Танковый модерн. Впечатления от ЗБТ Armored Warfare
Пришедшая из Беларуси World of Tanks, с ее достаточно простой геймплейной механикой, оказалась настолько популярной, реиграбельной и золотоносной, что со временем стали появляться похожие проекты.
Даже Obsidian Entertainment, известная по ролевкам Neverwinter Nights 2, Fallout: New Vegas и South Park: The Stick of Truth, неожиданно решила попытать удачу на ниве «танчиков». Но — переосмыслив концепцию. Их Armored Warfare совсем недавно прошла закрытый альфа-тест, в котором мы и поучаствовали.
Шестисотый «Тигр»
Если вы играли в World of Tanks , многое здесь покажется вам знакомым и привычным, и большая часть отработанных рефлексов прекрасно срабатывает. Уже в главном меню-ангаре почти все, включая пиктограммы техники, сделано сходным образом и управляется чуть ли не с закрытыми глазами.
► Совсем не обязательно тратить время на объезд домов. Можно просто протаранить их насквозь. Равно как и бетонные заборы, пальмы и припаркованные вдоль дороги автомобили.
Схема PvP-боев тоже привычная: две команды по пятнадцать человек (система матчмейкинга работает очень шустро) пытаются отвоевать у противника базу или же просто превратить в груду металла чужие высокотехнологичные танки.
И ключевое слово здесь — высокотехнологичные. Главная отличительная особенность Armored Warfare касается самой техники. Легендарные Т-34 и «Тигры» времен второй мировой остались в музеях военной истории. Мы садимся на последние модификации Т-90, «Леопарда» или какого-нибудь «Абрамса».
Высокотехнологичного оборудования у современных разработок не в пример больше, и простор для тактических маневров открывается более широкий. Нам будут доступны средства для создания дымовых завес, комплексы активной защиты, сбивающие вражеские снаряды, и прочие хитроумные устройства. Хотя проверенная тактика пряток по кустам в игре тоже пригодится.
А если военная промышленность какой-нибудь державы выдаст новый любопытный образец боевой техники, разработчики вполне могут добавить его в игру. Так, уже обещан новейший отечественный танк «Армата», который впервые покажут во время парада Победы на Красной площади в этом году. С его создателями с «Уралвагонзавода» Obsidian Entertainment, как выяснилось, сотрудничает уже давно.
Впрочем, найти открытые источники с характеристиками даже суперсовременных машин в наш век всеобъемлющего интернета нетрудно. «Если мы чего-то не можем раздобыть, то все равно добиваемся как можно более точного соответствия. Порой нам волей-неволей приходится идти на компромиссы ради геймплея, так что нехватка данных никогда особенно не мешала», — говорят разработчики.
► Разработчики изучали, в каких декорациях больше всего воюют в современном мире, и на основе этого создавали карты. Вот один из результатов мини-исследования — промышленный порт на краю пустыни.
Еще одна особенность проекта в том, что Obsidian не пытается в точности воссоздать всю линейку техники той или иной нации, а предпочла собрать самые интересные образцы со всего мира. Да и само понятие «наций» в Armored Warfare заменили понятием «поставщиков» (в бете таковых пока двое). У поставщиков игрок сможет покупать разные машины, в том числе премиальные танки, дающие больше кредитов по итогам боя.
На сегодняшний день в игре без малого сорок единиц техники: от привычных отечественных, американских и немецких танков — и до более редких французских, итальянских и британских образцов. Начинаем игру мы на машинах пятидесятых-шестидесятых годов и постепенно зарабатываем на тот же «Абрамс». После релиза авторы обещают расширять «танкопарк» дальше, и нас ждут машины родом из Чехии, Польши, Словакии, бывшей Югославии, Швеции, Китая и других стран.
Наконец, третье ключевое отличие — совместные PvE-миссии, в которых игроки будут оттачивать командирские навыки. В этом режиме авторы планируют раскрывать сюжет. События происходят в недалеком будущем, а мы становимся руководителем частной военной компании, ведущей войны по всему миру. Обещаны разнообразные боевые задачи, по сложности не уступающие классическим PvP-битвам, — правда, для этого у компьютера всегда будет численное преимущество.
Правда, этот режим у нас оценить не получилось — его покажут лишь на поздних этапах ЗБТ.
Пять пальцев, и все различны
► В дни бета-тестирования можно было испытать девять боевых машин: от юркого американского ББМ LAV 150-90 и советской самоходки «Жало-С» до итальянского танка OF-40 и «француза» AMX-10P.
Зато мы повоевали против других игроков. Первое, на что здесь обращаешь внимание: бои ощутимо динамичнее, чем в World of Tanks. Игроки реже поджидают жертву в укрытии и чаще обмениваются залпами из главного калибра прямо на ходу. Современные силовые установки способны толкать вперед многотонные махины почти со скоростью малолитражек. Разработчики говорят, что изначально техника даже уходила на поворотах в заносы и могла перевернуться — пришлось сделать ее устойчивее.
В целом, стратегия привычная: по уму выбирать позицию для атаки, заходить с флангов, учитывая рельеф местности, постоянно следить за перемещением врагов, эффективно использовать достоинства и сводить к минимум недостатки своей машины.
