Robin Hood: Defender of the Crown
Эпиграф: Жил-был славный Робин — да стал королем; Пускай себе стал — не жалко. А нам от того, что корона при нем, Не холодно и не жарко… В.Карасев Это было давным-давно, в те сказочные времена, когда по земле ходил Робин Гуд и его веселые молодцы в зеленых дискетах… В те времена, когда компьютеры были большими, люди еще не знали некоторых непреложных истин. Например, такую, что компьютерной игре положено относиться к одному из жанров. В крайнем случае — к двум. И игры писали, в простоте душевной минуя все эти условности. Одну из таких игр пытаются сейчас оживить. Стоит ли она свеч? Не мышонок, не лягушка… Один из “родоначальников” русских статей по компьютерным играм, господин Водолеев, помимо привычных нам жанров выделял еще один: эпические игры. В наши дни в этом
Защитники отстреливаются! Огненными стрелами!
направлении почти никто не работает, но, как ни странно, не потому, что идея себя изжила. Просто конкурировать со старыми играми оказалось слишком сложно. Сид-мейеровские Pirates! до сих пор не покидают насиженных мест на винчестерах тех машин, которые еще способны запустить старинный шедевр (великий Сид в те времена баловался “хакерскими” приемчиками, и в новых условиях работа этой игры не вполне предсказуема). А вот ее римейк, Pirates! Gold , почти забыт… Что же это такое — эпическая игра? Сейчас ее назвали бы смесью ролевого и стратегического жанров. Игрок управляет одновременно героем, который самолично сражается на рыцарском турнире, берет на абордаж вражеские суда или беседует со встречным мудрецом, — и славным воинством, которое тем временем, как положено, рубит врагов. Стратегия — но такая, в которой нам приходится действительно играть за командира своих бойцов, а не только отдавать приказы. Жизнь вождя не сводится к передвижению фишек по карте… А может быть, правильнее говорить не о помеси, а о “симуляторе предводителя”. Или назвать как-то еще. Однако главное несомненно: эпическая игра — самостоятельный жанр. В последние десять лет новинки в этом жанре — великая редкость. Можно вспомнить Birthright , еще пару не слишком заметных проектов — и все. Может, и впрямь расхолодили разработчиков не слишком блестящие продажи римейков. Но уж точно не пропал интерес к идее: иначе непонятно, почему игроки все еще время от времени возвращаются к шестнадцати-, а то и четырехцветным игрушкам “минувших дней”. К Pirates! , War in the Middle-Earth (а здорово было бы сотворить ее римейк — под фильм “Властелин колец”…) и, конечно, Defender of the Crown. Былое и грядущее Defender of the Crown вышла полтора десятилетия назад, во времена компьютера Amiga и графического адаптера CGA. В 1991 году ее разработчик, фирма Cinemaware , прекратила свою
А вот так - теперь…
деятельность. Сейчас она возрождается из пепла — с новой “ролевой стратегией в реальном времени”, эпической игрой Robin Hood: Defender of the Crown. Без порядкового номера. Великая игра прошлого была симулятором жизни вовсе не Робин Гуда, как можно подумать по названию. В роли одного из, простите за выражение, крупных феодалов — например, отца Айвенго, достославного Седрика Сакса — нам предлагалось заняться объединением раздробленной Англии. Я не случайно упоминаю “Айвенго”: именно этот знаменитый роман и лег в основу представлений фирмы Cinemaware о временах правления Ричарда Львиное Сердце. Англия состояла из 19 территорий, которые можно было захватывать. Но не только командование армиями занимало время игрока. В духе эпического жанра нам предлагалось, к примеру, самолично усесться в седло и сразиться на рыцарском турнире. Ну а славный Робин был всего лишь одним из возможных помощников. Вместе со своей ватагой бравых лучников он мог здорово помочь в нашей благородной миссии. А мог и не помочь. А вот в новой игре именно Робин — главное действующее лицо. Правда, задачи ему достаются какие-то странные, немного несвойственные, что ли. Целей в игре четыре. Одна — главная: отобрать власть у злого принца Джона. Интересно, кому эту власть предполагается вручить? Неужто хозяин Шервудского леса должен самолично осквернить своим простонародным задом трон? Версия о его благородном происхождении, кажется, никем, кроме Дюма, не поддерживается… Можно предположить, что Ричарду; но одна из трех “дополнительных”, необязательных целей — выкуп из плена (а в одной из статей — даже похищение!) этого самого Ричарда. То есть, как ни крути, а Львиное Сердце может продолжать биться в темнице. И что тогда? Возрождать саксонское королевство, как грезил Седрик Сакс? Есть и еще две необязательных цели: спасти Мэрион из застенков принца Джона и… объединить Англию. Вот так-то. Мечи и орала Но в наши
Увидев такую твердыню, начинаешь сомневаться в своих осадно-стратегических талантах.
