Black Desert Online: впечатления от первого этапа ЗБТ
В конце мая произошло событие, значимое для всех, кто ждет игру Black Desert: первая закрытая бета русской версии открылась для восьми с лишним тысяч игроков. Увидеть своими глазами и лично пощупать долгожданную MMORPG сумели преимущественно представители гильдий, победители конкурсов и, конечно, пресса.
► На первых порах нам все растолковывают в мельчайших подробностях. Но уже несколько уровней спустя нашего героя вытолкают в открытый мир и предоставят самому себе.
► Самые славные герои начинают свой путь в виде весьма неприглядном: валяясь в траве на задворках деревушки Ольвия.
Но довольными остались далеко не все из них. Что же пошло не так и как это исправить? Разбираемся.
Меня никто не любит
«Простите, что вам не понравилась эта игра», — смущенно сообщал лончер после каждого закрытия клиента Black Desert. Первая версия игры, показанная относительно широкой публике, оказалась далека от финальной. Отсутствовала озвучка, отчего квестодатели производили диковатое впечатление: активно жестикулируя и открывая рты, они не издавали при этом ни звука. Были зависания, вылеты, «скачки» персонажа в пространстве, перезагрузки сервера, помарки в переводе и «черновые» шрифты… Однако все это — дело техники, и времени на лакировку еще полно.
► Торговля в Black Desert — это целая наука, почти биржевая игра.
► Укрепить отношения с отдельными обитателями можно, подобрав компанию по интересам из ранее встреченных NPC. Порой нам приходится расставлять по приоритету жуков, бесов разных рангов и даже тотемы гоблинов. Так что читаем информацию обо всем, что встречаем на пути.
В остальном с технической точки зрения Black Desert показала себя достойно: полюбоваться огромным красочным миром Элиона смогли даже обладатели не самых мощных компьютеров — пусть им и пришлось выбрать не самые высокие настройки графики. Клиент оптимизирован очень неплохо.
Реальные проблемы крылись в балансе.
Идем другим путем
► В местах обитания важных квестовых монстров игроков намного больше, чем добычи. Кто первый ударил — тому и галочка достанется.
Русскоязычная игровая аудитория считается одной из самых хардкорных. «Наши» любят сложности и неограниченное PvP, не любят магазинные шапочки и готовы часами изучать механику и совершенствовать даже самые бесполезные навыки. Именно от этого отталкивались, начиная работу над русской версией BDO. «Наша игра будет отличаться от корейской», — пообещали локализаторы.
По каждому мало-мальски важному элементу геймплея проводилось голосование, чтобы сделать все так, как хотят игроки. С какого уровня разрешать схватки между игроками? Как наказывать тех, кто убивает мирных персонажей? Какой штраф за смерть следует назначить? Насколько быстро должен расти наш герой?
► «Они же ни за что не догадаются, что мы их подслушиваем, правда?»
► Войти можно лишь в тот дом, который мы назначим не складом или фабрикой, а резиденцией. Обзаведемся мебелью — сможем немного приукрасить жилище.
Первое массовое тестирование должно было проверить все, за что проголосовал народ, на практике. Для организации «лабораторных условий» разработчики установили пределом развития тридцатый уровень, а игровой мир огородили невидимым заборчиком, не дающим пробраться в высокоуровневые локации.
Тут и вылезло шило из мешка. «Желанные» параметры на практике далеко не радовали. До предела развития добрался лишь один игрок из ста, а многие остановились на полпути, на уровнях где-то с 14-го по 18-й. Все чаще высказывалось мнение, что казуальный корейский вариант не так уж плох. И вот почему.
Война банок
► Эту парочку исследователей древности мы встречаем на своем пути неоднократно. Притом перемещаются они быстрее ветра: только что торчали в пещерах, а вот уже изучают ожившие злобные тыквы.
► Время от времени нам предлагают потренироваться в одиночку разделываться с могучими боссами. Сомневаетесь в своих силах — ищите компанию заранее.
Путь до высоких уровней оказался непомерно сложным, в особенности для новичков, не прошедших закалку корейско-японскими серверами и ранними тестами. Ведущая квестовая линейка неожиданно обрывалась, оставляя игроков наедине с незнакомым и непонятным миром и непомерно сильными монстрами.
Опыт в Black Desert дается почти за все: занятие ремеслами, сбор ресурсов, верховую езду, убийство бесов, рыболовство… Но многие этого не знают или не верят в успешность подобной линии развития. Здорово сокращенный ради увеличения времени на развитие приток опыта вынудил сотни людей часами убивать одних и тех же монстров. Учитывая, что удобных полянок на ранних уровнях маловато, почти все с нетерпением ждали достижения 20-го уровня — чтобы получить доступ к убийству игроков и наконец расчистить себе место!
► Крошечную деревушку под названием Ольвия сразу заполонил народ. Ведь все классы и расы начинают свой путь именно отсюда.
