Elite: Dangerous на Xbox One — космос глазами консольщика
Я увидел Elite больше пятнадцати лет назад, на стареньком и трещащем, словно мопед, «спектруме». Игра уже сильно устарела, но в моих детских глазах выглядела верхом компьютерного совершенства. Бесконечный космос с редкими точками-звездами и условными звездолетами воображение мигом наполнило деталями, тайнами и захватывающими событиями.
Разумеется, я попробовал сыграть, и, разумеется, у меня ничего не получилось. Но из-за плеча я затаив дыхание наблюдал за игрой до позднего вечера.
То детское впечатление создало загадочный образ, распространившийся на весь жанр. С тех пор я пристально следил за космическими симуляторами, с замиранием сердца смотрел трейлеры X³, читал на форумах невероятные истории из мира EVE. Однако сам летал разве что в « Космических рейнджерах ». «Слишком сложно», — твердило подсознание.
Но тут Elite: Dangerous, наследница той самой Elite , вышла на Xbox One. Полноценный космический симулятор посетил консоль! Это был знак, и я впервые встал за штурвал звездолета…
Чужак в чужой стране
Без предисловий и вступления я очутился на космической станции, в кабине маленького юркого кораблика Sidewinder. Робко оглядываюсь, прислушиваюсь к гулу механизмов и неразборчивых объявлений, доносящихся снаружи. Внутри тесно, но уютно, мигают оранжевые огоньки приборной панели. Аккуратно осматриваюсь — всплывают окошки с интерфейсом. Понятия не имею, как с этим обращаться, нужно осваиваться.
Но это все потом, ведь мне не терпится вырваться на свободу, навстречу звездному ветру и бескрайним холодным просторам. Жму «Launch», и механизмы вокруг оживают, медленно вытягивая корабль на поверхность станции. Начинается проверка систем.
► Неподготовленного игрока обилие меню, надписей и окон поначалу может напугать.
Десять минут я просто кружу вокруг станции и изучаю интерфейс корабля, включая-отключая различные модули и пытаясь связаться с пролетающими мимо кораблями. Звездолет прекрасно ощущается, чутко реагирует на движения стиков и послушно перемещается в пространстве. Пугающий поначалу интерфейс оказывается не таким уж сложным. Возможность и необходимость постоянно вертеть головой отлично вовлекает в процесс, и себя отождествляешь непосредственно с пилотом, а не с самой машиной.
Однако встает вопрос — а что дальше? Куда лететь? А главное — как? Вход в режим суперкруиза — для перелетов внутри системы, гиперпространственные прыжки, премудрости ведения боя и стыковки со станциями, торговля — ничему из этого игра учить не торопится.
Разумеется, на многие вопросы ответит раздел обучения в главном меню: там и потренироваться, и обучающие видео посмотреть можно. Но консольный игрок к такому подходу непривычен. Почти все современные игры сначала разжевывают правила, а уж потом впускают игрока в мир. Это стало почти стандартом. Из-за отсутствия полноценного обучающего введения космическое путешествие для многих новоприбывших может закончиться не начавшись.
► Обучающий режим не панацея. Игра часто объясняет, что нужно сделать, но не говорит как — не указывает, какие кнопки нажимать. Приходится штудировать интернет.
Игра Эндера
Освоение всех тонкостей растягивается на несколько часов и поначалу больше раздражает. Многое не получается, многое просто непонятно. Игра требует усердия и терпения, но чем дальше, тем сильнее затягивает процесс.
И окружающая вселенная, и наш корабль весьма строги: наказания за неаккуратные действия следуют моментально. Вовремя не снизили скорость, выходя из суперкруиза, — корабль сделал экстренный сброс, заметно повредив все системы. Забыли открыть посадочное шасси при посадке — чуть не протаранили станцию. По ошибке дали лазерный залп в охраняемой системе — получили кругленький штраф за нарушение порядка.
► Путать кнопки, навлекая на свою голову беду, вы будете неизбежно. Но только первое время. Разработчики довольно удачно раскидали по геймпаду огромное количество команд.
