Гильермо дель Торо и его несбывшиеся проекты
Гильермо дель Торо — очень талантливый, но неудачливый и переменчивый творец. Его проекты имеют неприятную тенденцию растворяться во мраке производственного ада. На этой неделе компания Konami закрыла разработку игры Silent Hills, которой дель Торо должен был заниматься совместно с прославленным Хидэо Кодзимой. Оказалось, что Кодзима расстается с Konami, и из-за этого еще один многообещающий проект дель Торо никогда не увидит свет.
Старые поклонники режиссера привычно вздохнули: они слышали подобные новости уже неоднократно. В этой статье мы вспомним, что еще собирался, но не смог сделать мексиканский режиссер.
Не экранизировал повесть «Хоббит» вместо Джексона
Именно дель Торо первоначально выбрали режиссером фильма « Хоббит », который на тот момент никто не планировал превращать в трилогию. Дело в том, что руководство студии New Line Cinema разругалось с Питером Джексоном и поначалу не хотело доверять ему режиссерское кресло. Самое забавное, что дель Торо, в отличие от Джексона, книги Толкина не любит. Лет за десять до « Хоббита » он честно признавался в интервью:
Прямая речь
Никогда не понимал героического фэнтези. Вообще. Не люблю всяких гномов, драконов, хоббитов с волосатыми ногами, мечи и магию. Я честно пытался осилить « Властелин колец ». Не смог. Он оказался слишком тяжелым для меня.
« Хоббит » от дель Торо был бы совершенно иным. Режиссер яростно убеждал Джексона не дробить и без того короткий сюжет. Сам он собирался в первый фильм уложить книжные события, а вторую часть сделать «мостиком» к происходящему во « Властелине колец ».
Но Джексон одержал верх в этом споре. Дель Торо переписал сценарий (вместе с Джексоном, Фрэн Уолш и Филиппой Бойенс), разделив сюжет на две части. Как мы знаем, Питеру Джексону и этого показалось мало. После ухода дель Торо он еще поколдовал над отснятым материалом и растянул его аж на три фильма.
Не менее интересно то, какими дель Торо видел стиль и оформление « Хоббита ». Как обычно, он сделал выбор в пользу мрачности. Часть утвержденных им набросков использована в фильме: обратите внимание на жуткие, поистине «дельторовские» морды у короля гоблинов и других чудовищ. Но фантазия режиссера заходила дальше. Он хотел изобразить гоблинов и гномов как технически продвинутые народы, живущие в мире фэнтезийного стимпанка. Джексон эти идеи в ход уже не пустил.
Дель Торо ушел из « Хоббита », когда проект едва не застрял в производственном аду, и освободил режиссерское кресло для Джексона. Возможно, что и к лучшему. Два талантливых режиссера, каждый со своим видением, неизбежно начали бы конфликтовать. А так Джексон снял такого « Хоббита », какого хотел, а от дель Торо остались вклад в сценарий и фирменные монстры.
Не снял лучший фильм по Лавкрафту
В доме дель Торо стоит статуя Говарда Лавкрафта — писателя, придумавшего Ктулху. Мексиканец обожает книги Лавкрафта, а одну из них, « Хребты безумия », уже много лет хочет экранизировать. Это, пожалуй, самый известный и занятный из несостоявшихся проектов дель Торо, его фильм мечты и потенциальный будущий шедевр. Ну, или величайший провал, если не повезет.
« Хребты безумия » — традиционная для Лавкрафта история о том, как исследователи столкнулись с тварями из иных миров. Ученые, организовавшие раскопки в Антарктиде, находят тела неземных существ и руины заброшенного города. Они выясняют, что город построила раса Древних, позже уничтоженная собственными рабами — шогготами. Эти монстры выглядят как жуткая бесформенная масса из глаз, клыков и когтей. В отличие от Древних они оказываются вполне живыми и устраивают любопытным землянам антарктическую резню.
На воплощение этой истории дель Торо запросил у инвесторов 120 миллионов — сумма для жанра ужасов огромная. Неудивительно, что проект так и не добрался до экрана. К тому же Лавкрафта экранизировать трудно, ни один фильм по его книгам пока не принес Голливуду приличных денег.
Чтобы убедить инвесторов в прибыльности проекта, дель Торо готов был даже переступить через собственное видение и выпустить в прокат отцензуренную версию с рейтингом PG-13 (в Голливуде считается, что «семейные» фильмы приносят больше денег). Всю кровь и расчлененку он оставил бы для режиссерской версии, которая вышла бы в ограниченный прокат или на видео.
Роковой удар по этому проекту нанес « Прометей » Ридли Скотта. Создатели серии о Чужом во многом вдохновлялись Лавкрафтом, а в « Прометее » это особенно заметно. Инопланетная раса, создавшая жизнь на Земле, заброшенные руины на краю света, таящиеся в них монстры, погубившие своих хозяев, — все это делало « Прометей » слишком похожим на замысел дель Торо. При этом фильм Скотта в прокате окупился едва-едва. Режиссеру пришлось отложить свой фильм мечты по меньше мере на несколько лет.
