Трудности переходного возраста. Обзор Broken Age
Близкие по духу
Эпизодами игры обычно выпускают из финансовых соображений. Тим Шейфер, автор Full Throttle, Grim Fandango, Psychonauts и Brutal Legend, в свое время даже установил официальный рекорд по сбору народных пожертвований (3,5 млн долларов), но все равно умудрился дать маху с распределением ресурсов.
Поэтому Broken Age разделили на два акта. Казалось бы, чисто формальное решение — два равнозначных эпизода должны были успешно сложиться в единое произведение под аплодисменты растроганной публики…
В итоге мы получили во многом две разных игры. Разных и неоднозначных.
Первый акт мы уже отыграли
► Просто так свои балахоны эти друиды не отдадут!
Первый акт — это исключительно юмор, эмоции и глубина, которая проявилась не столько в игровом процессе, сколько в тематике. Две параллельные истории — мальчика Шэя и девушки Веллы — только с виду кажутся занятными приключениями парочки подростков.
Шэй бороздит космические просторы на собственном корабле, выполняет опасные задания и спасает странных, но милых существ. Велла живет в некоей сказочной стране и совершает увлекательное путешествие на ежегодное состязание местных красавиц, чтобы, разумеется, триумфально его выиграть.
На деле это истории взросления и даже бунта. Оба подростка, как выяснилось, жили отнюдь не безоблачно. Шэю докучали излишней опекой, а космос и все якобы рискованные миссии оказались театральным представлением, устроенным чрезмерно заботливыми родителями: никакой опасности никогда и не было, мальчик разве что мороженого мог переесть.
► Готовьтесь — соединять эти провода в разных вариантах вам придется раз двадцать.
Но о Велле такого не скажешь. Она оказалась в плену традиций, грозивших по-настоящему погубить ее: на том самом фестивале с конкурсом красавиц ее хотели принести в жертву морскому чудищу. И никто — ни другие девушки, ни ее родители — не решался нарушить установленный порядок.
Дети, как вы поняли, не захотели мириться с таким положением вещей и подняли бунт — притом вполне осмысленный. Сбор предметов, решение загадок и мини-игры сопровождались общением со множеством разномастных персонажей: говорящим деревом, свихнувшимся дровосеком, каким-то проповедником, живущим на облаке, болтливой ложкой, забавными роботами и другими колоритными личностями.
► Ближе к финалу страсти накаляются не на шутку.
Вдобавок нас ожидало море юмора, шуточки про видеоигры, пародийные отсылки к фильмам, книгам, Ктулху, Mass Effect — и другие приятные вещи. Шейфер остался верен себе: он снова придумал необычный мир, красочный и ироничный; при этом в основу игры легла вполне взрослая серьезная тема.
Broken Age упрекали лишь в краткости и излишней простоте. Многие загадки были обставлены с присущей автору фантазией, но мозг всю дорогу мирно посапывал. И разработчики учли критику — да так, что мало нам не показалось.
Они поменялись местами
► Некоторые знакомые герои во втором акте предстают в новом обличье.
Второй акт начинается там, где и закончился первый: Шэй и Велла неожиданно встретились и поменялись местами. Девушка очутилась на космическом корабле, а парень — на просторах сказочной страны, жители которой привыкли скармливать юных девственниц морским чудовищам.
Задачи у ребят разные. Шэй, например, встречает отца, а потом и еще одного «космонавта» на сломанном звездолете и ищет способ взлететь и отправиться на поиски матери. А Велла пытается спасти других девушек из родной деревни, оказавшихся запертыми в недрах космического корабля.
Но локации в обоих случаях, за редким исключением, прежние, из первого акта. И по большей части с прежними персонажами. Просто бродят по ним другие герои.
Конечно, ситуации изменились. На корабле Шэя теперь царит разруха, и Велле предстоит сперва разобраться с этим. Старый знакомый дровосек в сказочной деревне решил стать кузнецом и пытается делать настоящие «хардкорные» металлические вещи, но у него все время почему-то получаются котята. Староста деревни потерял голос и свистит, а не говорит. Слепые друиды у Дерева Ответов оказались вполне зрячими девушками, которые на самом деле хотят учиться в колледже и основать рок-группу. И далее в том же духе.
И все же топтание на месте и хождение по одним и тем же игровым экранам несколько смущает. Новых же локаций и персонажей во втором акте до обидного мало.
