Отечественные игры, которые не стоит пропускать
Чтобы узнать, что лучше всего удается российским разработчикам, достаточно запустить любую из игр, описанных в первой и второй частях нашего цикла, но список еще далеко не полон. Продолжаем вспоминать отечественные проекты, достойные оказаться на жестком диске ценителя хороших игр.
Операция: Silent Storm
Все поклонники хардкорных тактических игр получили в 2003 году проект, игнорировать который было бы досадной ошибкой. « Операция: Silent Storm » сочетала в себе почти все достоинства жанра.
► Проходить игру можно хоть с ножом, хоть со снайперкой. Или напролом, со взрывами и кучей гильз. У бойцов повышаются те характеристики, которые активно используются, а пристреленное оружие им милее, чем более совершенные новинки.
Тем, кто знаком с X-COM или той же Jagged Alliance, едва ли нужно объяснять, чем хороша Silent Storm. Она красива, зрелищна и скрупулезна. Каждый боец в ней на вес золота, и даже любителям идти напролом приходится устраивать дебош с чувством, с толком, с расстановкой.
Тактических возможностей на детально проработанных локациях немало, даром что местная физика скрытным не благоволит. В Silent Storm есть та самая тотальная разрушаемость, которой даже сейчас могут похвалиться немногие. Делать новые двери и обрушивать на врагов крыши тут одно удовольствие, ведь графика и по сей день смотрится прилично, а физика разрушений настолько честная, что со стороны и не скажешь, случайная граната стеночку приподняла или дизайнеры так нарисовали.
Для тактических погромов разработчики выдают нам обширный арсенал, куда входят даже футуристические энергетические стволы и экзоскелеты-«панцеркляйны», чья чрезмерная крутость вошла в число немногих недостатков Silent Storm. Да и вообще все фантастические элементы, которыми разработчики решили разбавить мрачную реальность 1943 года, тут явно не ко двору.
Впрочем, в достойном продолжении игры, « Серп и молот », Великая Отечественная война сменилась «холодной», а все панцеркляйны отправились на дальнюю полку, где им и место.
Тургор
Ice - Pick Lodge можно упрекнуть в чем угодно, но только не во вторичности. Их « Мор. Утопия » стала грандиозной театральной постановкой от видеоигр. А вышедший два года спустя « Тургор » интриговал ничуть не меньше. Это тоже артхаус, но выразительные средства в нем уже совсем иные.
► Одна из важных тем « Тургора » — женщины, и их образ в игре исполнен эротизма.
Если « Мор. Утопия » вплетала сюрреализм в привычную для нас реальность, то « Тургор » похож на поток образов и красок, для простоты восприятия принимающих знакомые очертания. Здешний мир, Промежуток, чужд нашим представлениям о реальности, он организован по принципиально иным правилам — и навязывает их нам.
Все здесь живет и дышит цветом , не исключая и главного героя. Цвет — единственный ресурс, позволяющий существовать и влиять на мир. Цвет постоянно утекает сквозь пальцы и поэтому всегда отчаянно нужен. Его придется расходовать очень грамотно, ведь жизнь — это не только потребление, но и умение отдавать, пожинать плоды усилий.
Если проще, то « Тургор » обращается к механике ролевых игр, но превращает ее в метафору. Создание цвета, «рисование» боевых заклинаний, разные эффекты цветов — все это неотъемлемая часть эстетики мира и сюжета. « Тургор » не обычная игра, и садиться за нее следует в полной готовности размышлять и любоваться красотой чистого искусства. В противном случае вы рискуете стукнуться лбом о порог вхождения и разочароваться.
Ex Machina
Постапокалиптические мотивы, несмотря на мнимую исчерпанность и нишевость, прочно укоренились в массовой культуре. В наших краях к Fallout и присным питают особо теплые чувства, хотя далеко не весь русскоязычный постапокалипсис достоин внимания. Ex Machina достойна.
► Графика в игре не передовая, но полюбоваться есть чем.
Правда, именно позиционирование как «Fallout на колесах» и стало ахиллесовой пятой игры. С ролевой классикой ее роднят разве что километры убитой прогрессивным человечеством природы, пустынные пейзажи и редкие, по-дарвиновски жестокие островки «цивилизации».
