленного, развития героя… Здесь вместо привычного снаряжения примеряешь космические корабли — и имеешь возможность в один миг потерять все нажитое, если «оденешься» не по чину и полезешь куда не звали.
Wurm
► В тенечке под березками раскинулся самый настоящий стихийный рынок.
► Тот самый случай, когда топорик выглядит более «живым», чем персонаж.
Массу возможностей, занятий и линий жизни дарит Wurm Online, которую Маркус Перссон помогал делать задолго до Minecraft. Вышла Wurm еще в 2006 году и выглядит, в общем, соответствующе. В последнее время за игру принялись всерьез, обновления выходят чуть ли не еженедельно, но база игроков по-прежнему ограничивается горсткой отчаянных поклонников. Что, возможно, и к лучшему для сообщества.
Therian Saga
► Therian Saga — полная противоположность «Еве», но строится на похожих принципах.
Therian Saga делает упор на мирную половину онлайновой «Ультимы». PvP в ней ограничено аренами, убиение монстров — несколькими подземельями, а основной упор сделан на мирные занятия, придававшие немалую долю очарования Ultima Online. При желании можно вообще не прикасаться к оружию, избрав узкую ремесленную специализацию, — и при этом быть в местной социальной среде ко двору.
Даже к созданию самого простого боевого топорика здесь прикладывают руку несколько ремесленников. Становиться мастером на все руки — это долго, накладно и неэффективно, лучше уж завести побольше друзей и предпочесть коллективное производство.
Это ни в коем случае не та игра, в которую имеет смысл уходить с головой: небольшая независимая студия Virtys делала Therian Saga с расчетом на то, что та не заменит ваши любимые «песочницы», но составит им компанию. Отсюда и браузерный формат, и ремесленные задания, которые выполняются, пока вы не в сети. Как ни удивительно, получилась весьма приятная игра: аккуратная, аддиктивная и совсем не похожая на другие браузерки. Хороший пример того, как еще можно делать онлайновые «песочницы» с сильной ремесленной составляющей.
Наследники, в очередь!
Сразу несколько «идейных и духовных наследниц» получили путевку в жизнь благодаря сервису Kickstarter. И если Underworld Ascendant станет одиночным dungeon crawler, развивающим идеи Ultima Underworld , то Shards Online откровенно заявляется как Ultima Online нового времени. Здесь можно будет построить себе дом прямо в игровом мире, поставить в нем любую вещь, существующую в природе (если влезет), разбить рядом огородик и пастбище. Никаких ограничений, никаких заданных правил, никаких классов и уровней. Как финальный штрих — изометрический вид и движок Unity.
► Shards Online. Все неигровые персонажи будут жить своей жизнью: спать, есть, ходить на работу, болтать с соседями. Во всяком случае, так говорят.
Над Shards работают бывшие сотрудники Origin Systems, трудившиеся некогда над Ultima Online. Не сидит без дела и их бывший начальник, Ричард Гэрриот. Его новая игра, Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues , тоже прошла горнило Kickstarter. Настораживает лишь то, что после Ultima Online единственным по-настоящему удачным проектом Гэрриота был полет в космос — его Tabula Rasa, невзирая на интересные идеи, быстро вылетела в трубу, а сравнительный успех Lineage 2 ассоциируют с чем угодно, но только не с участием в ее разработке самого Лорда Бритиша.
► Shroud of the Avatar имеет шансы хотя бы сыграть на ностальгии: воспринимается она один в один как ранние трехмерные ролевые экшены. Та же Ultima IX , к примеру.
Albion Online , находящаяся в стадии альфа-тестирования, внешне похожа на Ultima Online : никаких классов, никаких уровней, никаких ограничений. Суровая борьба за территории, потеря имущества после смерти, сложная ремесленная система: все, что есть в игре, кроме разве что речек и елочек, может быть создано умельцами. Строим дома, замки, целые деревни и города.
Но при всей необычности и богатстве вариантов развития в игре (пока что?) нет и сотой доли возможностей познания мира и социального взаимодействия, присущих Ultima Online. Здесь вы не прочтете мысли пасущегося кабанчика, не приручите коня, не стащите ценный меч у какого-нибудь растяпы. И из вашего трупа не наделают котлеток.
► Albion Online. Суровая игра о выживании в условиях средневековой природы выглядит как сказочный квест.
Взять даже более амбициозный проект — ReROLL. В качестве игровой площадки нам обещают чуть ли не всю Землю — при этом карты будут срисовывать со спутника, а время дня и погода будут соответствовать реальности: в момент, когда пишутся эти строки, в Нью-Йорке дождливое утро, а в Москве час назад выпал снег. Погодные условия будут сказываться на вождении машин… и, возможно, на чем-то еще. Желающие облегчить себе жизнь уже сейчас могут купить более или менее обученного и оснащенного героя. При том, что нам еще не показали ни одного геймплейного кадра.
► ReROLL. Первый «кирпичик», первая зона будущей игры — центр Монреаля.
О тех, кто не умер
Возможность пойти куда угодно и найти свое место в мире, занимаясь самыми разными делами. Необходимость выстругивать удочку из подручной березки и прилаживать к ней найденную в развалинах веревочку, чтобы наловить себе рыбы на ужин. Потерять все своей достояние, пав от руки случайного встречного, или же защитить припасы, объединившись с другими скитальцами. Грабить одиночек или защищать базу. Растить картофель или охотиться на белок. Исследовать территории в поисках припасов. Воевать с другими кланами, торговать с ними или совместно противостоять общей угрозе.
Все это можно отнести не к одной игре, а к целой их плеяде, в последние годы словно высыпавшейся из рога изобилия. DayZ, Rust, H1Z1 продаются миллионными тиражами, и спрос на подобные развлечения только растет. Классические наследницы Ultima Online одна за другой закрываются или же тихо скучают в своих нишах, а современные «выживалки», похоже, сумели-таки найти оптимальный рецепт успеха «Ультимы»: нам выдают по совочку и запускают в песочницу. Не забыв щедро наполнить ее песком.
► H1Z1. «Мир ловил меня, но не поймал», — жестами цитирует классика этот игрок.
► DayZ и бывшая WarZ. Такие похожие названия, такая разная судьба.
А далее игроки сами строят мир так, как им хочется. Сложность выживания под носом у ходячих мертвецов побуждает сбиваться в стайки — и эти же стайки служат лакомой добычей для беспринципных бандитов. Тратить время на бесполезные дела означает обречь себя на гибель — но именно мирные занятия обеспечивают пропитанием и снаряжением жителей собственноручно возведенных поселений.
* * *
TUG , Terrayn , Black Desert, Pathfinder Online, The Repopulation, вышеупомянутые ReROLL , Shroud of the Avatar и Shards — все больше онлайновых игр стремится дать игроку побольше возможностей и позволить самому писать собственную историю и влиять на окружающий мир. Но при всем при этом ни одна пока даже не обещает дотянуться по степени свободы и влияния на мир до уровня Ultima Online. Не говоря уж о том, чтобы превзойти ее.
Может, это вопрос времени?