Идеала нет
► Эта нехорошая змея может доставить хлопот обоим героям.
Другая претензия у нас возникла к загадкам.
Их стало больше, и некоторые в самом деле замечательные. Мы пытаемся рассмешить дерево, рассказывая ему анекдоты в духе «что сказал пень топору», щекочем несговорчивый космический GPS, используем особую программку, чтобы направлять робота и восстанавливать разные отсеки корабля. А под конец нам иногда позволяют переключаться между героями и объединять их усилия, чтобы вместе решать проблемы.
Но и здесь многие ситуации повторяются. Заставить дерево срыгнуть древесным соком, починить космический навигатор, вытащить яйцо из-под злющей птицы-мамаши? Мы уже видели это в первом акте, пусть и при других обстоятельствах.
► Диалогов много, и они прекрасны в обоих актах.
Еще одна проблема — сложность, которая заметно увеличилась (об этом просили сами игроки). Уже на второй локации Велла вынуждена решать непростую головоломку с участием генератора и пары шлангов. А в третьей ей приходится с точностью до миллисекунды рассчитывать момент, когда следует применить нужный предмет ко вращающемуся в невесомости куску щупальца.
Однако в большинстве случаев мы не столько ищем подсказанное логикой решение, сколько задом наперед просчитываем ход мысли дизайнера, как выразился один из западных рецензентов. Догадаться, что для инициации затейливой цепочки событий с участием обоих героев и кучи других персонажей нужно поставить Шэя именно в этой точке, а не где-то еще, невозможно в принципе, поскольку никакого логического объяснения этому нет.
Остается метод тыка и перебора всех вариантов. Прибавьте постоянную беготню между локациями — а во втором акте бегать приходится куда больше, чем раньше (что во многом и увеличило продолжительность игры). А чуть ли не единственная мини-игра, заставляющая вас логически мыслить и проявлять внимательность, повторяется так часто, что в финале при виде нее натурально хочется биться головой о стену.
► Во второй части это дерево будет с ужасом вспоминать Веллу.
Но самое обидное, что во втором акте авторы так и не раскрыли толком тему взросления. Оба подростка превратились в обычных героев среднестатистической приключенческой игры: один разговаривает со всеми подряд и ищет нужные предметы, другая исследует космический корабль, и оба при этом вечно что-то чинят.
Лишь в финале главная тема Broken Age всплывает снова, но обозначена она лишь легкими мазками. Концовка же вызывает скорее недоумение и разочарование — она явно могла быть сильнее, острее и ярче.
* * *
В Broken Age: Act 2 есть все то, за что мы любим творчество Тима Шейфера, — ирония, выразительные персонажи и необычные ситуации. Многие шутки не раз заставят вас искренне рассмеяться.
Но в ней нет тонкой выверенности и блеска, которых ждешь от работ автора Grim Fandango и Full Throttle. Разработчики пошли на поводу у публики и зачастую накручивают сложность и продолжительность за счет перебора вариантов, беготни по локациям и попытки сообразить, как мыслил дизайнер головоломок, а не за счет поиска изящных и логичных решений.
Несмотря на это, перед нами все равно увлекательная и смешная приключенческая игра, на которую не жалко времени, но Тим Шейфер все-таки может лучше. Главное — не слушать при этом капризных поклонников.
Порадовало
Огорчило
- нетривиальный стиль, который Шейфер выдерживает от начала и до конца;
- аттракционы кончились: во втором акте задачки куда сложнее;
- юмор несколько вторичен, зато школу LucasArts видно за милю.
- те же лица, те же места: и ради этого Double Fine вкалывали полтора года?
- игра почти не отвечает на свои же вопросы — а если отвечает, то неуклюже;
- недолго и голову сломать, разгадывая замысел дизайнера.
Как мы играли
Во что: приобрели акт первый, когда он вышел, второй же догрузился автоматически. На чем: PC Сколько: двенадцать долгих обстоятельных часов на обе части.
«Ачивка» редакции
«Тетя Глаша»
Пожечь все цепи на судне просто потому, что можешь!
Оценка сайта
8,0
Отлично
Вердикт
Выразительная, смешная, где-то даже философская, но отнюдь не идеальная приключенческая игра от Тима Шейфера, поделенная на два неравнозначных акта. Первый акт чудесный, второй — просто хороший.