На деле же ближайший ориентир тут « Вангеры », о которых мы писали в первой части цикла. Только « Вангеры » ставили на психоделический и откровенно безумный мир, а Ex Machina — на те самые романтичные пустоши, таящие в себе угрозу. Колесить по живописным руинам под прекрасно подобранную музыку здесь — особое медитативное удовольствие.
Есть здесь и задания, и нелинейный сюжет средней руки, и кое-какая торговля, но в конечном счете все упирается в вашу любовь к романтике постапокалипсиса на колесах: если вы готовы часами созерцать пустоши, время от времени отстреливаясь от бандитов, Ex Machina вам может хватить надолго. Если нет, то в крайнем случае вас ждет не идеальная, но приятная игра.
«Код доступа: РАЙ»
« Код доступа: РАЙ » от MiST land стал, вероятно, главным игровым киберпанком в наших пенатах. Как и « Операция: Silent Storm », он опирается на хардкорный тактический геймплей, но на сей раз мы имеем пессимистичное будущее, имплантаты, боевые «робоцыпы» и лихо закрученный нелинейный сюжет о борьбе с Большим Братом.
► Атмосфера киберпанка в обеих частях на высоте. Во многом это заслуга бесподобной электронной музыки и качественной озвучки.
Мир отлично проработан, поэтому задания стоит выполнять с умом: в условиях столкновения интересов разных группировок ваши решения имеют не всегда приятные последствия.
По ходу сюжета местный борец с системой (хакер по имени и по профессии) сколотит отряд из шести героев, каждый со своим характером и, как правило, узкой специализацией. Развиваться можно за счет опыта — или имплантатов и нового оружия, но переучивать бойца себе дороже, придется подгонять тактику под сильные и слабые стороны союзников. Нюансов в боевой системе уйма, а противники не только умны, но и многочисленны.
Два года спустя успех игры закрепила и приумножила « Власть закона », показавшая тот же мир глазами полицейского. Масштаб операций возрос, сюжет стал чуть линейнее, но центральную мысль сохранил.
Смерть шпионам
Стелсовую механику наши разработчики всегда любили, только применяли в странных местах: например, в экспериментальной ролевке « Проклятые земли ». Настоящий же стелс-экшен в 2007 году выдали Haggard Games, и какой! « Смерть шпионам » внимательно рассмотрела полированную лысину Агента 47 — и нашла его талантам наилучшее применение. На полях незримых сражений второй мировой.
► Локации тут просторные, и руки у игрока развязаны. Разве что по дизайну заданий игра уступает разнообразию Hitman , зато здесь необычный взгляд на войну. Как вам миссии в стане союзных Англии и США?
Как и Hitman, « Смерть шпионам » подразумевает бесшумные диверсии в тылу. Поиск разведданных, устранение провинившихся и прочая шпионская романтика требуют бдительности, внимания к мелочам и, конечно, всяческих уловок. Переодевание — лишь главная из них.
При желании можно попробовать отстреляться, но только на свой страх, риск и голову. Хамелеонья же тактика у Haggard получилась местами даже лучше, чем у их датских наставников. Скажем, окровавленная форма для камуфляжа тут не годится — извольте душить, травить и исхитряться. На переодевание уходит время, а старые вещички придется прятать. Забывчивых ждут неприятные сюрпризы. До таких тонкостей игры о Сорок Седьмом, между прочим, пока не дошли.
« Смерть шпионам » — суровый военный триллер, в который хочется верить вопреки шероховатостям вроде далеко не идеального ИИ. Ближайший аналог — Velvet Assassin 2009 года. Обе игры говорят языком развлечений на отнюдь не веселые темы.
Через год после выхода для « Смерть шпионам » вышло достойное дополнение « Момент истины », а вот полноценное продолжение мы ждем до сих пор.
* * *
Число три смотрится очень привлекательно, но мы все еще не закончили наш цикл. Ныне качественные отечественные игры встречаются не так часто, как хотелось бы, однако далее мы обязательно рассмотрим и свежие вкусные плоды трудов наших соотечественников.