Journey: анализ сюжета
« Так и не договорившись между собой насчет подробностей сюжета, мы отказались от определенности, решив, что рассказанную намеками историю каждый сможет прочесть по-своему », — отвечал на вопрос о сюжете своего последнего произведения Дженова Чен. Journey как раз недавно вышла на PS4 с обновленной графикой, так что тема вновь актуальна.
Теорий вокруг игры, которую мы однажды назвали игрой года, действительно много, но в основном речь идет о символизме. Одни размышляют об эволюции: начинаешь ты немощным существом, но со временем накапливаешь достаточно сил и можешь взлетать все выше, парить все дольше. Другие говорят о колесе сансары и перерождении. Третьи, по старой привычке, обращаются к Фрейду: игрок — это сперматозоид, который стремится достичь матки.
Но давайте оставим метафизику в покое, пусть каждый видит в Journey что-то свое, раз уж так задумано. Сейчас же речь пойдет об истории цивилизаций и жизненной энергии — благо на этот счет игра вполне однозначна.
Каким мир был?
Наверняка сейчас многие не игравшие (и некоторые игравшие) рассмеялись: ну какой анализ сюжета в двухчасовой игре, где нет диалогов, а в качестве главного героя — бесполое нечто в красной мантии? Но дело вот в чем: как и, к примеру, в Dark Souls , в Journey нужно играть внимательно и вдумчиво (речь не о первом прохождении, конечно). Местный сюжет рассказывают в первую очередь декорации и фрески.
Итак, сначала была Гора. Что было до нее — неизвестно. Быть может, ничего, а быть может, Боги. Гора выплеснула из себя жизненную энергию, благодаря которой появилась флора, фауна, а следом и разумная форма жизни — Белые (команда Дженовы Чена первоначально называла их Духами, а затем переименовала в Предков).
Одно и то же зерно жизни было в каждом живом существе — эти «зерна», энергию, мы будем находить на протяжении всего путешествия. Белые росли, эволюционировали, умнели. Со временем они смогли понять, что энергию можно хранить, и взрастили нечто такое, что мы назовем Тканью. Ткань может хранить в себе этот ценный ресурс, как кувшин — молоко. Как цистерна — нефть.
Первоначально Белые жили в гармонии с природой: почитали леса и думать не думали о покорении небес, о величии, просто довольствовались тем, что имеют. Но цивилизация разрасталась. С помощью жизненной энергии Белые отстроили города и обеспечили их электричеством, изобрели машины, которые эту энергию собирали бы, а потом добрались и до небес, на своем пути погубив всю природу вокруг себя.
По одной из теорий, страсть к гигантизму — неизбежный признак увядания цивилизации. Так было с Древней Грецией, Египтом, ацтеками и майя, так было с Римом, так было с Советским Союзом. Так было и с миром Предков.
Энергия, питавшая города, иссякла: окружающий мир не мог давать столько, сколько требовали исполинские города. Гора замерзла, умерла — ее высосали до остатка. И вот между Белыми вспыхнула гражданская война за последние энергетические ресурсы. Бойня шла на земле и в небе, а главной военной силой стали летающие машины, производившиеся в промышленных масштабах.
Вскоре Предки истребили самих себя, а то, что осталось от городов, засыпало песком.
Что осталось от мира?
Journey — это экскурсия по культурным и научным достижениям некогда процветавшей цивилизации. Мы начинаем свое путешествие среди монолитов, точно таких же, какие устанавливали на своих могилах Предки. Любой замкнутой системе свойственно сохранять энергию: одно умирает, но благодаря этому нечто другое рождается. Как многие древние народы, Белые, судя по всему, считали, что через такие монолиты можно вернуть свою жизненную энергию земле, чтобы она подарила жизнь кому-то еще. С помощью монолитов игрок возрождает память Предков.
На пике своего развития цивилизация Предков стала весьма небрежно относиться к природе и к самой жизни. Они строили тюрьмы для Ткани, чтобы использовать ее на благо своих городов, — подобные сооружения мы встречаем по пути множество раз. Проще говоря, все их города, заводы и машины работали на энергии, получаемой из Ткани.
Машины изначально создали ради покорения неба, как мы — самолеты, но в ходе гражданской войны их производство было поставлено на поток (на одном из еще рабочих заводов мы однажды побываем). И, вот ирония, машины пережили своих хозяев. Теперь они рыщут по руинам в поисках любой энергии — будь то обычное создание из Ткани или сам игрок.
Но не все было похоронено под песком. Кое-какие стены выстояли, чтобы мы смогли оценить, насколько прекрасен был город Предков до того, как они взялись за оружие. Когда-то у них были самые настоящие небоскребы, соединенные друг с другом красивейшими высокими мостами, купавшиеся в свете большого солнца, каждый вечер заходящего за Горой.
Но, похоже, не все Белые жаждали войны за ресурсы и кровопролития. Некоторые из них, зная, что умирают, строили на собственных могилах у подножья Горы исполинские храмы, которые аккумулировали в себе энергию мертвых, перерабатывали ее и возвращали природе. Этот момент вполне явно отражен на одной из фресок, надежно спрятанной внутри храма.
Эти Белые и оставили монолиты, чтобы вы их нашли и сумели разобраться в своем предназначении.
В чем предназначение?
Все циклично. Что-то рождается, что-то умирает. Белые истребили сами себя, оставив природе лишь руины своих городов. В них сохранилась и энергия, столь необходимая Горе, чтобы попробовать еще раз. И тогда приходите вы — Красный. Вы не вполне живое существо. Как и все остальное в мире, за исключением машин, вы — дитя Ткани (иначе почему машины бросаются на вас, едва завидев?), ходячий аккумулятор, задача которого — собрать как можно больше энергии и вернуть ее Горе. И для этого вам придется умереть.
Вы — инструмент природы, и за ошибки Предков расплачиваться именно вам. Однако именно благодаря вашим стараниям Гора вновь начинает пробуждаться: на ее вершине жизнь бьет ключом, а сам воздух наполнен жизненной энергией. И, возможно, когда-нибудь она вновь выплеснется наружу, порождая деревья и птиц. Но кто будет жить в новом мире? На этот вопрос Дженова Чен ответа, увы, не дает.
Journey — это в первую очередь история о том, насколько важна жизнь. О том, как сильно ее нужно ценить. О том, что жизненную энергию нужно не только получать, но и дарить.
И пусть вы — всего лишь аккумулятор, который когда-нибудь выйдет из строя, ваше предназначение недооценить невозможно. Вы несете жизнь чему-то большему. Тому, что будет после вас.
Энергия во Вселенной никуда не девается, она просто переходит из одного в другое.