У каждого из пяти местных классов свои сильные и слабые стороны. Первыми в бой обычно устремляются боевые бронированные машины вроде английского Swingfire. ББМ шустрые и юркие, но довольно хилые. Тем не менее именно они лучше прочих подходят для разведки и захвата базы — если игрок на такой технике достигнет очерченного круга, секунды начнут отсчитываться с удвоенной скоростью.
► Создавая эту карту, авторы вдохновлялись фотографиями типичных восточноевропейских городов с многоквартирными «коробками». Кстати, с этой высотной позиции очень удобно обстреливать цели внизу.
Когда враг будет «засвечен», в сражение вступит главная ударная сила — основные боевые танки. У них самый большой запас прочности и мощнейшее вооружение. Однако ОБТ довольно приметные и уступают в скорости остальным машинам, подобраться на них незамеченным едва ли получится. Такие танки подходят для удержания позиций и прикрытия более маневренных союзников.
Например, группы легких танков. У них хуже броня, но выше маневренность, к тому же они точнее стреляют на ходу. Это позволяет уклоняться от вражеского огня. А если неприятель все-таки прижмет, есть шанс ускользнуть, воспользовавшись дымовыми гранатами. У легких танков их самый большой запас.
Класс истребителей танков разработчики по-простому зовут «снайперами». ИТ почти обделены броней, зато имеют мощные скорострельные пушки. Это нечто среднее между ББМ и ОБТ, но сильно отличается тактика. Придется выучить расположение всех кустов на карте: спрятавшись, машина получает плюс к скрытности. Кроме того, она умеет выцеливать самые уязвимые места на корпусе противника при помощи способности «снайперская точность».
► Авторы не исключают, что в будущем позволят плавающим боевым машинам (ПТ-76, БМП) свободно преодолевать водоемы. Но пока подходящих для этого рек на картах нет.
Еще один класс, который любит бить на расстоянии, — самоходные артиллерийские установки. Они атакуют по большой площади и могут накрыть несколько вражеских танков, непредусмотрительно сгрудившихся в одном месте и совсем не обязательно находящихся в прямой видимости. У САУ есть особые снаряды: одни блокируют на время показ мини-карты у соперников, вторые «засвечивают» технику неприятеля в зоне своего действия.
Броня крепка, и… ну, вы в курсе
«Мы не стремились создать симулятор. Мы хотели сделать игру, доступную простым пользователям», — говорит Рич Тейлор, директор проекта. Принцип «сел и поехал» срабатывает здесь на ура. Но осознание того, что для победы нужно много больше, чем безостановочно жать на гашетку (для удобства стрельбы предусмотрена автокоррекция), приходит быстро.
Как и в World of Tanks , очень важен «накат» и отработка тактики, ну и, конечно, на стоковой машине лезть поперек всех в пекло бесполезно. Мы будем, как привыкли, улучшать орудия и броню, но, помимо этого, в Armored Warfare можно назначить командира и выбрать членов экипажа, которые будут расти в уровне, открывая новые способности.
► Камера способна поднырнуть даже под колеса.
В ходе сражения игра учитывает кучу мелочей, которые так любят «танкисты» со стажем. Взять хотя бы броню. На разных образцах техники она смоделирована по-разному — и отличия вам тоже придется изучить. Определенные типы брони эффективно защищают от конкретных боеприпасов, и наоборот. В свою очередь, боеприпасы делятся на бронебойные, кумулятивные, противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) и фугасы, и у всех свои особенности.
Скорость полета снаряда и его траектория обсчитываются в зависимости от нескольких факторов, в том числе типа орудия и самого снаряда. Авторы экспериментируют с влиянием на траекторию бокового ветра и, если все сложится, позднее реализуют и эту фишку.
Наконец, при расчете повреждений система анализирует, под каким углом находился танк в момент попадания и каков наклон его брони. Не забыли в Obsidian Entertainment и о рикошетах, ведь сегодня без них не обходится ни один уважающий себя боевик про военную технику.
► Технику Софи и Марат поставляют самую разную, из разных уголков планеты. Позднее к ним присоединятся новые торговцы оружием.
* * *
Судя по виденному во время ЗБТ, у Obsidian получается добротная альтернатива именитым «Танкам». Чуть более динамичная, с парком новой техники, которая в World of Tanks не может появиться в силу привязки к временному периоду, и выполненная на современном техническом уровне. В основе Armored Warfare лежит движок CryEngine, поэтому подорванные башни танков тут по-голливудски отлетают в сторону, антенны покачиваются в такт движению, а опорные катки прыгают по всем неровностям рельефа и вязнут в топком грунте. Этой игре определенно стоит дать шанс.
Факторы успеха
Факторы риска
- востребованная игровая концепция;
- разнообразие боевой техники нашего времени;
- современная картинка;
- Obsidian Entertainment в качестве компании-разработчика.
- по сути все то же самое;
- далеко не на каждом «калькуляторе» запустится, а значит, меньше охват аудитории;
- танковыми экшенами игроки начинают пресыщаться.
Будем ждать?
Obsidian Entertainment готовят «убийцу World of Tanks». Очень любопытно будет посмотреть на эту битву титанов.