Впрочем, у « Хребтов безумия » еще есть шанс увидеть свет. Уже готовы концепт-арты и даже макеты монстров — правда, публике дель Торо показывает только тетрадные наброски. Две студии, Universal и Legendary, заинтересованы в картине, но пока не готовы выделить бюджет. Возможно, если « Багровый пик », новый фильм ужасов дель Торо, окупится, режиссеру дадут шанс.
Не превратил «Пиноккио» в готическое фэнтези
Этот кукольный мультфильм дель Торо собирался снимать по мотивам иллюстраций художника Криса Гримли. Вероятно, фильм получился бы похожим на работы Тима Бертона — мрачноватая, но ироничная готическая «антисказка», показывающая классический сюжет с необычной стороны.
По слухам, дель Торо удалось заполучить на роль Пиноккио Дэниела Рэдклиффа (Гарри Поттер), а роль Джепето, по-нашему — папы Карло, он предложил знаменитому джазмену Тому Уэйтсу, обладателю неповторимого хриплого голоса. Актеры должны были не только озвучить своих героев, но и сыграть их при помощи технологии motion capture. Саундтрек к мультфильму должен был писать другой известный музыкант, Ник Кейв.
Но до озвучки дело так и не дошло. Помешал дель Торо, как ни странно, все тот же Тим Бертон — его аналогичный по духу кукольный мультфильм « Франкенвинни » в 2012 году не окупился в прокате. Руководство студии решило, что кукольная анимация и готические сказки никому не нужны. Проект заморозили до лучших времен. Дель Торо написал об этом в своем твиттере:
Прямая речь
Они [боссы студии] — такие же люди, как мы. Но они смотрят на цифры. Для них «Франкенвинни» — это кассовый провал.
Не снял «Хеллбой 3»
Именно этого фильма, а не « Хребтов безумия », от дель Торо ждут больше всего. Дилогия « Хеллбой », снятая по комиксам Майка Миньолы, радикально отличается от типичного супергеройского кино. В ней куда больше от темного городского фэнтези, что особенно заметно по второй части, « Хеллбой 2: Золотая армия ». Кровожадные эльфы, тайный рынок мифических существ в современном мегаполисе, гигантский боевой энт, подземное королевство гоблинов — все это второй « Хеллбой ».
Однако снимая этот фильм, дель Торо выбился из бюджета, и даже неплохих кассовых сборов не хватило, чтобы его окупить. Студия Universal похоронила идею о третьей части, и ни одна другая кинокомпания не подхватила эстафету.
Дель Торо признается, что с удовольствием снял бы третью часть «Хеллбоя». Идеи для фильма у них с Миньолой есть. О них три года назад режиссер рассказал на «Комик-коне»:
Прямая речь
Центральная идея в том, что Хеллбой должен наконец встретить свою судьбу, исполнить свое предназначение, стать зверем Апокалипсиса. Ирония в том, что он должен сделать это для спасения человечества, но при этом ему придется принять свою темную сторону.
К сожалению, за три года проект с мертвой точки не сдвинулся. Дель Торо стоило бы поторопиться: играющему Хеллбоя Рону Перлману уже шестьдесят пять лет, и он не молодеет. Исполнять сложные трюки и скрывать свой возраст под маской демона ему с каждым годом все трудней.
Silent Hills не первая игра, которую он не сделал
Амбиции Гильермо дель Торо простираются далеко за пределы мира кино. Он мечтает оставить след в истории компьютерных игр, создать, по его словам, « Гражданина Кейна » от видеоигр». Не будет лишним напомнить: драма « Гражданин Кейн » считается одним из величайших фильмов в истории Голливуда. Так что ложной скромностью мексиканец не страдает.
Но еще до работы над Silent Hills он потерпел неудачу с проектом Insane, которым занимался в 2010—2012 годах для студии Volition (создателей Saints Row). Это был бы survival horror, в котором, по словам дель Торо, «игрок переносится в невиданное место, где каждое действие заставляет его усомниться в своем восприятии реальности и морали». Художником игры должен был стать Гай Дэвис, прежде работавший над другими фильмами дель Торо и комиксами Майка Миньолы о Хеллбое.
Подробностей о проекте Insane известно сравнительно мало, и почему издатель THQ отменил разработку игры, знают немногие. Но дель Торо не теряет оптимизма и обещает выпустить игру на какой-нибудь другой студии. Когда-нибудь. Если руки дойдут.
* * *
Дель Торо похож на большого ребенка: он радостно хватается за интересные проекты, но не может довести их до конца. Справедливости ради, в большинстве случаев виноват не он. Просто его идеи оказываются слишком смелыми для консервативного и требующего надежной прибыли Голливуда.
К счастью, состоявшихся проектов у него куда больше. Уже в этом году мы увидим « Багровый пик », в 2017-м — « Тихоокеанский рубеж 2 ». А в отдаленном будущем дель Торо намерен поставить, пожалуй, свой самый многообещающий фильм — « Темную Лигу справедливости ». Картина будет посвящена мистической стороне вселенной DC, а главным героем ее станет Джон Константин. Болотная тварь и другие создания из комиксов явно попали в нужные руки — мало кто умеет снимать мистику и фильмы о монстрах так, как этот упитанный мексиканец. Дай-то Ктулху, дурная фортуна хоть в этот раз обойдет Гильермо дель Торо стороной.