Отмена Silent Hills: как Konami докатилась до жизни такой
Началось все с того, что имя Хидэо Кодзимы исчезло с постеров грядущей Metal Gear Solid 5. Затем Кодзима пропал из списка руководителей Konami Corporation, хотя ранее числился на должности генерального директора Kojima Studios. Поползли слухи о том, что Konami, дескать, его вообще увольняет и что он уйдет сразу, как закончит работу над новой частью Metal Gear. Комментарии что Konami, что самого Кодзимы по этому поводу ясности не внесли до сих пор.
А потом случилось нечто еще более странное — появилась информация о том, что из PSN удалят P.T. , интерактивный тизер горячо ожидаемой Silent Hills. Спустя пару дней стало известно, что разработка Silent Hills остановлена. Сердца поклонников были разбиты.
Отмена разработки потенциально прибыльного проекта и увольнение руководителя студии, приносящей игровому подразделению Konami самый большой доход (на долю игр серии Metal Gear каждый год приходится половина всего реализуемого компанией тиража), скажем так, не самые дальновидные шаги. Посему мы решили вспомнить прошлые промахи Konami и разобраться, как компания вообще дошла до жизни такой.
Мятеж подавлен
История Konami началась в 1969 году, когда Кагэмаса Кодзуки (он, к слову, возглавляет компанию по сей день) организовал контору по ремонту и производству музыкальных автоматов. Однако уже спустя два года компания сменила сферу деятельности и переключилась на производство игровых автоматов. Спустя еще почти десять лет в Konami решили присмотреться к динамично развивающемуся рынку видеоигр, попутно расширяя бизнес за пределы индустрии развлечений.
Сегодня в состав Konami Corporation входят четыре основных подразделения — игровое Konami Digital, контролирующее сеть фитнес-центров и оздоровительных учреждений Health & Fitness, занятое игровыми автоматами отделение Gaming & Systems, а также Pachislot & Pachinko, производящее и распространяющее слот-машины и автоматы патинко.
► Слот-машины и патинко пока дохода не приносят, поскольку рынок давно поделен и пролезть на него непросто, но уже летом в Японии могут легализовать игорный бизнес, и тогда деньги потекут рекой.
Самый крупный доход сегодня приносит игровое отделение — на 150 миллионов долларов выручки в финансовом 2015 году на долю Konami Digital пришлось 84%. К тому же оно не перестает расти. Однако в 2015 году темпы роста доходов подразделения Digital составили 22%, в то время как выручка с фитнес-центров и игровых автоматов увеличилась на 90% и 70% соответственно. Такая динамика наблюдается не первый год, поэтому, несмотря на внушительный доход, игровое отделение в глазах руководства корпорации, похоже, теряет перспективность.
При этом неигровой бизнес Konami постоянно расширяется и трансформируется, в то время как Digital уже много лет существует только за счет продаж спортивных симуляторов и серии Metal Gear. Другие прибыльные серии у Konami тоже были, но компания успешно с ними расправилась.
► Продажи Pro Evolution Soccer падают с каждым годом.
Самый выразительный пример — с детства любимая многими Contra. Зародившись еще на игровых автоматах, серия успешно покорила не одно консольное поколение. Однако на пике ее популярности руководство Konami переклинило, и разработку новой части отдали никому толком не известной Appaloosa. Почти десять лет славы были смыты двумя отвратительными играми и кровавыми слезами игроков.
Ошибку в Konami признали слишком поздно. Продажи последующих частей, снова разработанных внутренней студией, едва дотягивали до полумиллионной планки. С тех пор некогда знаменитая франшиза обитает лишь на портативных платформах и иногда проявляет себя в виде небольших загружаемых проектов.
► Последние три части снова были разработаны сторонними студиями, но удались гораздо лучше.
Отсутствие нормального контроля качества в Konami — проблема куда более серьезная, нежели попытки отдать свою интеллектуальную собственность на дешевый аутсорсинг. Так, отличную ролевую серию Suikoden компания растерзала собственными руками.
Начав свой путь в эпоху PlayStation One, Suikoden отлично себя чувствовала и успешно развивалась. Но за месяц до релиза третьей части случилась странная вещь: Konami покинул Ёситака Мураяма, автор и идейный вдохновитель серии. Его имя даже убрали из титров игры, как и имя Кодзимы с постеров Metal Gear Solid 5.