дни ограничиваться девятнадцатью территориями как-то несолидно, правда? Мы и не будем: каждая из провинций (разумеется, изображенных в полном 3D, как же иначе!) разделена на много маленьких, которые, в свою очередь… м-да. Территория — основной ресурс в игре. В начале игры за эти земли воюют шесть генералов, вы — один из них. Контролируете — пока — две провинции. Столько же, сколько и принц Джон. Ничего себе — Шервудский лес! В оригинальном Defender of the Crown очень много значили герои, именные персонажи, которые могли присоединиться к вам, а могли — к кому-то еще. Здесь они, конечно же, тоже есть. При этом годятся они для разного: Уилл Скарлет воодушевит войска, Мэрион соберет ценные сведения, а Малютка Джон поможет в драке. Что забавно: все эти герои могут оказаться недовольны вами, например — если вы их слишком редко задействуете, и в результате покинуть ряды вашей армии… Кроме того, они, похоже, страстно любят попадать в плен. Чуть ли не половина оригинального робингудовского цикла посвящена спасению из тюрьмы очередного верного товарища; здесь разработчики следуют канону. Спасение Мэрион — одна из главных целей, ну а извлечение из цепких лап шерифов прочих веселых ребят — обычные будни всякого уважающего себя Робин Гуда. Все эти вояки, а равно и ваши противники, обладают личными чертами. Это вызывает закономерный вопрос — присутствует ли в игре дипломатия? Присутствует, отвечают разработчики, но в подробности не вдаются. Только рассказывают, как сильно меняют дело персональные пристрастия врагов и союзников. В баталии вам не дадут самолично управлять каждым лучником: надлежит составить план боя и следовать ему. В процессе можно только отдавать глобальные приказы, вроде “держаться” или “окружать врага”. Бой — как и вся игра — идет в реальном времени, и события на время битвы не останавливаются. Можно продолжать отдавать “глобальные” приказы. Эпической игре, однако, помимо стратегии, положена разумная доля личного действия, по-современному — элементы action. Никуда не делась возможность участвовать в рыцарском
Вот так выглядел турнир в VGA-версии старой игры. Вполне достойно, кстати…
турнире (надеюсь, все же не для Робина, а для примкнувших к нему рыцарей?!), разумеется, присутствуют состязания лучников. Предполагаются и шпионские миссии по тайному проникновению во вражеский замок. И, безусловно, можно сразиться с противником на мечах! И это будет, конечно, трехмерная дуэль, с выпадами, финтами, парированиями… В старых эпических играх бои можно было порой выигрывать, давя на одну-единственную кнопку. Теперь, конечно, все совсем не так. Бой должен быть кинематографичным; помимо вас и соперника, участвует окружение, предметы обстановки. Как и положено в кино, на голову врага следует уронить канделябр! Роль осадных мероприятий тоже было решено усилить. Куда же в современной игре “про средневековье” без катапульт! На самом деле их применяли в жизни куда реже, чем в играх, а уж использование их в полевом сражении ( Robin Hood предлагает и такую возможность) — дело почти небывалое. Но стандарт есть стандарт… Впрочем, взять замок — дело хитрое, и стоит эта операция больших потерь. Зато и приз — выше, чем при другом способе действий. Например, часть армии защитников замка перейдет под наше начало. Не стану много распространяться о графике. И так понятно, что она выполнена на уровне. Хотя… если бы мне кто-нибудь дал скриншоты турнира и сказал, что это — игровой экран из стратегической игры, я бы, наверное, не поверил. Я тоже отвык от мысли, что в наши дни можно сделать настоящую эпическую игру. Разработчики клянутся, что все, что “работало” в предыдущей игре, останется и в новой. И что они только расширили и дополнили ее. Конечно, поклонники древнего Defender of the Crown жаждут увидеть все то же самое, только краше и больше. Но я буду оптимистом и понадеюсь, что мы увидим не просто больше, чем было, но и лучше. Конечно, в сценарии прослеживаются явные следы “мыла”, но мы привычные, как-нибудь переживем. Главное — не дать “элементам action” съесть всю игру, как это частенько случается, и сделать ее “action с элементами стратегии”. Но я почему-то верю Cinemaware. Пусть будет рука их тверда, и шпоры не дрожат!