► Неподкупная охрана ни за что не пустит нас за эти ворота. Новые территории мы увидим не скоро — даже в начале ОБТ доступны окажутся лишь области Кальфеонского альянса.
Сдвинутое ближе к начальному этапу развития PvP (а ведь многие настаивали на возможности убивать других игроков вообще с первого уровня!) принесло лишь разочарование. Коронные умения большинства классов открываются только после 30-го уровня, поэтому почти все стычки превратились в «войну банок»: проигрывал тот, у кого раньше заканчивались зелья здоровья. Ну а при солидных запасах флакончиков в рюкзаках схватки между игроками прекращались досрочно, потому что пора было ложиться спать.
Корейские разработчики рассматривают период с первого до пятидесятого уровня как вступительно-ознакомительный. Осваиваем классовые навыки и особенности, налаживаем производство, обзаводимся недвижимостью, транспортом и экипировкой, изучаем мир, открываем торговые пути.
И лишь достигнув «мягкого» предела развития (soft cap), мы приступаем к самому главному. Как известно, потолка развития в Black Desert нет, что, в частности, и объясняет, почему смещение акцента на начальные уровни не пришлось ко двору.
► Огромный, открытый, реалистичный, бесшовный и прекрасный мир — одно из главных достоинств Black Desert. Не считая очаровательных женщин.
Как заставить это работать — вопрос баланса. К следующему тесту Gamenet планируют увеличить скорость развития, открытие свободного PvP отодвинется примерно к сороковому уровню (хотя объявлять гильдейские войны по-прежнему позволят с первых минут игры). Заодно несколько снизится количество опыта, получаемого от профессиональной деятельности.
А хардкорность? Не сразу. Она ждет нас впереди, после сороковых-пятидесятых уровней, когда набор опыта замедлится очень сильно.
Самая заселенная пустыня
► Выразить свою любовь к Black Desert можно всем телом. Если уложить его правильно.
Но даже сложности, вызванные тестовыми настройками развития, не мешали игрокам вовсю наслаждаться жизнью в открытом мире — пусть и в ограниченных пределах Кальфеонского альянса. Люди часами засиживались в сложном редакторе персонажей, создавая героев по собственному вкусу, и делились между собой самыми удачными пресетами. Гоняли своих ездовых животных по самым отдаленным уголкам, то и дело спасаясь бегством от непомерно сильных противников. Любовались пейзажами и вникали в сложную производственную систему. Пытались заарканить диких лошадок и устраивали гонки на осликах.
Ведь занятий в игре действительно много, и притом самых разных. Можно даже представить себе абсолютно мирный путь развития: собирать семена, ухаживать за фермой, нанять вздорных гоблинов копать руду и ковать инструменты, гонять караваны между крупными городами. Ну да, на них могут напасть и разграбить. Торговцы тоже рискуют.
► Любые массовые схватки выглядят как психоделическая дискотека из-за обилия спецэффектов умений. Тут вся средневековая реалистичность пугливо прячется в угол.
Любители мореплавания могут сколотить себе суденышко и отправиться осваивать острова и охотиться на китов. Со временем успешные капитаны обзаведутся настоящими бригантинами, на которых уместится вся гильдия.
Прирожденные биологи вникают в генетические законы коневодства. Почему от скрещения белой кобылы с черным конем родится рыжий жеребенок? На форумах уже додискутировались до определения доминантных и рецессивных генов. Никто не верит в корейский рандом.
Не остались в стороне и любители организовать собственное «беспокойное хозяйство». Возможности гражданского домовладения в Black Desert попроще, чем в EverQuest Next (которую однажды могут даже доделать), но и их вполне хватает. К тому же все резиденции автоматически попадают в рейтинг престижа. Приятно видеть свое имя на первом месте — даже если оказалось оно там благодаря тому, что тебе удалось притащить в домик на один стул больше, чем ближайшему конкуренту.
► Хочешь быстренько прокачаться7 Отправляйся на рыбалку! Этот перекос обещают поправить — мы не будем получать за убийство монстров меньше опыта, чем за стояние с удочкой.
Дружба с NPC, прокладка торговых путей, ремесла, торговля, исследования, сражения — и все это лишь предварительный, вступительный, набор. Основная часть геймплея ждет нас впереди, после пятидесятого уровня. Количество возможностей в этой игре вызывают в памяти прекрасные времена ожидания релиза ArcheAge. Остается надеяться, что Black Desert не повторит прежних ошибок.
* * *
Первый тест прошел шероховато, но это только начало. Gamenet получили конкретную пищу для размышлений и сделали выводы, которые помогут им найти баланс между хардкорностью и играбельностью. Работа над следующей итерацией Black Desert продлится до сентября, когда нас будет ждать следующий этап тестирования. Вот тогда мы сможем оценить, какое из полярных мнений ближе к реальности и действительно ли подавляющее большинство игроков хочет именно того, о чем так громко и с уверенностью рассуждает.