Без Мураямы четвертая часть получилась настолько неудачной, что поклонники даже не знали, как реагировать. Пятая оказалась немногим лучше, а продажи упали так сильно, что разработку продолжения сочли бесперспективной. В 2009 году Мураяма объявил, что решение об уходе он принял сам и никто на него не давил, но больно уже ситуация смахивает на последние события с Кодзимой.
► Окончательно серию не похоронили, но дальше небольших портативных ответвлений (хоть и весьма неплохих) дело не идет. В общем, история Contra повторилась.
Молчание ягнят
Но больше всего под крылом Konami не повезло Team Silent, авторам Silent Hill. Разработав три весьма успешных (продажи составили в сумме более трех миллионов копий, что для Konami внушительный результат) части серии, команда с головой ушла в не имеющий к ней отношения хоррор The Room. Однако, когда многое уже было готово, боссы Konami просто приказали разработчикам переделать The Room в Silent Hill и выпустить как можно скорее. Учитывая популярность серии в то время, желание их понять можно.
Но результат этого финта известен: невероятно концептуальная Silent Hill 4: The Room отличается скомканным сюжетом и со вселенной почти никак не связана. Игроки не оценили. Продажи еле дотянули до полумиллионного рубежа, и в Konami решили расформировать студию, а Silent Hill отдать другим разработчикам.
► В The Room ощутимо пострадал, кроме прочего, дизайн монстров и головоломок. Разработчики явно очень торопились.
Правда, сама индустрия от расформирования Team Silent ничего особо не потеряла — ни один талант не пропал. Так, продюсер первых трех частей Silent Hill Годзо Китао успел поработать над Metal Gear Solid 4. К ней же приложил руку директор Silent Hill 3 Кацухидэ Накадзава, влившийся в состав студии Хидэо Кодзимы. Дизайнер Масахи Цубуяма сейчас создает игры для Nintendo.
Акира Ямаока, автор гениальных саундтреков к играм серии, работал над Silent Hill вплоть до 2009 года, а теперь вместе с Гоити Судой перешел в Grasshopper Manufacture. Верным серии остался и художник Масахиро Ито, он трудился над Silent Hill вплоть до последних выпусков, а сейчас устраивает выставки своих картин и ваяет хоррор Night Cry.
► Всем, кто тоскует по старым частям Silent Hill , стоит обратить внимание на трилогию Siren — там все как в старые добрые времена, чистый хоррор без заигрывания с другими жанрами. Да и придумал его Кэйитиро Тояма, автор самой первой Silent Hill.
Но, хотя у бывших участников Team Silent все сложилось не так уж скверно, для самой Silent Hill настали темные времена. Не то чтобы серия заглохла — Silent Hill: Origins и Shattered Memories, вышедшие из рук британской студии Climax, получились неплохими играми. Но «номерная» Homecoming, разработанная Double Helix, мало того, что еще больше запятнала репутацию серии своим качеством, так еще и продалась неутешительным тиражом в 400 тысяч копий.
Следом настал черед Downpour, созданной никому тогда не известными чехами из Vatra. Игра-то во многих отношениях отличная, только от исходной концепции серия ушла бесконечно далеко. Konami отчаянно пытались превратить Silent Hill в более понятный западному игроку ужастик, к которому Downpour вплотную и приблизилась: «кинговская» атмосфера, Korn в саундтреке… Тем не менее новую аудиторию привлечь не получилось, а старых поклонников нововведения только оттолкнули. Как итог — выручка от 700 тысяч проданных копий едва окупила разработку.
► Новый курс серии прокладывал продюсер Томм Хьюлетт, который, судя по интервью, не слишком хорошо понимал, в чем суть Silent Hill. В 2013 году он покинул Konami.
► В истории серии были еще Silent Hill: The Arcade и Book of Memories, но о них нам и вспоминать не хочется.
Потом в темном царстве ненадолго забрезжил свет… А что было дальше, мы знаем. Демоверсия P.T. , анонс Silent Hills с Норманом Ридусом, Гильермо дель Торо и Хидэо Кодзимой — и скоропостижная отмена игры, удивившая даже работавших над ней людей.