Зато каждое, даже самое рядовое, успешное действие вызывает неописуемый восторг. Выпрыгнув из гиперпространства и замерев перед величественной звездой, невольно задерживаешь дыхание. Полет к космической станции в пределах системы в первые часы игры воспринимается как приключение.
Ну а когда, получив разрешение на посадку, залетаешь в исполинскую космическую станцию вроде «Кориолис» и аккуратно сажаешь корабль на выделенную площадку, и вовсе чувствуешь себя властелином мира. Удивительно, но благодаря высокому порогу вхождения и местами драконовскому отношению к игроку даже рутина вроде доставки грузов и прыжков между системами увлекает с головой добрые пару десятков часов. Воистину, чувство достижения бесценно.
► Как любая хорошая «песочница», Elite: Dangerous и без сюжета создает десятки волнующих ситуаций. Даже простые курьерские поручения нет-нет да и превращаются в лихие погони или прятки с пиратами.
Конец вечности
Но рано или поздно умеренно мирное существование приедается. Начинаешь приглядываться к заданиям на уничтожение особо опасных целей и миссиям на провоз контрабанды. Однако риск и затраты в таких поручениях заметно превышают прибыль, и состояние так не сколотишь. Лучше работать на себя и самому выбирать цели. Проще говоря — заниматься пиратством.
Сложностей хватает. Необходимо менять судно на более маневренное и легкое, что ставит крест на карьере торговца. Неизбежны проблемы с законом. Большую часть времени придется проводить в анархических системах, наслаждаясь «здоровой конкуренцией». Поначалу будет сложно, но постепенно разбой станет прибыльным и не слишком тягостным досугом. До первой встречи с реальным игроком.
Чтобы совладать с виртуальными пилотами, достаточно пройти обучение, снарядить корабль и часок потренироваться. Игроки же, как правило, требуют более основательного подхода. Умение вовремя отступать и перебрасывать энергию между модулями становится чуть ли не важнее меткости лаза и скорости рефлексов.
► Пират ставит на карту всё. Но даже проиграв, потеряв почти все средства и нажив врагов, всегда можно начать все заново в какой-нибудь удаленной системе. Настоящие прелести вольной жизни.
От лихой жизни со временем тоже устаешь, слишком уж мало в игре всего. Спустя три-четыре десятка часов вы пересмотрите все типы космических станций, попробуете себя в самых разных ремеслах и смените несколько кораблей.
Единственное, что заставляет вновь запускать игру, — вселенная. Посещение новых систем, исследование странных сигналов из космоса и просто любование звездами — медитативный процесс сравнимый с «залипанием» в Space Engine.
► Космос в Elite: Dangerous такой же суровый, как и сама игра. Яркие цвета встречаются нечасто, но это не значит, что тут нечем любоваться. Пояса астероидов вокруг некоторых планет так впечатляют, что только ради них занимаешься скучной добычей ресурсов.
* * *
Ничего подобного Elite: Dangerous на Xbox One сейчас просто нет. Но даже на консоли она не перестала быть чистокровной компьютерной игрой. Она все так же беспощадна к игроку, наказывает за ошибки, требует терпения и «делом» подтверждает свое звание симулятора. Самым терпеливым она предложит настоящую свободу и массу неповторимых космических приключений.
Единственная серьезная претензия к игре та же, что и к ПК-версии, — маловато контента. Десятки часов, необходимые, чтобы игра перестала удивлять, — результат более чем достойный, но Elite способна на большее. У Дэвида Брэбена и Frontier Developments наполеоновские планы: высадки на планеты, перестрелки пехоты, стычки с пришельцами — все возможно. Но скоро ли до этого дойдет?
В последнем патче появились фракции и рудиментарная политическая система, но это всего лишь один из первых шагов к превращению мира из «просто песочницы» в живую экосистему. Одновременно с выходом на Xbox One в игре появились PvP-арены для мгновенных стычек (в PC-версию, как говорят, их добавят чуть позже). Но что будет дальше?