Лучше для бизнеса
Единственная франшиза, которую не погубили ни масса побочных проектов, ни передача сторонним студиям, — это Metal Gear Solid. И спасибо за это стоит сказать самому Хидэо Кодзиме, надзиравшему за разработкой почти всех частей. К тому же номерные выпуски получались такого качества, что за них можно простить и тонну ширпотреба по мотивам.
Кодзима заработал такую репутацию, что его имя на обложке действует почти магически: все игры серии Metal Gear , разработанные при его непосредственном участии, продавались тиражами в пять-шесть раз более внушительными, чем тиражи прочих проектов Konami.
► Если не брать в расчет спортивные симуляторы, все игровое подразделение компании долгие годы держалось почти на одной лишь Metal Gear , что подтверждает свежий финансовый отчет. Но динамика продаж спортивных игр уменьшается, а у MGS дела идут в гору.
Однако Кодзима свои игры делает неспешно, а денег на них тратит немало (бюджет MGS 4 , по слухам, составил 60 миллионов долларов — цифра вполне правдоподобная), и Konami, загубившей прочие свои прибыльные серии, между релизами новых частей Metal Gear перебиваться почти нечем. В итоге доходы хоть и растут, но все медленнее. К тому же при сравнении чистого дохода и операционной прибыли игрового подразделения становится видно, что и расходы на разработку растут неуклонно. Так что без горячих споров между Кодзимой и начальством в попытках ускорить разработку новых частей серии наверняка не обходилось.
► Самое страшное, что руки у Konami не связаны вообще ничем, вся интеллектуальная собственность, включая движок Fox Engine и права на бренд Metal Gear , принадлежат компании.
Это частично подтверждается слухами, распространенными неким работником Konami. По его словам, основатель Konami просто ненавидит Кодзиму за потребляемые им бюджеты и неспешность и всячески пытается выжить не только его, но и других работников Kojima Studios.
Отстранение Кодзимы и передача разработки продолжений более расторопным студиям и командам — шаг вполне логичный, но лишь в кратковременной перспективе. Снизится ли качество новых игр без присмотра Кодзимы? Наверняка. Конечно, если серия попадет в хорошие руки, то все будет не так уж плохо. Но боссы Konami уже не раз демонстрировали свою неразборчивость.
► Гильермо дель Торо и актер Норман Ридус, занятые в разработке Silent Hills , сами удивились отмене игры.
Отмена Silent Hills , потенциально прибыльного проекта, — очень странный шаг. Объяснить его можно разве только тем, что Konami сворачивает разработку крупных игр. Темпы роста продаж игр снижаются, а неигровая сфера деятельности растет все динамичнее. Возни с играми на порядок больше, многие студии находятся за рубежом, зато те же фитнес-клубы — в Японии, где Konami куда проще проводить операции. Прибавьте растущую стоимость разработки, которую все сложнее покрыть.
Мобильные же проекты, на которые компания давно посматривает с интересом, зачастую приносят на порядок больше денег, а стоят при этом копейки. С точки зрения бизнеса, Konami Digital явно пора реформировать, чем в Konami, видимо, и занялись.
На это намекает и решение компании уйти с Нью-Йоркской фондовой биржи. Со слов представителей Konami, дальнейшее пребывание там экономически невыгодно. На деле же подобное часто происходит, когда компания готовится к банкротству или внутренней реструктуризации. О банкротстве речь все же не идет, а вот смена сферы деятельности — вполне возможный вариант.
Впрочем, улика эта больше косвенная, ничуть не менее часто компании уходят с биржи в связи с малым числом держателей акций в стране. Так уже поступали другие известные корпорации, вроде Panasonic, «Вимм-Билль-Данн» и «Ростелеком». Но почему Konami решилась на такой шаг почти одновременно с увольнением Кодзимы и последующей отменой Silent Hills? Дыма без огня не бывает.
* * *
Что будет дальше, неизвестно. Раннеры по мотивам Silent Hill с Пирамидоголовым в главной роли? Танцевальные аркады со Снейком и Габриэлем? После Book of Memories и Silent Hill: The Arcade мы ничему не удивимся. Мы хотели бы верить в лучшее, хотели бы думать, что все это просто акция в поддержку выхода Metal Gear Solid 5. Но в этот раз чуда, кажется, не будет. Впрочем, сама Konami не пропадет, к тому же большинство ее известных серий в любом случае останется с нами, даже если и в несколько измененном виде.